АНАЛОГОВЫЙ МИР – ТЯЖЁЛЫЙ И МЕДЛЕННЫЙ

25.06.2015  |  Технологии
АНАЛОГОВЫЙ МИР – ТЯЖЁЛЫЙ И МЕДЛЕННЫЙ

Как связать цифровую эру с физическим миром, и в чём основная задача современного дизайнера, на примере своего опыта объяснил Карим Рашид.

Стиль неадекватен к текущему моменту

Я работаю в сфере дизайна более 30 лет и не устаю утверждать, что дизайн меняет мир. Но чтобы это происходило, важно всегда разграничивать понятия дизайн и стиль. Это необходимо делать, несмотря на то, что между ними весьма сложно провести границу. Дизайн неотделим от инноваций. Поэтому современные дизайнеры приглашаются как раз для того, чтобы создавать инновации. Также дизайн неотделим от человеческого опыта. Никакая вещь в мире не должна существовать без того, чтобы привносить вклад в этот мир: развитие, изменение или новое его восприятие. Сегодня производятся миллионы различных товаров, и некоторые сегменты просто перенасыщены изделиями. Смысл дизайна в том, что при создании какой-либо новой вещи или продукта в них должен вкладываться новый смысл, который привнесет в человеческую жизнь новый опыт.

Дизайн подразумевает определенную демократическую составляющую. Так, с помощью промышленной революции удалось повысить качество продукции, при этом сделав её более дешевой. И очень важно помнить, что цель любой промышленной революции как раз в том, чтобы сделать массовое производство продукции дешевым и доступным. Поэтому массовый дизайн я называю дизайнократия, именно это явление позволило повысить уровень жизни людей.

Стиль в отличие от дизайна – это тенденция, которая всегда восходит к истории и часто является производной от того, что уже было создано. Стиль берет свое вдохновение из истории, в этом и состоит его существенное отличие от дизайна. Стиль, в моем понимании, это своего рода «категоризация» истории человечества, при которой мы объединяем части времени в определенные эры или периоды. Барокко, классицизм, рококо – это периоды стиля, которые демонстрируют движение человеческой расы. Поэтому всё, чем мы занимаемся, должно соответствовать реальности текущего момента: начиная от технологий и материалов и заканчивая социальной составляющей. Так, в настоящее время мы живем в век «обычности», «кэжуальности». Человечество стремится к высокому проценту комфортабельности, как материальной, так и психологической. К примеру, 60% рынка обуви на сегодняшний день – это беговая обувь, кроссовки. Почему? Да потому что мы очень много бегаем и ходим именно в этот отрезок нашей истории.

Вдохновляйтесь критериями своего времени!

В Италии, например, мода называется стилистикой, а дизайнеров в Италии называют архитекторами. Этот  факт наглядно демонстрирует, что именно дизайнеры разрабатывают конструкции и элементы для улучшения жизни людей. И таким образом, архитекторы вырабатывают определенные вариации или отображение того, каким выглядит действительность. Стиль неадекватен к текущему моменту, а дизайн движет нас вперед и концентрируется не на том, в чем мы сейчас живем, он начинает создавать идею с нуля – с тех условий, положений и проблем, с которыми мы сейчас живем. Поэтому современным дизайнерам очень важно вдохновляться критериями времени, в котором они живут, и не копировать историю, которая уже была создана до нас. Важно отражать историю, создавая различные варианты действительности. И таким образом человечество получит больше новых вариаций и настоящих, истинных идей. Инновации происходят на различных уровнях и, как правило, действительность формирует сама себя. Чтобы отражать эти формирования на уровне дизайна, необходим синтез творческого и математического мышления, поэтому мышление дизайнера или архитектора не должно быть оторвано от действительности.

Компании, которые действительно формируют дизайн в том смысле, в котором я его понимаю, дифференцируют различные бизнесы. Дизайнер должен быть индивидуалистом, чтобы отражать  совершенно разное восприятие мира. Дизайн, создаваемый для компании, например,  нефтяной или авиационной, должен создавать форму этой компании в будущем, предвидеть её развитие.

Чтобы создавать реальность с нуля, вдохновения недостаточно. Чтобы внести свой вклад в развитие и создать уникальное человеческое восприятие, важно посмотреть на мир, в котором мы живем, как на реальность, созданную кем-то другим. Каждое утро, когда просыпаюсь, я понимаю, что тот образ жизни, который я веду, был сформирован историей, которая происходила до настоящего момента. И это понимание дает возможность критично смотреть на реальность и понимать, как её можно улучшить и добавить ей новых опций.

Эра «обыкновенности»

Один мой друг философ отметил, что объекты в нашей жизни – это сложности, через которые мы понимаем смысл жизни, они – постоянное увеличение опыта человека. Давайте посмотрим на физический мир, как на жидкость, которая работает вместе с нами, но не против нас. Любая компания, которая работает со мной – не важно, микро- или макро- – хочет привнести собственным дизайном новую форму восприятия. И мое намерение, как дизайнера, заложить факты, которые смогут повлиять на социальное поведение человека.

Важно видеть, как и чем живут люди, и «реагировать» на это в производимых вещах. Простой пример: если я буду создавать дизайн кресла сегодня, то обязательно предусмотрю отклонение на пять-шесть градусов назад, это будет оптимально для того, чтобы сидеть в нем несколько часов и чувствовать себя комфортно. В этом и заключается «эра обыкновенности», которая проникает во все сферы нашей жизни. «Обычность», но не обыденность – это когда вы решаете жить собственной жизнью, и именно этим вносить вклад в развитие мира. 70 – 80% клиентов, которые приходят ко мне, хотят что-то изменить в своем стиле, и они мыслят в том разрезе, который предполагает изменения.

Например, мобильный телефон появился в нашей реальности совсем недавно. Если мы вспомним 60-е годы прошлого века, то станетпонятно, что предком сегодняшнего мобильного телефона было шпионское оборудование той эпохи. Чтобы дизайн этого предмета соответствовал сегодняшнему моменту, он должен быть гибким и пластичным, он должен быть продолжением тела. Важно видеть объекты, пространство, проекции как дополнение к  человеческому телу. Сегодня именно это и должно стать популярным стилем.

Так, например, при сотрудничестве с одной испанской компанией, которая создавала мебель для ванных комнат, я спроектировал специфическую коллекцию, поверхности которой были полностью мягкими. Если продолжать эту мысль, то полы из резины на детской площадке, мягкие покрытия в спортзале – это и есть пример обычности, когда дизайн предметов становится продолжением человеческого тела.

Пионеры цифровой реальности

Вдохновение для меня – это значит находиться в мире, который  является продолжением эры, в которой я живу. Я сейчас говорю о цифровой эре, которая с точки зрения потребителей существует всего 40 лет. Аналоговый период был с человеком примерно сто тысяч лет,
поэтому мы являемся пионерами цифрового мира, которые на себе испытывают силу взаимодействия человека с коммуникациями. Большинство из нас боятся этого, одновременно искажая восприятие цифровой реальности.

Аналоговый мир остается интересным только потому, что он кажется постоянным и надежным, как собор в Милане, как мраморный столик для кофе в моем отеле. Только вдумайтесь, насколько «тяжела» аналоговая вещь: этот огромный мраморный стол пересылался в Москву из Сан-Франциско, его собирали на заводе, по всему миру искали для него материалы, а ещё он требует чистки и полировки! И это всё сделано для того, чтобы постоялец в отеле почувствовал роскошь и люксовую обстановку! И действительно, роскошью в аналоговом мире были материалы, но при этом мы совсем забываем, что наша земля уже в агонии; аналоговый мир – медленный и болезненный.

Что происходит с физическим миром? Он постепенно остается в прошлом веке, в аналоговой реальности. Авторитет физических продуктов, архитектуры или пространства постепенно уменьшается, увеличивая пропасть между двумя мирами: аналоговым и цифровым. Сегодняшние дизайнеры видят развитие в том, чтобы связать цифровую эру с физическим миром, их главная задача – сделать это как можно естественнее и натуральнее; и это направление можно считать стилем.

Когда я путешествую по миру, то везде наблюдаю одно и то же: все как будто забывают о цифровой реальности и стараются вернуться к старым парадигмам и архетипам, даже не предполагая, что новая эра может быть «бесшовной»!  В аналоговом мире используют очень много материалов, чтобы создать какое-либо впечатление или эмоцию. Например, в отеле «Ритц» в Москве, в оформлении использовано очень много мрамора; находясь в этом пространстве, я практически на физическом уровне ощущаю ненужное количество расходов и сожаление об утерянных деньгах и формах этого отеля. Я не могу понять, зачем в новом здании, в новой архитектуре, применяя последние строительные технологии, создавать чувства, эмоции, как продолжение того времени, в котором мы когда-то жили.

Я хочу донести, насколько классно жить в период перемен между аналоговым и цифровым миром! Нужно брать вдохновение от сегодняшнего времени – от технологий, материалов и идей! И только понимая это, компании смогут разрабатывать продукцию, востребованную на рынке, а также улучшить эстетическую природу этого мира и наполнить его «новой» красотой, которая  является частью того времени, в котором мы живем.

 


Возврат к списку

Наверх