Мы реконструировали «движущийся поезд»

17.12.2013  |  Технологии
Мы реконструировали «движущийся поезд»

Уходящий 2013-й войдет в историю нижегородского ОАО «Теплоэнерго» как год масштабной модернизации. Заключив первый в России масштабный энергосервисный контракт с компанией «ГПБ ЭНЕРГОЭФФЕКТ» (входит в структуру Газпромбанка), «Теплоэнерго» реконструировала сразу около 15% своих энергетических мощностей. За счёт использования нового механизма финансирования компания, не вкладывая средств и не наращивая кредиторскую задолженность, получила новые объекты инфраструктуры взамен самых старых и неэффективных, надёжность и качество теплоснабжения города выросли. А тарифы останутся прежними – инвестор окупит вложения в проект за счёт снижения себестоимости теплоэнергии. Рассказать о реализации этого уникального для нашей страны проекта NB попросил генерального директора ОАО «Теплоэнерго» Владимира Колушова.

В 2013 году ОАО «Теплоэнерго» модернизировало сразу 16 котельных. Владимир Николаевич, прежде всего, а для чего понадобилась столь масштабная модернизация?

ОАО «Теплоэнерго» эксплуатирует на праве аренды принадлежащие Нижнему Новгороду 130 котельных, 301 тепловой пункт и 1 830 км трубопроводов. Установленная тепловая мощность активов превышает 2,5 ГВт. Но многие из источников уже давно выработали свой ресурс: некоторые котельные построены в 1950–1960-х годах. Нужно понимать, что котельные, которые построены в середине прошлого века, определяют уровень затрат и в конечном итоге уровень тарифов на теплоснабжение для населения и бизнеса. А эти тарифы можно и нужно снижать. Единственный путь – это реконструкция и тотальное обновление оборудования.

Что, кроме тарифа, важно для конечного потребителя? Самое очевидное – это надёжность. Ведь любая авария в котельной в отопительный период может привести к фатальным последствиям. Но невозможно говорить о надёжности работы оборудования, срок службы которого составляет от 30 до 79 лет и которое выработало свой ресурс два, а то и три раза. Надёжность на таких объектах – это героический труд нашего эксплуатационного персонала. И третий важный для потребителей параметр – качество наших услуг. В помещениях наших потребителей должна быть комфортная температура вне зависимости от того, какая погода на улице: плюсовая там температура или минус 30 ºC. А значительная часть объектов, которые подверглись реконструкции, уже не были способны обеспечивать соблюдение температурных графиков. Соответственно, потребители на себе это так или иначе ощущали. Кроме того, в городе разворачивается строительство, необходимо подключение к теплосетям новых объектов, а запаса мощности на многих котельных уже нет.

Нужно понимать, что новое, установленное в ходе модернизации котельных оборудование не только имеет больший КПД и обеспечивает совершенно иной уровень надёжности, но ещё и комплексно автоматизировано. Это означает, что какие-то возможные недоработки персонала и нюансы режима работы контролируются и анализируются. Благордаря этому «Теплоэнерго» переходит не только на новый технический, но и на более высокий управленческий уровень. Порядок и уровень работы персонала в принципе меняются, когда люди начинают работать на оборудовании, созданном в XXI веке. Мы изменяемся вместе с теми объектами, которые эксплуатируем. А этого от нас ждут и потребители, и город как акционер ОАО «Теплоэнерго».

Что вам удалось сделать в 2013 году в рамках совместного с «ГПБ-Энергоэффект» проекта?

Модернизированы 16 наименее эффективных котельных с полной заменой их устаревшего и изношенного оборудования на новое и современное. Это нужно было сделать уже давно. К примеру, котельной на пр. Ленина, 51 было уже почти 50 лет. Оборудование прослужило два срока. Не только все котлы, но даже и дымовая труба требовали полной замены. Здесь сложности с обеспечением качественной услуги возникали при температуре воздуха уже ниже минус 20 ºC. Котельная на ул. Таллинская досталась нам от железной дороги в жутком состоянии. По возрасту ей 40 лет, а по состоянию на момент передачи – все 60. Она была оборудована паровыми котлами, что, в принципе, в современной системе теплоснабжения считается нонсенсом, а её КПД едва достигал 80%. Наш старожил на ул. Гастелло – котельная 1940 года постройки. Фактически, это технологический уровень 30-х годов прошлого века. И её мы тоже до сих пор эксплуатировали. И так далее – все реконструируемые котельные давно устарели и морально, и физически. Во многих затраты даже превышали наш тариф. И это при том, что в тарифе затраты на производство теплоэнергии занимают лишь две трети, а ещё одна треть – это сетевая составляющая. Названные котельные «съедали» в том числе и эту составляющую, и в целом существенно ухудшали наши экономические показатели.

Очень важная особенность этого проекта – не только объём работ, но и сроки, в которые он был реализован. Всего год назад мы только приступили к проведению конкурсных процедур, а затем меньше чем за девять месяцев «выносили» 16 «детей». Ведь это и проектирование, и весь цикл поставки новой техники, демонтаж старого и монтаж нового оборудования. Причём все 16 котельных обеспечивали отоплением потребителей до конца отопительного периода. Только в мае, когда был завершён отопительный сезон, появилась возможность проведения работ по модернизации. И летом на тех котельных, которые обеспечивают потребителей горячим водоснабжением, оно не прерывалось – в одних стенах одновременно частично оборудование работало, частично демонтировалось и освобождалось место под новое. В отопительный период в сентябре мы уже вошли с новым оборудованием и стали заменять те котлы, которые работали летом. Мы, образно говоря, полностью реконструировали движущийся поезд, не останавливая его и не отцепляя вагонов.

Каковы достоинства и недостатки энергосервисных контрактов по сравнению с иными инструментами финансирования, например, банковскими кредитами?

Смысл энергосервисных контрактов в том, что энергосервисная компания сама проводит модернизацию теплотехнического оборудования, а потом на протяжении ряда лет (в нашем случае шести) возвращает свои затраты за счёт достигнутой экономии. То есть «Теплоэнерго» рассчитывается с инвестором за счёт снижения расходов на топливо, оплату труда, ремонты и прочее, которое мы получаем после реконструкции.

В чём достоинства энергосервисных контрактов для таких компаний, как ОАО «Теплоэнерго»?

Во-первых, есть чисто финансовые особенности этого инструмента привлечения средств на реализацию долгосрочных проектов. «Теплоэнерго» как компания, не имеющая в собственности того имущества, которое эксплуатирует, – не очень хороший клиент для банков при привлечении долгосрочных займов. К тому же никакие кредиты и лизинг невозможны без частичного финансирования проекта из собственных средств. А при заключении договора с энергосервисной компанией мы не вкладываем в реализацию проекта своих денег. Это принципиально важно. У нас остаются средства на реализацию других проектов.

Во-вторых, мы получаем не деньги, а результат – объекты, реконструированные в соответствии с заданными требованиями. А значит, «Теплоэнерго» не несёт рисков, связанных с реализацией проекта. Ответственность за сроки и превышение затрат на реконструкцию – это не наше. Риски изменения процентных ставок при последующих выплатах – это тоже не наше. Риски недостижения планируемых показателей снижения себестоимости теплоэнергии – даже это не наше. Тарифных последствий механизм не предполагает, поскольку наши выплаты жёстко привязаны к снижению затрат, которое должна доказать энергосервисная компания.

По нашим оценкам, реализация проекта обошлась энергосервисной компании более чем в 1 млрд 300 млн рублей. Затраты на эксплуатацию реконструируемых объектов должны снизиться примерно на 300 млн рублей в год. Если эти показатели по каким-то причинам не будут достигнуты, значит, «ГПБ-Энергоэффект» получит меньше выручки. Поэтому, по большому счёту, сравнивать энергосервисные контракты с кредитованием или лизингом просто неуместно. Я не против кредитов, мы и кредиты берём, но это разные вещи.

Планируете ли вы, используя эту схему, продолжить реконструкцию нижегородских котельных в 2014 году?

У «Теплоэнерго» есть и необходимость, и желание реконструировать другие котельные. Энергосервисные контракты мы считаем одним из лучших механизмов для этой цели. Однако подготовка энергосервисного контракта – это очень непростая работа, многое будет зависеть от того, что смогут предложить наши партнёры. Но мы обязательно будем работать над тем, чтобы в следующем году успешно прошла ещё одна «волна» реконструкции, в том числе с применением энергосервисных контрактов.


Возврат к списку

Наверх