Своя деревня ближе

02.09.2015  |  Менеджмент
Своя деревня ближе

«Потенциал импортозамещения во внутреннем туризме гигантский. Безусловно, нам нужно обращать на это внимание, задуматься над этим. Уже в настоящее время 41,5 млн наших граждан путешествуют по России. При этом при реализации Федеральной целевой программы «Развитие внутреннего и въездного туризма» на период с 2011 по 2018 годы были определены ориентировочные цифры в 40 миллионов человек в 2018 году», – заявляет руководитель Федерального агентства по туризму (Ростуризм) Олег Сафонов.


Звучит заманчиво


По оценкам Всемирной организации ООН по туризму и путешествиям (UN WTO), Россия занимает пятое место в списке из 139 стран по потенциальной привлекательности для совершения путешествий. Особо интересен для развития внутреннего туристического продукта экотуризм. В его основе – поездка на относительно дикие природные территории. Учитывая особенности России, экотуризм имеет огромный потенциал для развития. В общей структуре отечественного туристского рынка доля экологического туризма незначительна и едва доходит до 1%. Однако экологические технологии в туризме могут быть широко использованы в его разных направлениях.


Основные регионы развития экологического туризма в России сосредоточены в Хабаровском и Камчатском краях, Сахалинской и Амурской областях, Республиках Алтай, Башкортостан и Хакасия, Иркутской, Московской и Новгородской областях, Республике Карелия, Кабардино-Балкарской и Карачаево-Черкесской республиках. Но и Свердловская область обладает большим потенциалом. Член правления Российского союза туриндустрии, руководитель Балтийского отделения Российского союза туриндустрии Илона Ансоне считает, что Екатеринбург и Свердловская область имеют много интересных исторических и природных туристических объектов. Но эксперт отмечает, что для развития направления нужен комплексный подход.


«Просто поставить домик – не значит сформировать туристический продукт. «Сельский» тренд, тяга к натуральному, этническому сейчас в моде и нужно уметь это использовать. При этом важно соблюдать баланс между аутентичностью продукта и его обустроенностью, комфортностью для клиентов. Грубо говоря, в сельском доме не должно быть позолоченного умывальника, – поясняет Илона Ансоне. – Простраивая маршрут для путешествия и туристическую программу, старайтесь вовлекать своих клиентов в процесс: предлагайте им самим сажать, готовить, добывать что-то».


Также эксперт призывает игроков сферы экотуризма к объединению. «Не смотрите друг на друга конкурентно, сотрудничество выгоднее, вместе можно создать полноценный туристический продукт», – подчеркивает эксперт.


Знай наших


Проекты экологического туризма в Свердловской области уже существуют.


Урал имеет природные памятники – например, заповедник «Денежкин Камень», национальный парк «Припышминские боры» и биосферный заповедник «Висимский». Большое число государственных заказников – орнитологический «Сысертский», ботанический по защите орхидей «Горнощитский», природно-минералогический «Режевский». На расстоянии 100 км от Екатеринбурга, на реке Серге, находится природный парк «Оленьи ручьи». Его можно отнести к наиболее популярным среди туристов объектам Свердловской области. Любители экотуризма посещают также природный парк «Бажовские места». Среди горных маршрутов наиболее популярна гора Аракуль с расположенным на ней скальным хребтом Шихан. Для альпинистов и горнолыжников есть, к примеру, гора Волчиха, спелеотуристы исследуют наиболее доступную и популярную пещеру «Дружба».


Такие проекты существуют не один год, но не менее интересны частные, «камерные» центры экотуризма.


Один из них – «Строю бизнес на селе» отличается своей интерактивностью. Он предполагает отдых на один день. Гостям предлагают принять участие в мастер-классах по заготовкам – варенью, солениям, соусам и мастер-классе по самогоноварению.


Учредитель проекта Светлана Ряпосова отмечает, что бизнес в сфере экотуризма можно назвать прибыльным. «Первые один-два года нужно рассчитывать на заполняемость вашего экожилья примерно на 30%. Если предоставлять клиентам не только дом, но и сопутствующие продукты, можно иметь 50%-ную прибыль», – поясняет Светлана Ряпосова.


Другой проект появился сосем недавно, чуть более года назад, – это туристический центр «Русская деревня», он находится в КолташахРежевского района. Сейчас он представляет собой три дома вместимостью до девяти человек и несколько беседок с баней. По словам одного из учредителей центра, Юлии Семеновой, со временем планируется расширить вместимость домов до 45 человек.


«Мы не работаем с молодежью и большими компаниями, наше направление – семейный отдых, индивидуальный туризм. Сейчас все наши домики заполнены, в одном из них проживают иностранные гости», – делится мнением Юлия Семенова.


Помимо размещения вблизи природы  в рамках «Русской деревни» предусмотрена возможность летней и зимней рыбалки, походов по лесу, сплавов. На территории комплекса есть «трогательный зоопарк». Юлия Семенова добавляет, что, помимо повышения интереса к экотуризму, «Русская деревня» предоставляет новые рабочие места жителям Колташей.


В Нижних Таволгах открыта гончарная мастерская Масликовых. Она имеет гостевой дом на 15 человек и предлагает своим клиентам мастер-классы по гончарному мастерству, рисованию, прядению, гадания, экскурсии и проведение детских праздников.


«Мой муж – гончар и наш проект можно считать семейным предприятием. Зарегистрировавшись в качестве индивидуального предпринимателя и взяв ссуду в банке в 1999 году, мы с мужем построили собственную мастерскую и начали производство керамических изделий. Муж изготавливал изделия на гончарном круге, а я украшала их лепкой. В 2001 году мы заключили договор с Невьянским краеведческим музеем о принятии экскурсионных групп. С 2001 по 2014-й мастерскую посетило около 400 тысяч человек. Гостями нашей мастерской были не только россияне, но и туристы из Франции, Индии, Украины, Германии, Белоруссии», – рассказывает один из учредителей гончарной мастерской Светлана Масликова. 


Помимо экотуризма с предоставлением жилья, в последнее время стало популярным такое направление, как походы с системой «все включено». В его рамках организаторы предлагают спланированный маршрут, трансфер до начала похода и обеспечение продовольствием. Один из организаторов подобного проекта  «Знай Урал!» Роман Кабанов отмечает, что желающих с каждым походом становится всё больше.


Однако генеральный директор турфирмы «Виста-Урал» Максим Пузанков считает, что Свердловская область еще не готова массово принимать людей: «Не надо питать иллюзии по поводу области. Реальный продукт, по которому можно массово возить, появится только через два года. Много времени занимают различные согласования, подписания, переводы земель. И зачастую того, что доложено чиновниками на бумаге, на практике нет». Но, несмотря на то, что массово проекты внутреннего экотуризма еще не реализованы, у Свердловской области есть неплохой задел.  


Возврат к списку

Наверх