ИНФОРМАТИЗАЦИЯ ЖКХ

01.06.2015  |  Технологии
ИНФОРМАТИЗАЦИЯ ЖКХ

Государственная информационная система жилищно-коммунального хозяйства (ГИС ЖКХ) находится на полпути к окончательному внедрению: федеральный закон был принят в июле 2014 года, а к февралю 2016-го система будет запущена. Руководитель дирекции по проблемам ЖКХ аналитического центра при Правительстве РФ Мария Шилина объяснила, зачем нужна информатизация сферы ЖКХ вообще и в виде ГИС в частности, и почему в систему необходимо добавить промежуточное, региональное звено.

 

Действующие лица

Сфера ЖКХ – это три большие группы участников: власть, бизнес и общество. С точки зрения власти эта сфера уникальна тем, что полномочия по её регулированию предоставлены всем трём уровням, включая муниципальные образования. Уникальность ЖКХ с точки зрения бизнеса в том, что в нём так или иначе занято порядка 200 тысяч компаний – больше только в налоговой сфере. Наконец, с точки зрения общества ЖКХ ежедневно касается каждого человека и его дома – а что может быть ценнее, чем дом?

Главное условие стабильности в области ЖКХ – баланс интересов всех трёх групп. Власти, чтобы управлять отраслью, нужна доступная информация и оперативная обратная связь. Бизнесу нужны понятные правила, отсутствие излишнего регулирования (в чём наша отрасль невыгодно отличается от других), удобные современные формы взаимодействия и минимум отчётности. Сегодня организации ЖКХ сдают до 23 отчётов в месяц, т.е. примерно по одному на каждый рабочий день, и это не считая разовых запросов, которые им пересылают различные органы власти. Для общества важна безопасность (всё-таки дом – это место, где мы живём), обоснованная плата за ЖКУ (гражданин должен понимать, почему платит именно столько) и, естественно, высокое качество услуг.

Одно из условий баланса – прозрачность информационных потоков. Закон «О ГИС ЖКХ» оперирует термином «поставщик информации», но упускает понятие «производитель информации» – это те, кто генерирует информацию, которая в дальнейшем нужна всем участникам отношений. Для них особенно важно, чтобы информация была надёжно защищена, иначе их деятельность ничего не будет стоить. Для бизнеса прозрачность обеспечит именно надёжный способ производства информации, для власти – получение актуальных, достоверных данных для обработки,
а для общества – гарантию сохранения истории по дому. При смене УК в 30% случаев техническая документация и история расчётов были потеряны – их забирали, жгли, выбрасывали. Всем участникам отношений прозрачность даст возможность оперативно решать проблемы и качественно взаимодействовать друг с другом, в первую очередь, обществу с бизнесом. У граждан будет понимание, как общаться с поставщиками услуг.

Пока что информационные потоки в сфере ЖКХ представляют собой полный хаос. ГИС ЖКХ создаётся, чтобы его упорядочить, как структура, где хранится и обрабатывается вся необходимая всем участникам отношений информация с единой точкой входа и выхода. Все поставщики отправляют туда данные, а все пользователи получают их оттуда, из того же единого информационного базиса.

 

Преимущества РИС ЖКХ

В России никогда прежде не было правовых оснований для систематического сбора данных в сфере ЖКХ. Единственное, что было сделано за последние 15 лет – это принятие блока постановлений 2012 года о формировании схем развития территорий (топливного, газового), которые описывали бы в том числе коммунальные объекты, но тема «не взлетела». Закон «О ГИС ЖКХ» разрабатывался около двух лет, бурно обсуждался и в итоге закрепил схему взаимодействия, когда все участники сферы ЖКХ должны напрямую подгрузить информацию о своей деятельности в ГИС. Попробую объяснить, о каком количестве данных идёт речь. Действующий сейчас формат предоставления информации предполагает около 1500 строчек на каждый многоквартирный дом. Представьте, что вы – УК, у которой 200 домов. Умножаем 200 на 1500 и на 12 месяцев. За непредоставление хоть одной строчки – штраф. В этой ситуации правительство субъекта фактически теряет контроль над ситуацией, но при этом продолжает, согласно 131-ФЗ, нести ответственность за качество услуг.

Схему, которую предлагаем мы, законы прямо не запрещают, однако содержат несколько моментов, препятствующих её реализации. Региональный сегмент системы мы по аналогии с ГИС назвали РИС ЖКХ. В чём преимущества? Количество поставщиков информации в ГИС сокращается до 83, а ответственность субъекта федерации становится управляемой и контролируемой. Перед тем, как данные попадут на федеральный уровень, региональное правительство будет иметь возможность поработать с ними в хорошем смысле этого слова. Кроме того, оно сможет использовать собранные таким образом данные для реализации своих смежных функций, например, планирования тарифов.

В ноябре-декабре два региона подписали соглашения по пилотированию ГИС ЖКХ – Ивановская и Тульская области, причём Тульская выбрала схему с региональным звеном. Я получила обратную связь от одного из банков, который был выбран в качестве базового. Его представители сказали: «Какое счастье, что в Туле есть региональный сегмент – точка входа одна, все вопросы легко решаемы. В Иваново же нужно дойти до каждого поставщика, объяснить, зачем ему нужен договор с нашим банком, убедить, что нельзя проводить оплату через ГИС ЖКХ с внешней комиссией, поскольку её поставщик услуг должен заплатить из своего тарифа...»

 

Состав данных

Какие данные должны сдаваться? Их много, но можно выделить три ключевых блока:

Транзакционные (операционные) данные: состояние расчётов за ЖКУ, миграционный учёт, капитальный и текущий ремонт. Расчёты за ЖКУ – самый труднодоступный и дорогой в сборе информации блок. Он находится у субъектов рынка (а они, как мы выяснили, самые закрытые), хранится в разных форматах и зачастую в неспециализированном программном обеспечении (1С, Excel). Это означает различия в составе информации – в наборе как полей, так и формулировок для обозначения одного и того же, которые любая система поймёт как разные значения.

Стабильные данные – например, материал стен. Они вряд ли изменятся, но всё равно обновляются ежемесячно. Источники – различные региональные сегменты федеральных информационных систем.

Данные региональных органов власти. Например, программа капитального ремонта.

Опыт работы с Минкомсвязью показал, что для наполнения ГИС в первую очередь запрашиваются транзакционные данные. Их производителями являются юрлица двух типов:

УК и РСО, которых на территории муниципалитета может быть несколько сотен.

Расчётные центры. Если в регионе таковой есть и работает, значительное число участников – его клиенты, особенно если он поддерживается властью. А значит, он получает или даже сам производит транзакционные данные. Соответственно, количество участников сокращается многократно. Подавляющее большинство расчётных центров работает на специализированном ПО, которое может адаптироваться к ГИС, переходить на новые справочники.

 

Что стоит сделать?

Данные из ГИС ЖКХ могут быть выгружены в другие федеральные информационные системы. Сегодня есть ещё как минимум две: ГИС «Энергоэффективность» уже работает, ГИС ТЭК находится в стадии разработки. Можно подключить базы данных и любых других информационных систем, в том числе региональных (например, фонда капитального ремонта) и органов местного самоуправления. Для региональных поставщиков это будет всё той же единой точкой входа и источником необходимой для деятельности информации.

Рано или поздно все регионы и организации вынудят сдавать эти данные. С середины 2016 года предусмотрены серьёзные штрафные санкции вплоть до лишения возможности получать плату за ЖКУ. Неминуемо встанет проблема издержек на выгрузку данных в ГИС ЖКХ в заданных Минсвязи форматах, с использованием заданных справочников, реестров и классификаторов. Эта работа будет дорожать с каждым месяцем, поэтому организации, которые понимают происходящее, уже озадачились этим.

Сейчас наступает период подзаконных нормативно-правовых актов. Пока ни один не принят, я призываю всех, чью сферу деятельности эта тема так или иначе затрагивает: обязательно отсматривайте их и давайте комментарии.

Так, предполагается создание правил ГИС ЖКХ в форме договора присоединения. Изменить в нём ничего будет нельзя – только присоединиться либо не присоединиться и платить штрафы. Помимо федеральных в него предполагается включить некие коммерческие требования по работе с порталом ГИС ЖКХ, например, ту самую внутреннюю комиссию по оплате ЖКУ. Всё это можно «выловить» сейчас. Но для этого позиция нашего аналитического центра не должна быть гласом «вопиющего в пустыне» – она должна быть поддержана бизнес-сообществом. Призываю не игнорировать текущую стадию, а в спокойном режиме на неё повлиять. 

 


Возврат к списку

Наверх