ОРГАНИЗАЦИЯ БИЗНЕСА НА ОСНОВЕ ФРАНЧАЙЗИНГА

16.06.2016  |  Менеджмент
ОРГАНИЗАЦИЯ БИЗНЕСА НА ОСНОВЕ ФРАНЧАЙЗИНГА

Франчайзинг – вид отношений между субъектами, когда одна сторона (франчайзер) передаёт другой стороне (франчайзи) за плату (роялти) право на определенный вид бизнеса, используя разработанную бизнес-модель его ведения, товарные знаки и/или бренды франчайзера.

 

Преимущества построения бизнеса на основе франчайзинга очевидны: небольшие организации получают возможность развития за счет использования известного бренда, избежав тем самым колоссальных расходов на его продвижение, а также доступ к уникальным технологиям и инструментам организации бизнеса.

Однако, наряду с преимуществами, необходимо учитывать определённые риски для франчайзи, которые стоит принимать во внимание при принятии соответствующих стратегических решений.

На практике именно франчайзер определяет правила ведения бизнеса, находит регионы, в которых его бизнес будет присутствовать (или не присутствовать), определяет критерии отбора франчайзи, а также осуществляет контроль за выполнением франчайзи принятых стандартов ведения бизнеса.

При заключении договора особое внимание франчайзи следует уделить анализу существенных условий предоставления прав и обязанностей по договору франчайзинга, среди которых стоит выделить:

1. Предмет договора

Предметом договора коммерческой концессии является предоставление в пользование комплекса исключительных прав, включающего право на товарный знак, знак обслуживания, а также права на другие, предусмотренные договором объекты исключительных прав, в частности на коммерческое обозначение, секрет производства (ноу-хау).

Поскольку предмет является существенным условием договора, необходимо максимально конкретно определить перечень передаваемых по договору объектов интеллектуальной собственности. В противном случае возникают риски признания договора незаключенным.

2. Ценообразование

Правообладатель диктует франчайзи ценовой диапазон на продукцию (услуги), сто при определённых условиях может повлечь за собой известные риски. Для их нивелирования в договоре можно предусмотреть более гибкую конструкцию, при которой франчайзер, например, будет обладать правом только давать рекомендации относительно ценообразования.

3. Вознаграждение

По общему правилу вознаграждение может выплачиваться пользователем правообладателю в форме фиксированных разовых и (или) периодических платежей, отчислений от выручки, наценки на оптовую цену товаров, передаваемых правообладателем для перепродажи, или в иной форме, предусмотренной договором.

На практике в договор коммерческой концессии включаются также обязанности пользователя по приобретению дополнительных товаров (услуг) только у заранее определенного поставщика, что позволяет последнему устанавливать монопольно высокие цены на продукцию (услуги). Указанное, помимо прочего, означает, что расходы франчайзи могут быть существенно увеличены за счет подобных выплат, что, безусловно, стоит учитывать при заключении договора.

4. Товарный знак

Одним из существенных условий договора коммерческой концессии является обязательное предоставление пользователю в рамках
договора права на товарный знак или знак обслуживания. В случае, если это право не предоставлено, договор не будет считаться договором коммерческой концессии, что влечет за собой риск признания такого договора ничтожным.

5. Государственная регистрация

Необходимо помнить, что законом установлено требование государственной регистрации договора франчайзинга. При несоблюдении данного требования предоставление права
на вид бизнеса считается несостоявшимся, и франчайзи будет вынужден прекратить использование предмета франчайзинга, рискуя при этом вложенными инвестициями.

Таким образом, принимая решение об организации бизнеса на основе франчайзинга, стоит уделить особое внимание предлагаемым договорным условиям сотрудничества, детально оценив соответствующие риски.  


Возврат к списку

Наверх