Высокоскоростная модернизация

17.12.2013  |  Технологии
Высокоскоростная модернизация

В наступающем, 2014 году будет завершено проектирование первого, а в 2017-м – и строительство пилотного участка российских высокоскоростных магистралей (ВСМ) Москва – Казань. В 2018 году по высокоскоростной магистрали запустят поезда, а до 2030 года в стране будет построено более 4 тыс. км линий ВСМ. К этому времени в зоне действия сети ВСМ России будут проживать сверх 100 млн человек, или почти 70% населения страны.

Проект века

Впервые программа строительства ВСМ была утверждена Советом Министров СССР ещё в декабре 1989 года. Создание магистралей должно было быть завершено в 2005 году. История России сложилась так, что из-за кризиса и затянувшихся экономических реформ к этому проекту наша страна смогла вернуться только через 25 лет. И это не случайно: по масштабам проект строительства высокоскоростных магистралей вполне сопоставим с созданием Транссиба – железной дороги, заложенной еще в мае 1891 года и до сих пор являющейся главной транспортной артерией страны.

В августе 2013 года Правительство РФ одобрило актуализированную Транспортную стратегию РФ на период до 2030 года, которая предусматривает строительство более 4 тыс. км линий ВСМ (скорость до 400 км/ч) и запуск почти 7 тыс. км линий скоростного движения (до 200 км/ч). Первоочередные проекты ВСМ – это Москва – Казань – Екатеринбург (ВСМ-2), Москва – Ростов-на-Дону – Адлер (ВСМ «Центр – Юг») и Москва – Санкт-Петербург (ВСЖМ-1).

ВСМ Москва – Казань – это лишь пробный, пилотный проект строительства высокоскоростных магистралей России. В результате строительства этой магистрали время проезда из Нижнего Новгорода до Москвы составит 1 час 53 минуты, до Казани – 1 час 37 минут, а Владимир и Чебоксары окажутся для нижегородцев в часовой доступности. В то же время говорить о линии «Москва – Казань» как о пилотном проекте можно весьма условно: строительство почти 800 км высокоскоростной магистрали является крупным проектом даже по общемировым меркам. К примеру, протяжённость развиваемых с 1964 года линий «Синкансэн» в Японии составляет менее 2,7 тыс. км; в Италии построено около 1 тыс. км ВСМ; а лидером по протяжённости ВСМ является Китай, где уже эксплуатируется почти 6,5 тыс. км магистралей и более 4 тыс. км находится в строительстве.

Объединение городов и регионов

В уходящем 2013 году ОАО «Российские железные дороги» уже приступило к инженерным расчётам ВСМ Москва – Казань и до конца следующего года планирует завершить проектирование дороги. По результатам детальной проработки протяжённость трассы сокращена почти на 40 км от первоначального варианта и составляет чуть менее 770 км, что позволит сэкономить часть инвестиций. Завершена разработка обоснования инвестиций пилотного проекта и сейчас проводится его экспертиза.

В качестве первого пускового участка выбрано направление Москва – Владимир, которые окажутся в часовой доступности друг от друга. С точки зрения повседневной жизни это фактически означает объединение двух городов и, конечно, населённых пунктов во всей зоне прилегания к магистрали. Места расположения остановок на магистрали выбраны через каждые 50-70 км с учетом перспективы развития городов – как точки последующего роста агломераций и развития регионов. Правильность такого подхода подкреплена мировым опытом. Например, население городов Японии, где есть станции ВСМ «Синкансэн», за первые 20 лет эксплуатации увеличилось на 32% при среднем по стране 12%, а прирост числа компаний в них составил 46% при среднем по стране 21%.

Недорожные выгоды

Создание высокоскоростных магистралей – это вызов не только дорожникам, но и промышленности и строителям России. Подрядные организации для строительства будут выбраны по итогам международного конкурса. Основными критериями их выбора станут реальный опыт, гарантийные обязательства по качеству работ, их стоимость и наличие разрешительных документов.

Много продукции и комплектующих придётся разработать специально с локализацией их производства в России: системы управления и обеспечения безопасности движения, стрелочные переводы, системы электроснабжения и многое другое. Будет локализовано в России и производство высокоскоростного подвижного состава. А потому ВСМ – это мощный источник инноваций для России, катализатор развития технологий проектирования и строительства, производства материалов, электроники, транспортного машиностроения, системы подготовки инженерных и научных кадров. Создание магистрали потребует строительства трёх внеклассных мостов (через реки Ока, Сура и Волга), которые должны стать яркими архитектурными решениями.

В ближайшем будущем на территории России должна быть создана новая технологическая база, а также повышены компетенции в области проектирования, строительства и эксплуатации объектов ВСМ. Это позволит нашей стране выйти на один уровень с такими лидерами в области высокоскоростного железнодорожного движения, как Япония, Франция, Китай, Испания, Италия и Германия.

Государственный эффект

В реализации проекта высокоскоростных магистралей заинтересованы отнюдь не только железнодорожники и пассажиры. Для строителей и промышленности ВСМ – это будущий многомиллиардный заказ и в то же время вызов их способности создать нечто совершенно новое. Для инвесторов это инструмент долгосрочных вложений в реальный сектор отечественной экономики. Для науки и образования – новый уровень решений в разработке новых материалов, конструкций, техники, а также в подготовке уникальных специалистов. Для регионов – новые рабочие места и налоговые поступления. (Только на участке Москва – Казань будет создано около 80 тыс. рабочих мест при строительстве и примерно 40 тыс. при эксплуатации магистрали.) А для России и россиян в целом ВСМ – это объединение территорий страны, создание новых возможностей для общения, выбора мест работы, преодоления экономической и культурной отчуждённости дальних пригородов. (В зоне действия планируемой сети ВСМ в России к 2030 году будут проживать более 100 млн человек, или почти 70% населения страны.)

А потому и финансирование строительства высокоскоростных магистралей будет осуществляться на общегосударственном уровне. Сегодня определены основные участники проекта. В первую очередь это государство, которое инвестирует 70% стоимости магистрали (в мировой практике государства инвестируют от 60 до 80%); остальные 30% инвестиций вложат в строительство ВСМ бизнес-структуры. К концу декабря текущего года ОАО «РЖД» представит все расчёты в правительство, после чего будут приняты решения о начале финансирования ВСМ.

Несмотря на высокую стоимость проекта, он многократно окупится. По данным Центра стратегических разработок, который по заказу ОАО «РЖД» совместно с институтами РАН проводил очень подробные исследования, мультипликативный эффект от строительства генерирует бюджетный эффект в виде дополнительных налоговых поступлений в бюджеты всех уровней за период 2019 – 2030 годов в размере 1,53 трлн рублей, что превышает полную стоимость реализации проекта. Совокупный же прирост ВВП России за счёт агломерационных эффектов за 15 ближайших лет составит 6,85 трлн рублей. Проще говоря, государство, вкладывая средства в ВСМ Москва – Казань, на выходе получит существенную выгоду не только от эксплуатации высокорентабельной дорожной сети, но и через развитие экономики. В стране появятся новые технологии и конкурентоспособные производства, возрастёт мобильность населения, увеличится качество жизни россиян, уменьшатся диспропорции в развитии регионов… А потому строительство высокоскоростных магистралей – один из наиболее эффективных путей создания новой экономики России.


Возврат к списку

Наверх