Новые начинают и выигрывают

29.11.2016  |  Менеджмент
Новые начинают и выигрывают

В ситуации экономического спада многие считают самым важным сохранить существующий бизнес, а запуск новых проектов откладывают до лучших времен. Однако выжидательная позиция не дает прорывных результатов. В ходе бизнес-завтрака, организованного журналом National Business, предприниматели и аналитики Нижнего Новгорода поделились своим реальным опытом успешных новаций в кризис.


Как заработать сотни процентов

На фоне почти поголовного снижения некоторые сегменты российского рынка умудряются не просто расти, а демонстрировать взрывной всплеск. Президент Ассоциации бизнес-ангелов «Стартовые инвестиции», член консультативного совета ОАО «Российская венчурная компания», профессор, заведующий кафедрой венчурного менеджмента в НИУ Высшая школа экономики Эдуард Фияксель высказал свою точку зрения на процессы, происходящие в стране и бизнесе.

– Я не согласен с тем, что происходящее в экономике России можно назвать кризисом, – с такой неожиданной оценки начал свое выступление Эдуард Фияксель. – Кризис – это циклический процесс, подразумевающий, что после спада начнется подъем. В нашем случае речь идет не о кризисе, а о стагнации, срок которой правительственные аналитики определили в два десятилетия. Классическому бизнесу в таких условиях практически некуда инвестировать, предприниматели в большинстве своем не готовы ждать отдачи 20 лет. Если раньше в России было немало возможностей быстро заработать, например, в строительстве или ритейле, то сейчас эти возможности тают, как шагреневая кожа, причем все самое вкусное уже забрали крупные игроки. На сегодняшний день венчурный бизнес остается одним из немногих шансов получить хороший доход, несмотря на высокие риски и несовершенство российского законодательства.

Для подтверждения тезиса о высокой доходности венчурного бизнеса Эдуард Фияксель привел собственный пример: он с партнерами в конце 2013 года продал два проекта, мультипликатор которых составил 28 за семь лет, то есть доход возрастал каждый год четырехкратно. Впрочем, эксперт оговорился, что такой способ инвестиций подходит только тем, кто готов «родить и вырастить» бизнес на продажу. Если же человек относится к бизнесу как к родному детищу, с которым тяжело расставаться, то этот путь не для него.

Сузить нишу и расширить возможности

Однако большинство спикеров, выступивших на мероприятии, видят в бизнесе не только возможность заработка, но и способ получения удовольствия от занятия любимым делом. Так, совладелец сети пабов «Шустрый ШмЭль» Денис Алексеев настолько увлеченно рассказывал о своих заведениях и достоинствах крафтового пива, что после его доклада многие участники почувствовали желание поближе познакомиться с этим напитком. Если же говорить о прибыли, то, по словам Дениса, она составляет около 110. В настоящее время в Нижнем Новгороде действуют три паба этой сети, и все они открылись в кризис.

– Крафтовое пиво – достаточно сложный продукт, поэтому от сотрудников наших заведений требуется высокий уровень знаний. По сути, наши официанты и бармены выполняют функцию пивных сомелье, – констатировал Денис Алексеев. – Мы не стали обращаться к профессиональным продвиженцам и сделали ставку на работу с каждым гостем, оказывая ему максимальное внимание. При этом возникает эффект «сарафанного радио» как при личном общении, так и в соцсетях. Гости становятся нашими постоянными клиентами и приводят новых.

Сегодня крафтовое пиво составляет около двух процентов всего пивного оборота России. Это немного, но именно узость и целенаправленность данной ниши способствуют успеху. Если же это направление приобретет массовый характер, то, вероятно, Денису Алексееву и его команде придется подумать о новых способах завоевания рынка.

Облачные технологии развития

Появившийся в 2001 году телекоммуникационный оператор ЭР-Телеком, работающий под брендами «Дом.ru» и «Дом.ru Бизнес», к настоящему времени вышел на второе место в России в своей отрасли. Директор «Дом.ru Бизнес» в Нижнем Новгороде Мария Корнаухова рассказала, каким образом с помощью передовых технологий связи нижегородские предприниматели могут расширить возможности для развития бизнеса и как эти технологии позволили оператору добиться такой популярности.

– Новые технологии связи выгодно отличаются тем, что не требуют от пользователя (или от клиента) значимых вложений, а при эксплуатации позволяют оптимизировать расходы и повысить эффективность работы компании, – отметила Мария. – В частности, для работы с облачной телефонией не нужно устанавливать специальное оборудование, а расходы на ее содержание значительно ниже, чем при использовании традиционных решений. При этом сервис дает возможность сократить или даже полностью устранить потери звонков, а также провести мониторинг работы каждого сотрудника и проанализировать его переговоры. Отдельного внимания заслуживает облачное видеонаблюдение, позволяющее контролировать, чем заняты сотрудники, как они общаются с клиентами, что происходит, например, в кассовой зоне или на другом важном объекте. Любая из наших услуг обладает широким ассортиментом дополнительных опций, которые настраиваются под конкретные потребности клиента. 

В заключение выступления Мария Корнаухова представила новый сервис –  облачную бухгалтерию, который «Дом.ru Бизнес» разработал совместно с компанией-партнером «Мое дело». Сервис представляет собой программное обеспечение, позволяющее осуществлять квалифицированное бухгалтерское онлайн-обслуживание. Для того чтобы полноценно заменить работу бухгалтера, требуется только занести исходные данные. Дальше программа сама сформирует отчеты, составит баланс, своевременно отправит документы в налоговую службу и т.д. При этом происходит существенная экономия средств и времени клиента. Кстати онлайн-консультации с бухгалтером тоже входят в абонентскую плату. Важно, что база данных находится в «облаке», что позволяет обеспечить надежную защиту информации.

– Мы любим наших клиентов и помогаем им сократить затраты. Для нас работа с клиентом – это партнерство, в котором мы помогаем развиваться за счет наших технологий, – подытожила Мария Корнаухова.

Кризис планам не помеха

Для генерального директора ОАО «Сормовский коммерческий центр» Капитолины Скворцовой уходящий кризисный год стал временем воплощения давней мечты. Вопреки всем негативным трендам в экономике, Сормовский коммерческий центр успешно завершил строительство первого в Нижнем Новгороде частного спортивно-оздоровительного комплекса, спроектированного не в составе ТРЦ, а в качестве самостоятельного объекта.

Я 42 года занимаюсь продуктами питания, и на определенном этапе пришло понимание, что необходимо диверсифицировать бизнес, – подчеркнула Капитолина Витальевна. – Диверсификацию мы начали с создания салона красоты, а затем решили, что нам по плечу и более амбициозные проекты. Нам тоже очень близка тема здоровья нации, мы не хотим видеть на улицах нашего города алкоголиков и грязь. Поэтому мы решили в своем родном Сормовском районе сделать доступными для жителей услуги фитнесс-центра премиум-класса. У нас была площадка, где мы сначала задумали трехэтажное здание, затем – четырехэтажное, а в итоге получился шестиэтажный комплекс с цоколем. Развитие проекта шло в соответствии с логикой думающего хозяина. Мы учли, что скоро чемпионат мира, значит, понадобится гостиница. А если есть гостиница, должен быть и ресторан. В кризис голова работает еще лучше. И мы на этом не остановимся, планируем организовать детский развивающий центр. 

Пища для успеха

Тему здорового образа жизни продолжила учредитель и директор сервиса доставки правильного питания Smart-Food в Нижнем Новгороде Светлана Гонова. Проект Smart-Food начал работать в 2015 году и был организован по франшизе. Светлана считает, что в кризис такой способ запуска бизнеса имеет целый ряд преимуществ.

– Идея создать центр правильного питания появилась, когда у меня возникла необходимость снижения веса, - поделилась опытом Светлана. – Мне пришлось полностью пересмотреть свои пищевые привычки, и результат оказался очень успешным. Но для этого потребовалось раньше вставать и больше времени проводить у плиты. Я поняла, что многие люди, которые также нуждаются в здоровом питании, не могут уделять столько внимания его приготовлению, поэтому решила взять на себя эти заботы. Опыта в ресторанном бизнесе не было, и я изучала варианты франчайзинга. Выбор пал на екатеринбургский проект Smart-Food. Его преимущества позволили быстро стартовать и создать предпосылки для роста. Нам обеспечили помощь в подборе и обучении персонала, отладку и автоматизацию всех бизнес-процессов, богатую базу технологических карт, проработанных диетологом и бренд-шефом. У нас около 600 позиций меню, которые регулярно обновляются.

Появление продукта вызвало живой интерес, первоначальные продажи на 20 - 25% превысили прогнозы. В дальнейшем негативную роль сыграл запрет на ввоз в Россию некоторых продуктов. Но благодаря профессионализму команды Екатеринбурга и Нижнего Новгорода нам удалось найти поставщиков и удержать качество продукции. Сейчас мы растем на 5 - 10% ежемесячно и в ближайшее время планируем открыть Центр оздоровительного питания. Мы доказали, что здоровое питание может быть вкусным и разнообразным, оно приносит и пользу, и удовольствие. Для нас это успех в бизнесе и реализация своей миссии.

Повысить спрос играючи

Практика показывает, что в кризис на первый план выступают задачи работы с клиентами, ведь именно те, кто пользуется товарами и услугами компании, являются ее ценнейшим активом. Об одном из самых современных инструментов обеспечения клиентского потока рассказала директор рекламного агентства «АРТЛУ» Елена Логинова.

– В маркетинге изменилось понятие лояльности клиента, – подчеркнула Елена. – Лояльные – это не те, кто периодически совершает покупки, а те, кто к вам привержен, кто рекомендует вас своим друзьям и знакомым, кто оставляет о вас позитивные отзывы в соцсетях. Словом, лояльные клиенты – это те, кто обеспечивает для вас самую надежную маркетинговую стратегию – «сарафанное радио». Благодаря внедрению IT-инструментов, сегодня «сарафанным радио» можно управлять с помощью программы UDS Game. Это бонусная программа лояльности, обеспечивающая выгоды и предпринимателям, и их клиентам. Смысл в том, что вы предлагаете клиенту получать бонусные баллы за каждую рекомендацию и каждого нового клиента, который появился благодаря данной рекомендации. Для этого ваш клиент регистрируется в качестве участника UDS Game, а дальше процесс идет автоматически. Сведения о новых клиентах видит только хозяин бизнеса, участникам просто начисляются очки, которые можно обменять на скидку при покупках. Богатые возможности индивидуальных настроек дают возможность выбрать оптимальный вариант UDS Game для любого бизнеса, будь то магазин, отель, турфирма или ресторан.

…Выступления экспертов вызвали живой интерес собравшихся на бизнес-завтраке, многие увидели перспективы взаимного сотрудничества и обсудили его варианты. Нижегородское бизнес-сообщество всем кризисам и спадам вопреки намерено успешно развиваться. И хотя сырьевое государство «приговорило» нас к двадцати годам стагнации, предпринимательская активность вселяет надежду в более оптимистичные перспективы российской экономики.


Возврат к списку

Наверх