• Главная
  • Мнение эксперта
  • Вадим Носов, создатель сети Центров социального обслуживания «Близкие люди», о перспективах технологического развития социальной сферы.

Вадим Носов, создатель сети Центров социального обслуживания «Близкие люди», о перспективах технологического развития социальной сферы.

Вадим Носов, создатель сети Центров социального обслуживания «Близкие люди», о перспективах технологического развития социальной сферы.

Создатель сети Центров социального обслуживания «Близкие люди» Вадим Носов рассказал о перспективах технологического развития социальной сферы.

- Вадим Герасьевич, сегодня много говорится о развитии технологий в медицине, образовании, промышленности. Сфера социального обслуживания, в которой работаете вы, на первый взгляд очень консервативна. Каких инноваций нам ждать в этой области в ближайшие годы?

- Вы верно заметили, что сфера социального обслуживания консервативна. По сути – это общение человека с человеком. И инновации в этой отрасли нужны в первую очередь для того, чтобы убрать горы бумаг, разделяющих социального работника и пожилого человека, который обращается к нему за помощью. Сегодня структура государственного социального обслуживания настолько зарегулирована и забюрократизирована, что что-то получить от нее очень сложно. И, к сожалению, надежды на изменения в госсфере призрачны. Вся надежда на появление совершенно нового, негосударственного, технологически продвинутого бизнеса в этой сфере.  

 Мы видим, как меняется банковская система. Каких-то 10-15 лет назад в сберкассах стояли  очереди. Сегодня же закрываются банковские отделения, потому что многие операции теперь совершаются через онлайн-сервисы, быстро и удобно. Самих услуг стало намного больше. Такая же реформа нужна и в сфере социального обслуживания.

- То, о чем говорите вы, избавит от очередей и сбора справок. А скажется ли это на качестве социальных услуг?

Социальных услуг, в первую очередь, должно стать намного больше. И получать их должно стать проще. Сегодня государство оказывает пожилым на дому по сути одну единственную социальную услугу – «Комплексное надомное социальное обслуживание». Один раз в два-три дня к подопечному приходит на час социальный работник, чтобы помочь ему по хозяйству или купить продуктов. Подход один ко всем без исключения старикам, при том, что люди все разные, у каждого свои проблемы, нужды, потребности. Частный бизнес добавляет к этому услуги сиделок — длительное пребывание с тяжелобольными.

А ведь пожилые люди — это третья часть населения страны, но их почему то никто кроме фармацевтов не рассматривает, как самостоятельную категорию потребителей. Бизнес сегодня не балует своим вниманием пожилых людей. Посмотрите, на кого ориентирована большая часть рекламы. Такое ощущение, что вся наша промышленность, сфера услуг – все работают на молодежь. У нас есть детские развлекательные и медицинские центры, молодежные клубы, магазины. Есть даже специализированные магазины для беременных, но предприятий, которые ориентированы на нужды пожилых, практически нет. Учитывая демографические показатели, указывающие нам на то, что население России, как и население всей планеты, уверенно стареет, я жду развития этой сферы.

Маникюр или педикюр на дому, стрижка и другие бытовые услуги, доставка товаров, оборудование квартир специальными приспособлениями и мебелью для пожилых, средствами дистанционного мониторинга, юридическая помощь, психологическая поддержка и дистанционная медицина, прогулки с престарелыми, даже выгуливание их домашних питомцев — все это может пользоваться спросом, если кто-то это предложит и, главное, сделает технологически удобным для заказа самими пожилыми или их детьми.

- Понимает ли это государство и готово ли оно к реформам? Или это задача бизнеса?

- В правительстве прекрасно понимают саму проблему. Уже в ближайшее десятилетие количество стариков, по отношению к количеству работоспособных граждан вырастет настолько, что государство не сможет нести на себе все бремя социального обслуживания престарелых. Но пока не очень понимают, что делать с устоявшейся системой государственных центров соцобслуживания. Больше уповают на развитие социального предпринимательства, появление каких то новшеств на стороне, и это нормально. Наша компания работает в тесном сотрудничестве с  правительством Нижегородской области. Мы помогаем, чем можем, государству повышать качество жизни престарелых людей.

-  А какими инновациями может похвастать ваша компания? Вы ведь в числе лидеров рынка патронажных услуг?

- Да. Мы работаем на этом рынке шесть лет. Имеем свою собственную технологию и охотно делимся ею с теми, кто хочет последовать нашему примеру. В первую очередь – это методика подбора и обучения персонала, учета рабочего времени. Вся наша работа автоматизирована. Пока доступ к информации есть только у сотрудников компании, но в ближайшее время мы запустим обновленную версию сайта, на котором будет личный кабинет. Благодаря ему наши заказчики, оплачивающие уход за своими престарелыми родителями или родственниками, смогут видеть подробную информацию о проделанной работе – когда была сиделка, сколько времени провела, что она делала, как чувствует себя подопечный.

- А в каком направлении планируете развивать ваши технологии дальше?

- Мы не только планируем, мы уже сейчас работаем над мобильным приложением, благодаря которому заказчики станут еще ближе к тем, кого мы опекаем. Например, сиделка в режиме реального времени сможет передавать данные о состоянии подопечного и даже сфотографировать его. И даже на этом мы останавливаться не будем. Нет предела совершенству. Сегодня на Западе, где население стареет более быстрыми темпами, чем у нас, появляются новые электронные сервисы для пожилых. Мы с интересом следим за новинками. По возможности будем перенимать опыт, подстраивая его под наши условия.


Возврат к списку

Наверх