КРОЛИК ПРОТИВ БАРГУЗИНСКОГО СОБОЛЯ

04.10.2016  |  Менеджмент
КРОЛИК ПРОТИВ БАРГУЗИНСКОГО СОБОЛЯ

Премьер-министр Дмитрий Медведев 24 марта подписал постановление о проведении эксперимента по чипированию изделий из натурального меха, который продлится до 31 декабря 2016 года. Его результаты позволят оценить эффективность планируемой к внедрению на территории стран Евразийского экономического союза системы маркировки товаров контрольными знаками и провести подготовительные мероприятия до запуска системы в промышленную эксплуатацию. Как изменится меховой сегмент рынка и ждать ли увеличения стоимости на готовые изделия, исчезнет ли контрафакт с рынка.

 

Чипирование покажет всю изнанку!

С 1 апреля этого года не изменилось ничего, не должно быть радикальных изменений и с 1 января 2017-го. По словам председателя совета НП «Росконтроль» Алексея Медникова, никаких перемен быть не может, ведь это эксперимент. «Произойдет следующее. Несколько компаний рискнут и попробуют чипировать свой продукт. Это будет технической обкаткой идеи. По результатам эксперимента будет проведена оценка, насколько эффективна система чипирования. Средний чек на шубы по рынку – 50–
70 тысяч рублей. Стоимость метки (чипа) – от 15 до 22 рублей. Понятно, что на стоимости изделия чипирование при таком чеке метки никак не отразится. Повышение цен возможно только на очень короткий срок, пока все не поймут, что ничего страшного не происходит». Сотрудник Росконт-роля также подчеркнул, что контрафакт, безусловно, дешевле, чем изделия, которые изготовили и реализуют согласно нормативам и правилам.

У добросовестных производителей есть информация о качестве и происхождении сырья, происхождении и производителе изделия, о том, каким образом изделие поступило в обращение на территорию РФ. Проведены все процедуры идентификации продукции, производитель подтвердил, что такое меховое изделие соответствует всем обязательным требованиям по безопасности и качеству, взял на себя полную ответственность перед потребителем. Такие изделия всегда будут стоить дороже контрафактных, ведь у последних –  никто не знает из какого меха этот самый контрафакт произведен.

По данным Пушно-мехового союза, сейчас на рынке шуб и дубленок почти 80% контрафакта. Допустим, в борьбе с такой продукцией система начнет побеждать, с этого момента средний чек по рынку автоматически начнет подниматься. Указанная Алексеем Медниковым стоимость – это и есть стоимость контрафакта, которая предполагает увеличение, что является логичным при борьбе с контрафактом.

«Мы как эксперты считаем, что присутствие контрафактного товара на российском рынке – убивает этот сегмент. Вопросы безопасности и качества товара при наличии подавляющего контрафакта не может решить ни одна страна мира. Поэтому мы приветствуем проведение такого эксперимента. 

Кроме того, мы предполагаем, что, когда средний чек поднимется до реального уровня стоимости изделий, когда шуба из песца стоит, как шуба из песца, а не как шуба из кролика, между собой начнут конкурировать только добросовестные игроки. И на волне добросовестной конкуренции стоимость качественного товара снизится».

Меха ради?

Выгода от чипирования меховой продукции для российского производителя остается туманной: да, контрафакта станет меньше, но при этом важно понимать, что контрафактом на российском рынке являются не только готовые турецкие дубленки и китайские шубы, но и меховое сырье, производимое непосредственно в России. «Мех черного рынка», с которого не уплачен налог в казну, попадает на фабрики и отечественных производителей, где в дальнейшем из них производят изделие для продажи на российском рынке. Естественно, что при возросшей стоимости сырья финальное изделие тоже увеличит свою стоимость, сохранив при этом печально известное качество «отечественного» производства.

При создании проекта о чипировании предполагалось, что выгодоприобретателем станет в первую очередь добросовестный производитель (типовое предположение при внедрении системы  прозрачности в определенный рыночный сегмент). Так, серые импортеры будут вытеснены с рынка, который наполнится отечественным сырьем, чей путь можно будет проследить от производителя до продавца. По словам заместителя председателя Российского пушно-мехового союза Евгения Зеленова, импортеры качественной продукции, которые предполагают ввозить свой товар на территорию России «в белую», получат дополнительные преференции для освоения рынка.

«Реальными заинтересованными лицами являются Федеральная налоговая служба (ФНС), Федеральная таможенная служба (ФТС) и Роспотребнадзор», – уточняет генеральный директор «Союзпушнина» Аркадий Ревзин. По его словам, эксперимент с маркировкой мехов необходим, чтобы собирать налоги – серый и черный рынок, естественно, налоги не платят в положенных количествах. «ФТС должна увеличивать таможенные сборы, чтобы они наполняли бюджет. А, например, одной из характеристик контрафакта может рассматриваться заниженная таможенная стоимость товара. Например, меховое изделие стоит 1000 евро. А через таможню оно идет с таможенной стоимостью 200 евро. И таможенный сбор берется, соответственно, с указанной цифры 200 евро. То есть государство получает в несколько раз меньше, чем следует».

Замминиста финансов Илья Трунин подчеркнул, что со всех маркированных товаров будут уплачены все налоговые и таможенные сборы в полном объеме. По его словам, если товар не будет промаркированным, то оборот такого товара будет под запретом, что дополнительно обеспечит исполнение налогового и таможенного законодательства.

Что касается защиты потребителей в вопросе качества и безопасности меховых изделий, то этот аспект слабо учитывается в новом законе: система чипирования – это только система прослеживаемости. К сожалению, в постановлении не очевидна ее прямая взаимосвязь с системой контроля качества. Поэтому опасность приобрести стриженого кролика под видом и по цене норки у российских покупательниц до сих пор остается.

По данным мехового союза России, оборот российского рынка меха составляет 120 млрд рублей в год, или около 1,5 млрд долларов. За последние два года он сократился почти на треть.

Объем мировой торговли пушниной в стране – более 40 млрд долларов. Больше половины шкурок при этом производят в Европе, четверть – в Китае и 10% – в Северной Америке. Самые популярные виды меха – соболь, норка, шиншилла, песец и каракуль.

Россия, несмотря на холодный климат, давно уже не великая меховая держава. Отечественной продукции на рынке менее 5%. Основные поставщики на отечественный рынок  – Китай, Турция, Греция, Италия.

 


Возврат к списку

Наверх