Лучше, чем фото

20.08.2019  |  Авто
Лучше, чем фото

Все мальчишки в детстве рисовали автомобили. У большинства из них дальше каракулей на тетрадных полях дело не зашло, но есть люди, которые провели всю свою жизнь, «рисуя машинки» и зарабатывая на этом не только деньги, но и славу. На ум приходят в основном эпатажные автомобильные дизайнеры с именем, но есть особое исключение – Артур Фитцпатрик.

Краткий послужной список: свыше 700 иллюстраций для печатной автомобильной рекламы, более 40 международных наград, членство в ассоциации автомобильных художников. Именем Фитцпатрика названа престижная художественная награда, а своим творчеством он вдохновил не одно поколение дизайнеров, художников и иллюстраторов.

Артур Фитцпатрик – друзья часто называли его Арт или Фитц – начал свою карьеру в 1937-м, когда ему было всего 18 лет: он работал дизайнером в детройтском кузовном ателье Briggs. Уже через год он перешел в компанию Darrin, где создавал кабриолеты, седаны и хардтопы на базе шасси Packard. Позже ателье было выкуплено самой компанией Packard: Фитц остался в компании и разработал дизайн модели Packard Clipper 1942 года.

Однако именно в этот момент США ввязались во Вторую мировую войну. Стране стало не до автомобилей, и Фитцпатрик поступил на службу в Военно-морские силы. Возвращение в профессию произошло быстро – не успев уволиться из ВМС, в 1945 году Фитцпатрик подписал контракт на создание автомобильной рекламы для марки Mercury – уже тогда он был известен как первоклассный художник и иллюстратор.

Настоящий успех пришел после того, как в 1949 году он начал работать вместе с Вэном Кауфманом, бывшим художником Disney. Артур рисовал сами автомобили, а Вэн – красивый фон для них. Пара быстро нашла свой уникальный стиль: рекламные материалы от Фитцпатрика и Кауфмана выглядели гламурно, дорого и по-новому.


В 1959 году тандем иллюстраторов получил эксклюзивный контракт от Pontiac. Компания в этот момент как раз решила найти свежий подход к рекламе своей новой модельной гаммы Wide Track, и тогдашний шеф Pontiac Джон Делориан распорядился, чтобы всю «принтовую» рекламу для марки делали Фитцпатрик и Кауфман. Аналогично, кстати, затем поступил и вице-президент General Motors Боб Лутц – в 1970-х он подрядил Арта и Вэда на создание рекламных материалов марки Opel.

За вдохновением и зарисовками, вооружившись фотоаппаратами и этюдниками, художники ездили по всему миру. Рим, Париж, Монте-Карло, Акапулько, Гавайи, Пуэрто-Рико – каждый год Арт и Вэн садились в самолет и отправлялись в затяжное путешествие. При этом, по словам Фитцпатрика, одно и то же место для разных рекламных иллюстраций использовалось не больше пары раз. Кажется, что Фитцпатрик и Кауфман работали в жанре реализма, но это не так. Во-первых, автомобили на иллюстрациях получались такими привлекательными еще и потому, что Артур сознательно искривлял им пропорции, изображая их шире, чем они были на самом деле.

Во-вторых, желая подчеркнуть пропорции и чистоту линий кузова, Фитц намеренно «забывал» о таких деталях, как дворники или антенны – на иллюстрации они, по мнению художника, только отвлекали зрителя от красоты автомобиля. Наконец, машины на иллюстрациях были больше, чем нужно: они доминировали в общей композиции, а иногда едва влезали в «кадр» – и это тоже было сделано абсолютно намеренно.

В какой-то момент руководство даже решило, что дуэт «перегламурил»: Арта и Вэна вызвали на ковер и ткнули пальцем на две иллюстрации, фон на которых выглядел «слишком иностранным». К счастью для иллюстраторов, руководство указало на рекламные постеры, фоном для которых выступали Нью-Йорк и Вашингтон.


На первых порах пропорции автомобилей на иллюстрациях тоже вызывали недовольство в верхах. Узнав, что Фитцпатрик искажает размеры автомобилей по собственной воле, руководство едва не сделало ему нагоняй за «художественную самодеятельность». Из ситуации Артур выкрутился изящно: он взял фотоаппарат, сфотографировал автомобиль с разных ракурсов, получившиеся снимки обвел по контуру – а в довесок к таким «скетчам» нарисовал аналогичный автомобиль, но с искривленными пропорциями. После чего принес свои работы начальству и предложил выбрать «неправильную» машину. Рисунок с «самодеятельностью» угадали только с третьего раза, и больше вопросов к художнику не возникало.

По результатам опросов, на протяжении десяти лет подряд работы Фитцпатрика и Кауфмана признавались лучшей журнальной рекламой – причем за Pontiac голосовало до 47% респондентов! Да и результаты продаж не без помощи Арта и Вэна выросли: уже к 1962 году марка переместилась с седьмого на третье место на рынке США. Популярнее были только совсем уж массовые Chevrolet и Ford.

Брали иллюстраторы, кстати, безумные деньги. Мало того, что им оплачивали саму работу и постоянные путешествия по миру – в контракте Фитцпатрика было прописано, что каждые три месяца Pontiac должен предоставлять ему три новеньких автомобиля: обычно это были топ-модели Bonneville, GTO, Grand Prix или Le Mans.

Всего для компании Pontiac Фитцпатрик и Кауфман сделали 285 изображений. Вместе Фитцпатрик и Кауфман проработали 24 года – причем после ухода из компании Opel в конце 1970-х автомобильной рекламой ни Артур, ни Вэн больше не занимались. Кауфман умер в 1995 году, а Фитцпатрик прожил остаток дней на юге Калифорнии и лишь немного не дотянул до 96-летия. В этом году ему исполнилось бы сто лет.


Коллекционные почтовые марки Фитцпатрика с американскими спортивными автомобилями пятидесятых, изданные в 2006 году, разошлись тиражом 38 миллионов экземпляров и по продажам вдвое обогнали аналогичную продукцию с диснеевскими персонажами. Кстати, сама студия Disney-Pixar в середине двухтысячных наняла Фитцпатрика в качестве консультанта при создании своего мультфильма «Тачки». Ведь кто, если не он, мог рассказать о том, как должны выглядеть автомобили – пусть и мультяшные.


Возврат к списку

Наверх