КамАЗ на автопилоте

25.03.2016  |  Технологии
КамАЗ на автопилоте

Мир беспилотный

Инвестиции в индустрию беспилотных автомобилей продолжают расти с каждым годом – компания Google ежегодно тратит около $30 млн в разработку технологий автономного вождения. В ноябре прошлого года Toyota объявила об инвестпрограмме на $1 млрд, в рамках которой компания будет развивать новые технологии робототехники и автономного управления транспортными средствами. А General Motors приобрела за $1 млрд калифорнийскую компанию Cruise Automation, которая занимается разработкой программного обеспечения для систем автономного вождения и уже привлекла десятки миллионов долларов от венчурных инвесторов. О начале собственных разработок уже объявили такие автопроизводители, как Daimler, Volkswagen, Audi, Ford и другие. В настоящее время на дорогах США, Германии и Швейцарии уже проводятся тесты беспилотных машин. В Великобритании дорожные тесты могут начать уже в этом году.

По информации General Motors, первый самодвижущийся автомобиль может появиться на дорогах уже к 2018 году. Бывший президент General Motors Рик Вагонер (Rick Wagoner) сказал, что самые большие проблемы кроются не в технологиях, а в обязательственных правах и правительственных постановлениях. Конечно же, системе искусственного интеллекта придется обладать сложными когнитивными умениями, чтобы быстро принимать решения: например, в случае если на дорогу выбежит щенок или пассажиру потребуется срочно остановиться. Появились этические препятствия – какое решение должен принять бортовой компьютер, если, к примеру, для недопущения наезда на собаку придется сбить человека? Но технические проблемы уже решены.

С 2011 года разработкой беспилотных автомобилей занимается компания Google. В проекте участвуют 10 легковых машин, оборудованных видеокамерами, GPS-навигаторами, оптическими дальномерами кругового обзора и радарами. В 2012 году Google объявила о том, что автомобили проекта проехали более 300 тысяч миль. При этом произошло лишь одно ДТП – в стоявший на светофоре гугломобиль врезалась обычная машина. Но все зарубежные разработки предполагают эксплуатацию автомобилей по качественным дорогам с идеальной разметкой. А что делать нам, россиянам? Ведь в нашей стране хороших дорог нет и не будет. (О том, что не будет, можно с уверенностью сказать по итогам реализации программы «Новые дороги Единой России», на которую с 2010 года выделялись огромные деньги – 1,35 млрд рублей только по Нижегородской области и только в 2010 году.) Деньги в ремонт дорог вложены немалые – ям на них меньше не стало.

Автоматика российских ухаб

Крупнейший российский производитель грузовых автомобилей «КамАЗ» реализует проект по созданию беспилотного автомобиля под проектным названием «Авторобот». Работы над первым коммерческим беспилотником ведутся совместно с двумя российскими партнерами, компаниями Cognitive Technologies и ОАО «ВИСТ Групп». Проект стартовал в феврале 2016 года, но уже изготовлен и испытан прототип, работу которого в конце февраля 2016 года продемонстрировали специалистам и прессе. За основу был взят серийный автомобиль КамАЗ-5350, который оснащен дополнительным оборудованием, позволяющим ездить без вмешательства водителя: радары, активный оптический сенсор (лидар), несколько видеокамер, системы связи и прочая электроника. Кроме того, автомобиль оборудован джойстиком для дистанционного управления.

Важной особенностью этого проекта является возможность реальной работы в российских условиях. В отличие от зарубежных разработчиков, больше ориентирующихся на идеальные условия дорожного движения: качественную разметку, благоприятные погодные условия и т.д., - российский подход к созданию системы машинного зрения позволяет распознавать дорожную сцену (в том числе границы дороги, ширину полос движения и т.д.) в отсутствие какой-либо разметки. Как рассказал журналистам Сергей Назаренко, главный конструктор по инновационным продуктам НТЦ ОАО «КамАЗ», «КамАЗ»-беспилотник сможет быть самостоятельным участником движения: замечать ямы и выбоины на дороге, «видеть» другой транспорт и пешеходов, отслеживать препятствия и дорожные объекты. Грузовик с автопилотом сможет двигаться при отсутствии разметки, в условиях бездорожья, в черте города, анализировать сигналы светофоров и дорожные знаки. Но самое главное - беспилотник будет принимать решение о маршруте движения, автоматически определять степень безопасности маневра и предупреждать ДТП.

По мнению инженеров, отечественная система обладает рядом преимуществ перед зарубежными аналогами, одним из которых является пассивная модель компьютерного зрения. Информация в блок управления поступает только с датчиков и видеокамер. Система распознает на дороге транспорт, пешеходов и любые препятствия и оперативно реагирует на изменение дорожной обстановки. При этом автопилот не нуждается в дорожной разметке, в перспективе он должен свободно перемещаться по любым дорогам общего пользования.

Этот проект развивается в трех направлениях: Smart Pilot, Air Pilot и Robo Pilot. Программа Smart Pilot подразумевает внедрение различных электронных помощников, способных облегчить труд водителя, например, адаптивного круиз-контроля. Цель программы Air Pilot – создание машин с дистанционным управлением. Наконец, Robo Pilot – программа, направленная на создание полностью «самостоятельного» автомобиля.

Первый прокат

В конце февраля 2016 года беспилотный «КамАЗ» показали на казанском ипподроме участникам международной научно-практической конференции «Современные проблемы безопасности жизнедеятельности: интеллектуальные транспортные системы». Внешне грузовик пожарной раскраски выглядит как серийный, отличают его лишь установленные снаружи камеры и датчики, которые в перспективе вмонтируют в корпус, и отличить машину в беспилотном режиме можно будет лишь по проблесковым маячкам на крыше – они работают, когда грузовик движется в автоматическом режиме. «Машина делает все сама, водитель в кабине находится для подстраховки, – рассказывал участникам конференции главный конструктор по инновационным продуктам ПАО «КамАЗ» Сергей Назаренко. – Электронная тормозная система, коробка-автомат. Механические педали есть, но сигналы для торможения подаются электронно».

Во время презентации в Казани «КамАЗ» без водителя двигался как по заранее заданной траектории, так и в колонне за обычным грузовиком, в точности повторяя его движения. Этот автомобиль окрашен под пожарный, потому что МЧС хочет получить беспилотный автомобиль для тушения пожаров в особо опасных условиях – например, при возгорании складов с боеприпасами. Есть на беспилотные «КамАЗы» и другие потенциальные заказчики. Минобороны заинтересовано в отсутствии человеческих потерь во время боевых действий; для добывающих компаний важно исключить людей из процесса добычи полезных ископаемых в особо тяжелых условиях труда; во многих регионах России попросту не хватает квалифицированных водителей.

«Анализ потенциального спроса на беспилотные грузовые автомобили в нефтегазовом секторе, сельском хозяйстве и ЖКХ показал, что он достаточно высок», – сообщил журналистам руководитель пресс-службы автогиганта Олег Афанасьев.

Недальние перспективы

В планах компании на 2016 год разработка ряда новшеств, которые повысят эффективность беспилотника: система предупреждения о выходе из полосы движения, предупреждение об опасности столкновения и наезда на пешехода, мониторинг слепых зон, детекция и контроль дорожных знаков. По словам президента Cognitive Technologies Ольги Усковой, создание беспилотной машины идет с опережением графика, предсерийный выпуск грузовика ожидается уже в 2018 году.

Первый серийный образец беспилотного грузовика предполагается создать в 2020 году. По плану в нынешнем году должны начаться его «полевые» испытания, которые пройдут на платной трассе М11 Москва – Санкт-Петербург, продлятся три года и будут организованы в формате автопоезда. В колонне из пяти - десяти грузовиков лишь первой автомашиной будет управлять человек, остальными – компьютер, копирующий все действия живого водителя. Предполагается, что такая схема окажется наиболее оптимальной при организации массового беспилотного движения большегрузных автомобилей.

Гендиректор ПАО «КамАЗ» Сергей Когогин, выступая в октябре прошлого года на форуме «Открытые инновации», заявил: «К 2019 году мы сумеем на территории КамАЗа запустить опытно-промышленную партию для внутренних перевозок». По словам Когогина, к 2021 году КамАЗ планирует закончить все испытания, а в 2025 году вывести камазовские беспилотники на дороги общего пользования. Наконец, по его мнению, в 2035 году уже 10% автомобилей будут управляться искусственным интеллектом. Позднее гендиректор ПАО «КамАЗ» уточнил дату серийного выпуска – 2022 год.

Алгоритмы работы беспилотника – полностью российская разработка от московских Cognitive Technologies и «ВИСТ Групп». В компании Cognitive Technologies уверены, что применение автопилота не ограничится только грузовиками. Так совпало, что КамАЗ на сегодняшний день является одним из наиболее успешных автопроизводителей в России, и он полностью готов к внедрению подобного оборудования. Однако в дальнейшем партнеры планируют занять нишу и на мировом рынке.


Возврат к списку

Наверх