Технологический ценовой аудит

16.06.2016  |  Финансы
Технологический ценовой аудит

Термин «технологический ценовой аудит» берет начало с Указа президента «Об обеспечении организации публичного технологического и ценового аудита всех крупных инвестиционных проектов с государственным участием» 2012 года. И о чем мы здесь говорим? О государственном участии. Это средства, в первую очередь федерального бюджета, которые расходуются в рамках инвестиционной деятельности отраслевых министерств, бюджеты компаний с государственным участием или каких-то проектов. И второе – непосредственно компании с государственным участием, которые иногда являются монополистами, иногда рыночными компаниями, тем не менее этот механизм должен распространяться на их деятельность.

Что же такое публичный технологический и ценовой аудит? По сути, здесь мы говорим о нескольких этапах.

Четыре этапа аудита

На первом этапе, до того как проект оформлен в инвестиционной программе, проводится аудит независимой организацией некоего либо ТЗ на проектирование, либо обоснования инвестиций с точки зрения целесообразности реализации проекта. Стоит отметить, что раньше в Градостроительном кодексе такой этап был, и во многих странах и Запада, и даже СНГ (в том же Казахстане) такая экспертиза проводилась. По сути, ответом на вопрос «Нужно строить или нет?» принимается самое важное решение, а всё остальное – уже некоторые корректировки в его рамках. Правда, есть определенный оптимизм. На конференции, которую мы проводили в декабре, Минстрой публично заявил о том, что собирается вернуть в Градостроительный кодекс этот этап, что мы всячески поддерживаем.

Второй этап – предварительная экспертиза до прохождения государственной экспертизы. Не дублируют ли друг друга инструменты? Могу смело сказать, что нет. В том качестве, в котором сейчас Главгосэкспертиза или негосударственная экспертиза проводят анализ проектной документации, – это всего лишь аудит или экспертиза на соответствие строительным нормативам и правилам – СНиПам и расценкам. А что за расценки такие волшебные, почему мы проводим соответствие? Выясняется, что многие из них составлены и были обновлены в последний раз в 80-х годах, что-то менялось в 90-х или в 2000-х годах. Наиболее продвинутые компании внедрили свои расценки в государственную экспертизу и они наиболее приближены к реальности («Газпром», РЖД), но в каких-то отраслях проводят экспертизу на соответствие расценкам, не имеющим никакого отношения к жизни. В этом плане аудит связан с жизнью, с практикой, с точки зрения того, сколько реально стоит воплотить проект. Здесь у проекта не всегда завышена стоимость, иногда, наоборот, очень занижена, и дальше заказчик, генподрядчик пытаются её повысить любыми допрасходами, дополнительным заработком на строительном контроле.

Третий этап – контроль над целевым расходованием средств на этапе строительства. Здесь нужно сказать об опыте Внешэкономбанка. В рамках проектного финансирования Внеш-экономбанк проводит финансово-технический надзор (ФТН). Сначала независимой организацией проводится экспертиза проектной документации с тем, чтобы понять, покроет ли расходы проектное финансирование, которое выделяется, и не придется ли банку платить дополнительно. Дальше проходит экспертиза на этапе строительства, чтобы определить, действительно ли строят то, что нужно.

Четвертый этап – эксплуатация. Здесь тоже сошлюсь на опыт Внешэкономбанка . После того как проект вводят в эксплуатацию, экспертиза и надзор не прекращаются, потому что идет этап возврата средств, и здесь очень важен регулярный график платежей, чтобы понимать, есть ли какие-то риски, например, цена на уголь упала ниже себестоимости, то есть это предупреждение и оценка рисков.

Также принят стандарт развития конкуренции. По сути, он направлен на развитие конкуренции, в его рамках предписывается проводить экспертизу проектов инвестпрограмм.

Опыт регионов, опыт компаний

На уровне субъектов также принята своя нормативная база. Здесь, наверное, нужно остановиться на опыте Москвы, которая, как мы знаем, обособлена, и строит свою нормативную базу. Москва ввела этот технологический ценовой аудит на этапе обоснования инвестиций. В основном эту экспертизу проводит бюджетное учреждение «Московская государственная экспертиза». По её заявлениям бюджет проектов, которые она проводит, – более миллиарда рублей, адресно-инвестиционной программы Москвы – более триллиона рублей.

Что касается опыта РЖД, то недавно состоялось экспертное общественное обсуждение. РЖД также участвуют в этом проекте: выбирают аудиторов, и на проекте реконструкции и модернизации Байкало-Амурской и Транссибирской магистралей проводят аудиты отдельных участков. Обсуждали шесть различных участков, в основном, это БАМ, общей стоимостью 17,8 млрд рублей. После проведения аудита двумя аудиторскими компаниями была выявлена экономия 9% – 1,6 млрд рублей. Это не только выявленная экономия, но и та, которую РЖД приняли после жарких дискуссий, проектная организация  и департамент строительства согласились и отчитались о том, что деньги из этого проекта изъяты и будут направлены на дальнейшее развитие проектов. Очень важно, что это инструмент, который позволяет оптимизировать внутренние расходы, и эти средства не изымаются, потому что иначе это создало бы конфликт интересов, а перенаправляются на другие проекты, а мы знаем, что очень часто проекты недофинансируются.

Аудит в строительстве

Если мы вернемся к банковскому сопровождению, то каким образом эти инструменты можно выставить в систему? У нас есть несколько узаконенных элементов: технологический ценовой аудит, который сейчас проводится только до этапа строительства; банковское сопровождение, которое проводится уже на этапе реализации; еще есть такой элемент, как строительный контроль, – он применяется в отношении всех бюджетных средств.

Речь идет о том, что экспертную организацию нанимает либо заказчик, либо подрядчик, и они контролируют, чтобы в том объеме и согласно проектной документации, в котором требуется, проект был реализован, включая скрытые работы и отдельные элементы.

Строительный контроль касается физических объемов, что не отвечает целям эффективноого расходования государственных средств. Банковское сопровождение – касается эффективности расходования средств целевым образом. Наше предложение в том,  чтобы увязать эти два инструмента. Нормативная база создана, банковское сопровождение есть, но строительный контроль при определенной доработке становится инструментом, который банк может использовать для подтверждения целевого использования средств в рамках инвестиционной деятельности и строительства.

Что для этого нужно сделать? Строительный контроль дополнить элементами ценового контроля, чтобы не просто был контроль объемов – столько-то кубометров бетона залито, – но еще и чтобы работы выполнены были по запланированной стоимости. А банковское сопровождение могло бы эти результаты использовать, при этом ответственность лежала бы на эксперте и строительной организации. Важный момент: необходимо, чтобы строительный контроль был: а) независимым от строителя и строительной организации, от генподрядчика, потому что возникает конфликт интересов; б) прозрачным – чтобы отчетность была везде, там, где это возможно, стала публичной и общедоступной.  


Возврат к списку

Наверх