• Главная
  • Менеджмент
  • ИНИЦИАТИВА КАК ВОЛНА: бизнес-серфинг для предпринимателей начинается с вузов

ИНИЦИАТИВА КАК ВОЛНА: бизнес-серфинг для предпринимателей начинается с вузов

30.04.2015  |  Менеджмент
ИНИЦИАТИВА КАК ВОЛНА:  бизнес-серфинг для предпринимателей начинается с вузов
Константин Фокин, генеральный директор Центра инновационного развития Москвы
У НАС ТЕРПЕНИЯ К ПРОВАЛУ НЕ СУЩЕСТВУЕТ
Я верю, что предпринимательство, рисктейкинг, инициатива естественны для людей. Дети рождаются и развиваются в раннем возрасте без ограничений. Ограничения на них накладывают родители, школьная система, далее система управления; она загоняет их в рамки и ограничивает. Поэтому фокус в развитии предпринимательского климата и условий для инициативы заключается в отсутствии ограничений для этих сегментов, а вовсе не искусственные попытки что-либо проинкубировать в рамках сильных ограничений и таких же сильных несвобод. Мы это видели на примере России начала 90-х годов: это был переход советской плановой системы, фактически упали многие запреты и мы увидели сотни тысяч людей, начавших бизнес. Алексей Комиссаров (прим. ред. – советник мэра Москвы) тогда начал свой бизнес, его никто не стимулировал, просто сняли запреты. Система, основным словом которой было «не» – не высовывайся, не рискуй, не позиционируй себя как что-то удивительное – исчезла, и тут же люди двинулись в предпринимательство.
Это интересно, но, испытывая провалы и успехи в бизнесе, ты получаешь удовольствие от процесса, и в случае успеха это вознаграждается. А если ты достаточно упертый, терпеливый, не боящийся шишек и боли – это точно приводит к успеху.
Как изменить ситуацию там, где она недостаточно хороша? А это касается большинства стран мира: России, Штатов, наверняка Китая и Западной Европы, ведь  ограничения есть везде. Единственный большой и правильный шаг – обобщенное движение предпринимателей, которые почувствовали эту инициативу, вкусили любовь к взаимодействию с властью, к её прессованию, к приходу в саму власть разными способами. Предприниматели должны приходить в управляющие советы школ, формировать сильные общественные организации, лоббировать интересы предпринимателей с органами власти. Они должны приходить в саму власть и создавать культуру предпринимательства внутри неё; и рисктейкинг, если он тяжело дается снаружи власти, внутри дается гораздо тяжелее, терпения к провалу не существует. Отношение к предпринимательской среде должно быть не менее почтительным, чем к врачам или учителям.
Кроме движения разными способами предпринимателей во власть, необходимо менять отношение к предпринимателям. Сам по себе деловой климат ни в какой стране мира не изменится, система сама по себе не меняется. Люди, не пережившие опыта предпринимательства, всегда будут относиться или потребительски, или свысока, не понимая сложности и особенности такого вида деятельности. В этом случае механизмы поддержки и стимулирования всегда будут недоделанными, не докрученными.

Илья Дубинский, директор Центра предпринимательства и инноваций, профессор, Сколковский институт науки и технологий
ДУХ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА СОЗДАЕТСЯ В СТУДЕНЧЕСТВЕ
В данный момент я работаю в университете, и причина, по которой я оставил предпринимательскую деятельность, заключается в том, что именно на участке обучения мы и создаем дух предпринимательства. Студенчество представляет определенную надежду прогресса в будущем, и если обучить сегодняшних учеников основным правилам игры, позволить понять, что является самым важным, то в реальной жизни они окажутся хорошо подготовленными специалистами и смогут продуктивно работать. Безусловно, их ожидают неудачи и не одна, но это ещё раз подтверждает необходимость готовить их к большой жизни, и важно делать это на раннем этапе. Для этого не обязательно давать сегодняшним студентам много материала, достаточно научить делать выводы из собственных ошибок.  
Учебные планы, выстроенные в России и многих других странах, всех стригут под одну гребенку. Если вспомнить, как мы учились в старших и средних классах школы, то можно понять, что преподаватели стремились научить вас некоему среднему уровню; уход от этого рассматривался как ошибка. Но такой подход не укладывается  в нормы инновационности, поэтому и соответствующих педагогов в этом плане найти тоже нелегко. Если всё время поддерживать условия, при которых ученики будут вести себя «правильно» и «не выходить за рамки» тех или иных предписаний, то таким образом мы никогда не воспитаем дух предпринимательства и инноваций. Ведь и первое, и второе – это попытка сделать что-то новое, выход за определенные рамки.
Безусловно, открытие и инновация – это две разные вещи; есть навыки, приводящие к изобретению, а изобретение – это результат научного труда, когда вы в итоге получаете открытие, которое производит воздействие на общество. Мой хороший друг изобрел алгоритм, использующийся при трансплантации почки. Но изначально эта инновация была предназначена для решения финансовых вопросов.
Привить ученикам навыки создания инноваций и дух предпринимательства вполне возможно, но надо понимать, что это будет не передача знаний, а набор компетенций, помогающих проявить себя в тех или иных обстоятельствах. Этим навыкам можно научиться только в процессе создания чего-либо. Чтение книг и прослушивание лекций – это не основа инноваций, для них необходимо иметь внутреннюю направленность, дух, который будет двигать вперед.

Возврат к списку

Наверх