Бизнес ждут "зеленые расходы"

19.10.2017  |  Менеджмент
Бизнес ждут "зеленые расходы"

За последние три-четыре года в государственной политике в сфере экологии произошли серьезные изменения, принята масса новых законодательных и подзаконных актов, начата серьезная реформа контрольно-надзорной деятельности. Вопрос находится на контроле президента и председателя правительства РФ. Об актуализации устаревших нормативных актов, устранении пробелов в законодательстве рассказывает Юлия Курмамбаева, партнер, руководитель отдела абонентского обслуживания Группы правовых компаний ИНТЕЛЛЕКТ-С.

 

На сегодняшний день все регионы России сформировали схемы обращения с отходами, создана единая государственная информационная система учета отходов от использования товаров. Вектор дальнейшего развития – упорядочение движения потоков отходов, поступательная борьба с несанкционированными свалками. В частности, Росприроднадзором инициировано введение требований в части 100%-ного оснащения транспортных средств, перевозящих отходы, бортовыми устройствами
ГЛОНАСС, а объектов размещения отходов – устройствами фотовидеофиксации и весогабаритного контроля.

Вместе с тем реформируется и контрольная деятельность в области экологического надзора. Все проверочные мероприятия переводятся на принципы риск-ориентированного подхода (РОП). Законодатель уходит от сплошных проверок всех подконтрольных объектов, а дифференцирует их по степени (величине) риска загрязнения окружающей среды, что позволит проверяющим сосредоточить внимание на самых «опасных» объектах.

Для этих целей внедрен государственный реестр объектов-«загрязнителей», которые разделены на четыре категории. По данным Росприроднадзора, в 2016–2017 годах сформирован единый банк данных, включающий сведения более чем о 165 000 объектов негативного воздействия, более 5000 из которых отнесены к первой категории – наиболее опасных.

Такое деление будет определяющим при установлении мер государственного регулирования в области охраны окружающей среды и должно обеспечить дифференцированный подход в этой сфере. Например, с 1 января 2019 года в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, работающих
на объектах четвертой категории – минимально опасных, плановые проверки не будут проводиться вообще.

Надо отметить, что с 2016 года контролеры существенно снижают количество плановых проверок. Всё больше внимания уделяется внеплановым проверкам, которые проводятся на основании подтвержденной информации об экологических нарушениях. Соответствующая информация поступает как от населения и органов власти, так и активно добывается проверяющими органами самостоятельно. С этой целью с 2017 года органам Росприроднадзора предоставлены дополнительные механизмы выявления правонарушений – плановые, рейдовые осмотры; административные обследования объектов земельных отношений; исследование и измерение параметров природных объектов окружающей среды – атмосферного воздуха, вод, почвы, недр.

В результате, по данным Росприроднадзора, в 2016 году количество внеплановых проверок возросло на 230%, проведено около
40 тысяч проверок, из них внепланово – 42%. Сами контролеры декларируют, что к 2025 году за счет использования новейших технологий и автоматизации процессов будут реагировать на природоохранные нарушения в течение двух часов со времени поступления информации о них.

Одновременно существенно ужесточается ответственность за нарушение экологического законодательства. Уже сейчас повышена ответственность за несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований в сфере обращения с отходами производства и потребления:

– максимальные санкции ст. 8.5 КоАП РФ за сокрытие или искажение экологической информации для юридических лиц увеличены в четыре раза – 80 тысяч рублей;  ч. 2 ст. 8.6 КоАП РФ за уничтожение плодородного слоя почвы, а равно порчу земель в результате нарушения правил обращения с отходами производства и потребления ответственность увеличена в два раза – 80 тысяч рублей;

– санкция ст. 8.7 КоАП РФ за невыполнение обязанностей по рекультивации земель, обязательных мероприятий по улучшению земель и охране почв увеличена для юридических лиц с 40–50 до 400–700  тысяч рублей.

Однако не следует забывать, что штрафы – далеко не единственное негативное последствие нарушения экологического законодательства: в силу ст. 77 ФЗ «Об охране окружающей среды» лица, причинившие вред окружающей среде, обязаны возместить его в полном объеме. При этом иски о компенсации такого вреда могут быть предъявлены в течение двадцати лет.

Для понимания масштаба контрольной деятельности Росприроднадзора приведем несколько цифр за 2016 г.:

– назначено штрафов на 1 млрд 314 млн руб.
(на 250 млн руб. больше, чем в 2015 году), из них взыскано 877 млн руб.;

– сумма предъявленного вреда по ст. 77 ФЗ «Об охране окружающей среды» составила 18 млрд 864 млн руб., сумма взысканного вреда – 133 млн руб.;

– рассмотрено 1433 судебных дела с участием Росприроднадзора, в результате рассмотрения которых принято 1025 судебных актов в пользу органа, что составляет 71,5%.

В итоге становится очевидно: игнорировать изменения в экологическом законодательстве более нельзя. В ближайшие пять лет этому направлению будет уделяться пристальное внимание законодателя и контролирующих органов. Предпринимателям придется свыкнуться с «зелеными» расходами и обязательностью природоохранных мероприятий. В противном случае их ждут серьезные проблемы. 


Возврат к списку

Наверх