RETAIL: РАСТИ ИЛИ УМРИ

27.02.2017  |  Менеджмент
RETAIL: РАСТИ ИЛИ УМРИ

На форуме Retail Business Ural в Екатеринбурге первые лица компаний – ритейлеры и топ-менеджеры крупных сетевых магазинов – обсудили сложившуюся на рынке ситуацию. Насколько малое предпринимательство страдает от больших сетей, есть ли будущее у формата «магазин у дома» – эти и другие тезисы стали основными в разговоре экспертов.

 

На форуме выступила Елена Чернышева, глава комитета по товарному рынку, она поделилась статистикой по региону. Площади торгующих организаций с января по сентябрь 2016-го увеличились на 56 800 кв. м. За девять месяцев 2016 года открыт 431 объект торговой площадью 124 149 кв. м, закрыто 298 – площадью 67 387 кв. м. Прирост по предприятиям торговли составил 133 объекта. Всего зарегистрировано 4442 предприятия розничной торговли на территории Екатеринбурга.

С 1 октября 2015 года по 1 октября 2016-го число сетевых структур на территории города возросло на 24,  объектов, входящих в сети, – на 102. Угадывается тенденция, что малая розница и формат «магазинов у дома» становятся всё популярнее. Покупательная способность падает, что уже ни для кого не секрет. Как сообщил на форуме Сергей Саченко, директор Уральского дивизиона ТС «Пятерочка», горожане предпочитают сейчас тратить меньше, но чаще.

«К сожалению, традиция ездить раз в неделю за покупками в крупные магазины стала уходить в прошлое в связи с растущим средним чеком за корзину. Если раньше подобная покупка обходилась в полторы-две тысячи рублей, теперь цифра приближается к десяти – далеко не все могут себе это позволить. Поэтому мы сделали ставку на «магазины у дома», где средний чек на текущий момент составляет 335 рублей», – поделился мнением на форуме Сергей Саченко.

Различные стимуляторы – промопредложения и акции – остаются весьма популярными у горожан как способ сэкономить. Компания Nielsen провела исследование, выявив, что 14% горожан ходят в разные магазины в зависимости от промоакций. Это самая высокая цифра по России. При этом покупателей привлекают акции по снижению цен. По словам представителя компании Дарьи Кондратьевой, спрос на удешевленные товары растет. «Почти половина товаров повседневного спроса была продана в магазинах с какой-либо промоакцией. Лидеры здесь – непродовольственные категории, из-за чего регулярные продажи начинают размываться: люди перестают покупать тот же кофе без акций. А если идет акция – я возьму три банки… про запас. В итоге наши исследования показали, что 67% всех промо вообще не приносят денег», – говорит специалист компании Дарья Кондратьева. Ритейлеры вынуждены идти на поводу у покупателя, снижение цен реализуется снижением наценки и уменьшением закупочной стоимости.

Александр Оглоблин, президент торговой сети «Елисей», отметил, что промо не привлекает новых клиентов, но позволяет их удерживать. «Промо не влияет на процент продаж. Если еще пять лет назад ты при помощи промо завоевывал покупателя, то теперь промо – естественный фактор, оно должно быть. Без него покупателя вообще не будет. Условно говоря, если раньше товар с желтым ценником продавался в три-четыре раза лучше, то теперь – в 8-10 раз», – говорит Александр Оглоблин.

Самой привлекательной скидкой покупатели считают 30%. По результатам исследований, скидка больше 30% вызывает недоверие к товару, а меньше – неинтересна, отмечает Кондратьева.

По итогам форума было выявлено ещё несколько тенденций. Розничные продажи по-прежнему слабо сокращаются. Общепит – скорее находится в штопоре. Согласно статистике он потерял 15–17% по объёму рынка. Однако растёт число участников рынка, как и в товарном производстве. Будущее за новыми форматами торговли и ростом, формула «расти или умри» остается для бизнеса ключевой.

В рамках форума Retail Business Урал 2016 состоялся круглый стол на тему регулирования продаж алкогольной продукции, на  котором речь шла о вероятности появления на улицах Екатеринбурга автоматов по продаже спиртосодержащих настоек и косметических лосьонов от скандально известного проекта «Боярка.24». На круглом столе присутствовали представители общественных антиалкогольных движений, специалисты центра практической психологии и реабилитации и органов местного самоуправления Екатеринбурга.

Екатерина Грин, начальник правового департамента администрации Екатеринбурга, пояснила, что специалисты департамента подготовили и систематизировали все судебные и административные практики, которые позволят ликвидировать данный проект на территории уральской столицы.

В частности, одним из методов борьбы с «фанфуриками» может стать экспертиза предлагаемых в вендинговых аппаратах спиртовых настоек крепостью до 95% на наличие признаков косметического средства. При  их отсутствии у экспертов будут доказательства неправомерности продажи и повод для возбуждения уголовного дела. В настоящее время подобная практика уже имеет место в других регионах России.

Алексей Бородин, председатель комиссии Екатеринбургской городской Думы по экономическому развитию и инвестициям, промышленности и предпринимательской деятельности дополнил высказывания коллег.

– Алкогольную продукцию, причем далеко не лучшего качества и зачастую совершенно незаконно, сейчас могут продавать как в стационарных, так и в нестационарных объектах, – говорит Алексей Бородин. – Важно рассматривать вопрос шире, чем ликвидация аппаратов по продаже настоек, и нужно сделать так, чтобы реализаторам алкоголя было невыгодно продавать свой товар. Для этого необходимо подключить СМИ, общественников, предпринимателей, правоохранителей, надзорные ведомства и органы местного самоуправления. Со стороны депутатского корпуса мы гарантируем поддержку в антиалкогольной кампании.

ЦИФРЫ

По официальным данным, в России насчитывается около пяти миллионов человек, страдающих алкоголизмом. По мнению экспертов, реальные цифры в несколько раз выше. Ежегодно от алкоголизма и отравления алкогольсодержащей продукцией погибает более полумиллиона россиян, набирает обороты детский и подростковый алкоголизм.  


Возврат к списку

Наверх