БОРЬБА С ПОДДЕЛКАМИ В РОССИИ

04.10.2016  |  Менеджмент
БОРЬБА С ПОДДЕЛКАМИ В РОССИИ

Товары производителей качественных товаров на полках в магазинах всё чаще заменяют подделки. Речь идет не только о продуктах питания и розничной торговле, но и о фальсификате в промышленности. Уничтожение контрафакта, чипирование продукции и новые поправки в закон о торговле –что ждет производителей и продавцов.

 

Впереди Европы по подделкам

Еще в 2014 году Россия стала европейским лидером не только по объему ввоза и продажи контрафактной продукции, но и по ее производству. По данным российской таможни на сентябрь 2015-го, в России было извлечено более 14 млн единиц контрафактной продукции на общую сумму 3,5 млрд рублей. Олег Ашурков, замначальника отдела обеспечения контроля товаров, содержащих объекты интеллектуальной собственности Федеральной таможенной службы (ФТС) такой рост объема выявленной контрафактной продукции связал с «активностью таможни», а также с тем, что «правообладатели дают больше информации по каналам поставок».

Наиболее часто контрафакту подвергаются косметика, одежда, обувь, алкоголь, продукты питания. При этом среди главных мастеров подделок лидируют Китай (63%), Турция (3,3%), Сингапур (1,9%), Таиланд (1,6%) и Индия (1,2%).

Борьба с фальсификатом

Чаще всего можно столкнуться с фальсификатом именно в розничной торговле. Как заявил помощник главы Россельхознадзора Алексей Алексеенко, «мошенники буквально выталкивают добропорядочные компании на обочину». Например, на молочном рынке наиболее уязвимыми продуктами являются сыр и масло.  Доля контрафакта среди этих продуктов может достигать 30% (по данным Национального союза производителей молока («Союзмолоко»). Этому есть объяснение: штрафы за фальсификацию незначительные, а судебные тяжбы могут тянуться годами.

Однако и контролировать каждую поступающую в магазин единицу товара весьма сложно. Как подчеркивают представители торговых сетей, невозможно проверять каждую поступающую на склад банку, действительно ли продукт соответствует заявленному содержанию.

В свою очередь Министерство промышленности и торговли РФ заявило о возможной утилизации контрафактной продукции, как в промышленности, так и в розничной торговле. Но уничтожение фальсификата по принципу санкционных продуктов может привести к тому, что полки российских магазинов совсем опустеют. «Необходимо четко определить юридические рамки понятия фальсификат», предлагает президент Национальной мясной ассоциации Сергей Юшин. «Иначе, боюсь, как фальсификат будет рассматриваться любое отклонение, и за этим последует уничтожение этой продукции. Тогда мы точно окажемся без продуктов на полках».

Тем временем министр промышленности и торговли РФ Денис Мантуров в ходе рабочей поездки в Тулу в июле нынешнего года заявил о том, что государство будет добиваться установления прозрачных правил и принципов организации нестационарной и мобильной торговли, добавив, что уже внесен проект изменений в закон «О торговле» и Земельного кодекса, касающийся организации правил торговли.

Что же касается лёгкой промышленности, то и здесь правительство готово внести ряд изменений. В частности, при ввозе товара на территорию Евразийского экономического союза уже с начала следующего товары будут оснащены специальными чипами. Пилотным товаром станут меховые изделия, промаркированные специальными RFID-чипами. Как заявляет Минпромторг, данная мера позволит выявлять их на рынке не только контролирующим органам, но и конечным пользователям. 

Заместитель министра промышленности и торговли Виктор Евтухов прокомментировал нововведение: «Выявить контрафактные и «серые» товары будет значительно легче. Ведь появление такой системы обеспечит прослеживание движения подлинного товара на всех этапах от производства или ввоза на территорию ЕАЭС до момента продажи конечному покупателю. Это позволит упорядочить оборот товаров на внутреннем рынке ЕАЭС, минимизировать ущерб от незаконного оборота таких товаров, упростить контроль и надзор, а также повысить уровень общественного контроля. Скажем, если покупатель видит в магазине немаркированный товар, он тут же может понять: это незаконно произведенная или ввезенная продукция, она запрещена к продаже. И, проявив гражданское сознание, сообщить об этом».

Интернет-магазины – непаханое поле

С развитием интернет-магазинов так называемые «бренды» стали доступнее для конечного потребителя. Психология пользователей интернет-магазинов такова, что они готовы покупать контрафакт, который выгодно отличается от оригинальных марок по цене, при этом создает иллюзию покупки дорогих брендов.

Управляющий директор одного из крупнейших в России интернет-магазинов одежды и сопутствующих товаров Мирослав Зубачевский отмечает, что большим шагом навстречу покупателям может стать создание бюджетных линеек товаров у дорогостоящих торговых марок, тем самым сравнять разницу в ценах между оригинальными товарами и подделками. Но, как отмечает Зубачевский, гораздо сложнее разрушить иррациональную установку потребителей покупать дорогостоящие товары, не соответствующие их доходам, и потому готовность платить за менее качественный контрафакт. «И тут властям требуется преодолеть стереотипы общественного сознания и донести до массового потребителя мысль о том, что контрафакт – это не просто менее качественная, но более дешевая обувь, блузка или бутылка вина, это преступление», – сказал бизнесмен.

Новые поправки в закон о торговле, направленные на борьбу с фальсификатом, продолжают вызывать ряд противоречий у бизнесменов и производителей. Сегодня под фальсифицированной понимается продукция, которая не соответствует заявленному составу, содержит ошибки в маркировке, а также продукция, которая производится с нарушением интеллектуальных прав, то есть всё та же подделка под известные и популярные бренды. Однако бизнесмены соглашаются, что данное определение может ввести в заблуждение при выявлении контрафакта: в России до сих пор нет отлаженной системы, четко отличающей контрафакт от технологических ошибок в производственном процессе.


Возврат к списку

Наверх