Инженер нужен рынку

04.05.2016  |  Менеджмент
Инженер нужен рынку

Геннадий Суворов, проректор НГТУ им. Р.Е.Алексеева.

 

Геннадий Александрович, прежде всего, каким образом сегодня координируются спрос и предложение на молодых специалистов с инженерным образованием? Насколько ваши выпускники востребованы на рынке труда?

За годы с начала рыночных реформ высшие образовательные учреждения и работодатели – руководители и акционеры промышленных предприятий – уже выстроили определенную систему взаимоотношений. В первые годы рынка, который должен был все «отрегулировать и сбалансировать», большое количество выпускников вузов не могли найти работу по специальности. И я помню, с каким трудом решал вопросы трудоустройства вузовских выпускников, работая заместителем губернатора Нижегородской области. Но сегодня эта проблема уже не имеет былой остроты. Если говорить о Нижегородском техническом университете, то в настоящее время успешно трудоустраиваются примерно 95% наших выпускников. Так, в 2015 году, по данным Управления службы занятости по Нижегородской области в службу занятости с вопросами трудоустройства обратилось более 1600 выпускников нижегородских вузов. Из них лишь 48 были выпускниками НГТУ им. Алексеева. Из этих 48 в течение двух недель были трудоустроены 41. Более длительным период трудоустройства оказался лишь у семи выпускников. Но нужно понимать, что наш университет по этому показателю в Нижнем Новгороде лучший. В рейтинге журнала «Ректор вузов», который проанализировал трудоустройство выпускников всех высших учебных заведений Российской Федерации, в номинации «Инженерные вузы» НГТУ им. Р.Алексеева занял 16-е место в стране. Кроме нас из нижегородских вузов в рейтинг попал лишь строительный университет, который занял там 69-е место.

Каким образом технический университет выстраивает взаимоотношения с работодателями?

Наиболее эффективным путем распределения выпускников мы считаем прямые соглашения между университетом и предприятиями. Сейчас у НГТУ есть соглашения со всеми крупными промышленными предприятиями, для которых мы готовим кадры по специальностям, востребованным на этих предприятиях.

Кроме того, существует такая форма сотрудничества, как базовые кафедры. Сейчас в техническом университете 17 базовых кафедр, которые действуют практически на всех крупных предприятиях: «Буревестник», машиностроительный завод, ОКБМ, ГАЗ, авиазавод «Сокол», Арзамасский приборостроительный завод им. Пландина… Это наиболее точная система подготовки будущих специалистов. Базовая кафедра создается непосредственно на предприятии, где есть необходимый минимум для обучения студентов и, самое главное, оборудование и системы организации производства, для которых готовятся эти студенты. И вторая особенность – для подготовки студентов здесь активно привлекаются специалисты предприятия. Они знают, какие необходимо дать знания студентам, которые здесь будут работать.

На базовые кафедры определяются студенты-третьекурсники, а с четвертого-пятого курса многие из них уже начинают работать на своих предприятиях в режиме неполной рабочей недели или неполного рабочего дня. Голова у таких студентов заполняется очень правильными и нужными вопросами, которые разбираются как теоретически, так и практически. В результате, мы готовим специалистов точечно, под нужды конкретного производства, а адаптационный период выпускников университета на рабочем месте резко сокращается.

Помимо обучения студентов, технический университет сотрудничает с предприятиями и по переподготовке и повышению квалификации инженеров. К примеру, года четыре назад, когда я был заместителем генерального директора по персоналу Нижегородского машиностроительного завода, мы столкнулись с такой проблемой: далеко не все специалисты могли работать в системе «3-D Компас» – они по старинке пользовались бумажными чертежами. Тогда мы заключили с техническим университетом соглашение и группами по 10 - 15 человек переобучили инженеров завода. Сейчас практически все конструкторы и технологи работают в этой системе. А вот на новом предприятии – заводе им. 70-летия Победы – без знания системы «3-D Компас» вообще невозможно работать, поскольку там нет бумажных чертежей.

Вы заключаете прямые соглашения с крупными предприятиями. А каким образом может удовлетворить свой кадровый голод малый и средний бизнес?

Время от времени руководители малых и средних компаний ищут следы наших выпускников, выясняют, есть ли нетрудоустроившиеся. Но основная их масса определяется с местом работы до окончания университета. К тому же жизнь устроена так, что лучших выбирают первыми. Поэтому работу по привлечению молодых специалистов нужно начинать раньше: если не с третьего-четвертого курса, то хотя бы перед защитой дипломов. Наш учебный отдел может порекомендовать смышленых студентов, и никому не закрыта дорога на защиту дипломов. Представитель работодателя может прийти на защиту, послушать, оценить подготовку специалистов.

Сейчас существует очень хорошая федеральная программа по подготовке специалистов оборонно-промышленного комплекса. Смысл ее в том, что в соответствии с выделенными квотами вуз, предприятие и студент заключают трехсторонний договор о целевой подготовке. По этому договору университет проводит обучение, предприятие организует стажировки и практики, а зачастую и предоставляет студенту дополнительную стипендию, а студент после окончания вуза обязан прийти работать на предприятие.

Федеральная программа работает только для оборонного комплекса, но малая или средняя компания, если она заинтересована в подготовке персонала, может заключить подобный договор с университетом. Мы подскажем, кого принять на работу, руководство предприятия познакомится с будущим специалистом и при желании сможет заключить гражданско-правовой договор. После этого мы будем учить студента под нужды конкретной компании. Но руководитель предприятия должен понимать, что после будет вынужден принять его на работу.

А каковы возможности малого бизнеса в переподготовке и повышении квалификации инженеров?

Институт переподготовки специалистов НГТУ регулярно набирает группы на программы повышения квалификации. В 2015 году здесь повысили свою квалификацию более 1200 человек, в том числе более 130 инженеров из компаний малого и среднего бизнеса. И спрос на переобучение растет, ведь техника меняется очень быстро. Недавно пущенный в эксплуатацию завод им. 70-летия Победы, к примеру, укомплектован так называемыми обрабатывающими центрами. Это пока еще новое явление: оборудование, на котором могут работать только специалисты с высшим образованием. Это рабочее место что-то вроде станка, но работает на нем инженер, который программирует процесс производства и управляет компьютером. Не случайно более 80% сотрудников этого завода имеют высшее образование. Думаю, автоматизация и усложнение производства в России в ближайшее время пойдут ускоряющимися темпами. Если руководитель понимает, что ему нужно побеждать в конкурентной борьбе, он в первую очередь вкладывает ресурсы в обучение кадров. Без этого решить задачу в современном экономическом пространстве невозможно.

Геннадий Александрович, а почему другие вузы не используют опыт НГТУ им. Алексеева в подготовке востребованных рынком кадров?

У других вузов есть свои наработки и свои успехи. Но дело ведь не только в учебных заведениях. У нас в стране есть «модные» специальности, которые хотят получить многие молодые люди, хотя после обучения по ним работу найти будет очень сложно. А поскольку спрос на обучение этим профессиям велик, возникло и предложение. Когда я работал на машзаводе, мне регулярно звонили родители молодых юристов и экономистов с просьбой об их трудоустройстве. Штаты юридической и экономических служб были заполнены, и я предлагал молодым людям трудоустройство по рабочей специальности, если они получат соответствующие начальные знания в нашем учебном центре. Они обижались, но многие через три-четыре месяца перешагивали через свое самолюбие и устраивались к нам учениками токаря или фрезеровщика. Эти профессии не отвечали их амбициям, но позволяли неплохо кормить семью.

Нужно переломить ситуацию и сделать «модными» востребованные специальности. Технический университет, к примеру, для этого начинает проводить дни открытых дверей не только для абитуриентов, но и для их родителей. Родители имеют наибольшее влияние на детей, вот пусть они и объяснят, что инженер – это не только востребованная, хорошо оплачиваемая, но и очень интересная профессия. А она действительно интересна! По крайней мере, я до сих пор помню то счастье, когда, будучи недавним выпускником Горьковского политехнического института, в 22 года разработал приспособление, благодаря которому Горьковский автозавод решил сложную техническую проблему. И дело было даже не в том, что за это приспособление я получил тогда Серебряную медаль ВДНХ СССР, а в испытании непередаваемой радости инженерного творчества. 


Возврат к списку

Наверх