• Главная
  • Мнение эксперта
  • Александр Морозов, директор департамента транспортного и специального машиностроения Минпромторга

Александр Морозов, директор департамента транспортного и специального машиностроения Минпромторга

Александр Морозов, директор департамента транспортного и специального машиностроения Минпромторга
Меры господдержки в сегменте автомобильной отрасли сейчас актуальны как никогда: ослабление рубля усилило позиции отечественного производителя. Чтобы поддержать тенденцию к укреплению российского автопрома, департамент Минпромторга в экстренном порядке разрабатывает новый пакет мер. О том, какие способы усиления спроса на авторынке предложит правительство, рассказал директор департамента транспортного и специального машиностроения Минпромторга Александр Морозов.

МЕРЫ 2014 ГОДА ХОРОШО  АУКНУЛИСЬ В ТЕКУЩЕМ ГОДУ
По данным Росстата за январь-февраль 2015-го рынок новых автомобилей в России сократился на 32% по отношению к аналогичному периоду прошлого года. При этом производство по итогам первых двух месяцев года сократилось на 23,4%. Безусловно, сложившаяся ситуация – вовсе не неожиданность для нас, мы готовились к этому моменту, но реальность оказалась жестче, чем мы предполагали. Хочется провести аналогию с предыдущим годом, когда в августе 2014-го мы зафиксировали максимальное падение, достигшее на тот момент порядка 27%, и вспомнить, что же мы сделали для улучшения ситуации.
С 1 сентября 2014 года мы экстренно предприняли ряд поддерживающих мер. Была запущена программа обновления парка транспортных средств, в рамках которой в прошлом году реализовали 188 тыс. автомобилей; реализованы дополнительно прямые закупки государственных, в данном случае федеральных, органов исполнительной власти в размере 2,6 млрд рублей. И если первая мера коснулась в первую очередь легкового сегмента, то прямые закупки дополнительно позволили нам усилить спрос на коммерческие авто. Кроме того, субъектам РФ были выделены субсидии на закупку  автобусов и техники для жилищно-коммунального хозяйства, работающей на газомоторном топливе, – в размере 3,7 млрд рублей. Также в рамках антикризисных мер мы временно ослабили экологические нормы для автобусов и грузовиков.
Отдельно отмечу, что в сегменте газомоторной техники из 3,7 млрд рублей, перечисленных по межбюджетному трансферу субъектам федерации, в прошлом году было закуплено техники на сумму чуть более 2 млрд рублей, соответственно в этом году – на сумму более 1,5 млрд рублей. В рамках межбюджетного трансфера из 3,7 млрд рублей у нас осталось неосвоенным порядка  миллиона. Это, я считаю, эффективный показатель, учитывая, что субъекты федерации в этом случае выступают в качестве софинансистов.

КРАСНАЯ И ЗЕЛЁНАЯ ЛИНИИ
В 2015 году мы видим два вариант развития событий. Первый – «зелёная линия», вариант с мерами господдержки автомобильного сектора. Если он будет действовать, рынок, по нашим подсчетам, уступит предыдущему году порядка 24%. Без мер господдержки этот пессимистический сценарий мы называем «красной линией» – рынок потеряет около половины.
Понятно, что адекватные меры господдержки, особенно в первом и втором квартале 2015 года станут ключевой точкой для выбора сценария развития. В настоящий момент мы постоянно находимся в контакте с автопроизводителями, с их маркетинговыми службами. Хотелось бы отметить, что так называемый «период шока» у покупателей прошёл. Жизнь есть жизнь – потребительская активность восстанавливается. И мы планируем в этой части предложить дополнительные меры господдержки.
На что нацелено в настоящее время внимание государства? Безусловно, мы продолжаем программу обновления парка колёсных транспортных средств: на первый квартал этого года выделено 10 млрд рублей, в настоящий момент на второй квартал мы выделяем дополнительно еще 5 млрд. Напоминаю, что в прошлом году объем финансирования по этой программе со стороны государства составил порядка 12 млрд.
За два месяца мы имеем пока слабый результат по программе обновления парка. Но я надеюсь, что в совокупности с другими мерами господдержки и с изменением психологического состояния рынок привыкнет к ситуации с ценами не только на автомобильном рынке, но и во всех секторах потребления, темп программы обновления парка восстановится, поскольку мы не планируем её завершать. Также мы продолжим программу стимулирования спроса на автобусы и технику для ЖКХ, работающих на газомоторном топливе. На эти цели выделяем 3 млрд рублей в текущем году.

СТИМУЛИРОВАТЬ РЫНОК БУДУТ ЛИЗИНГОМ И ЛЬГОТНЫМИ КРЕДИТАМИ
Что касается прямых государственных закупок, в настоящий момент мы предложили две инициативы. Первая касается денег. Сумма, которую мы выделяем в текущем году, больше, чем в прошлом. Вторая инициатива состоит в том, что мы попросили председателя правительства существующий объем государственного финансирования, который уже заложен в рамках федерального бюджета, исполнить в первом полугодии 2015-го.
Кроме того, широко обсуждается ряд мер, которые мы реализуем дополнительно. Так, правительство в настоящий момент готовится к принятию решений по запуску программы льготного автокредитования. Мы планируем запустить эту программу с 1 апреля текущего года. Наш целевой показатель – порядка 200 тысяч автомобилей. С банками мы уже достигли нужных договоренностей, вся система готова. Вопрос теперь чисто бюрократического характера – принять решение. Думаю, это случится в ближайшие две недели.
По программе лизинга техники мы видим две задачи, которые реализуем до завершения этого года. Кроме программы лизинга коммерческих транспортных средств, мы хотим дополнительно простимулировать операционный лизинг. Постараемся через лизинговые компании, которые имеют соответствующие процедуры, персонал и компетенции, запустить программу операционного лизинга легковых автомобилей и автомобилей прочих типов для физических лиц. Планируем, что эта мера позволит дополнительно продать 30 – 35 тысяч автомобилей. И, если программа льготного кредитования по своему механизму не будет отличаться от той, что была уже ранее реализована – 2013 года, то программа стимулирования лизинга – и операционного, и классического – в этом понимании будет представлять собой субсидирование государством части первоначального взноса.
Также в настоящий момент в правительстве готовится к выпуску проект постановления по переходу на ежемесячные выплаты для так называемого блока промышленных субсидий. В рамках этого вопроса государство субсидирует отечественному автопроизводителю часть затрат, связанных с организацией и содержанием рабочих мест, затраты на энергоресурсы и выпуск автомобилей класса Евро-4, Евро-5. В прошлом году такая субсидия давалась ежеквартально, сейчас мы рассчитываем на ежемесячные выплаты для пополнения оборотных средств. Постановление уже согласовано со всеми федеральными органами исполнительной власти, осталось завизировать его в правительстве РФ.

НА СВЯЗИ В ЛЮБОЙ МОМЕНТ
Мы также находимся в постоянном контакте с автопроизводителями и обращаем их внимание на то, чтобы они использовали меры господдержки и не забывали о поставщиках компонентов первого и второго уровня, которые таким образом тоже должны получить возможность дополнительного «вздоха» по оборотным средствам.
Кроме того, здесь не отмечены традиционные меры, которые в настоящий момент работают. Мы называем их «классическими». Это так называемое 640-е постановление правительства, в рамках которого в этом году продолжится выдача субсидий на уплату процентов по кредитам, привлеченным на техническое перевооружение и модернизацию. В рамках этого проекта в нынешнем году у нас запланирована внушительная сумма – до 5 млрд рублей, и мы надеемся, что средства будут использованы для стимулирования процессов модернизации не только автопроизводителей, но и для производства автокомпонентов всех уровней.

ДЕВАЛЬВАЦИЯ ОТКРЫЛА ПРЕИМУЩЕСТВА
Также мы с производителями автокомпонентов реализуем механизм, который коснется дополнительной защиты рынка. Мы понимаем, что девальвация позволила сделать преимущества автомобилей, производимых в РФ, весьма существенными. И в настоящий момент с точки зрения внутреннего рынка мы имеем возможность представить более выгодные предложения по автомобилям, которые производятся здесь. Выгода для покупателя зависит от уровня локализации производства. Тем не менее вопрос, связанный с формированием рыночного пространства, для нас весьма важен, и через какое-то время эффект девальвации национальной валюты тоже будет преодолен. Поэтому мы постараемся в этом году – и этот вопрос мы ставили перед председателем правительства – завершить работу по формированию предложений, касающихся увеличения размера утилизационного сбора как минимум на размер инфляции, изменения курса рубля. В этом плане, мы, безусловно, сформируем возможность после окончания действия инфляционной составляющей получить защищенный рынок для производителей, – в первую очередь тех, которые производят автомобили и автокомпоненты внутри РФ.

Возврат к списку

Наверх