Datsun. Возвращение сына

01.04.2015  |  Авто
Datsun. Возвращение сына
Durable – надёжный, attractive – привлекательный, trustworthy – заслуживающий доверия. Такой была первая концепция, отраженная в автомобиле DAT, будущем Datsun. За свою более чем столетнюю историю компания произвела немало легендарных автомобилей и теперь вернулась на рынок.

Страна  восходящих автомобилей

Datsun – это компания, которая прошла испытания не только временем, но и войной, землетрясением и даже поглощением. В 1986 году Datsun стала частью концерна Nissan, но в 2013-м производство автомобилей под этой маркой было возобновлено. А началось всё более ста лет назад.

Японская автомобильная промышленность стала активно развиваться лишь во второй половине двадцатого века, однако зародилась лишь немногим позже, чем в Америке и Европе. Уже в 1904 году на улицах японских городов появилось творение Торао Ямабы – массивный десятиместный паромобиль с цепным приводом. История же Datsun началась в токийском квартале Азабу-Хиру. В 1911-м появилась автомобильная фабрика Kaishin Sha Motor Works . Основатель фабрики, 37-летний Масудзиро Хасимото, окончил Токийское промышленное училище в Курамаэ, после чего министерство сельского хозяйства и торговли Японии направило его как лучшего выпускника обучаться инженерным наукам в США. В Японию Хасимото-сан вернулся с твёрдым намерением начать производство машин. Первый автомобиль увидел свет в 1914-м  и поступил в продажу под названием DAT (DAT-GO (по англ. – DAT-Car). Эта аббревиатура была образована из начальных букв основных инвесторов фабрики Kaishin Sha Motor Works Киндзиро Дена, Рокуро Аояма и Мейтаро Такеучи.

В 1918 году, через семь лет после создания, фирма была переименована в Kwaishinsha Motor Car. Тогда помимо автомобилей компания занималась производством грузовиков, и это было её основное направление, поскольку в то время отсутствовал потребительский рынок легковых машин. В этом же году Kwaishinsha Motor Car начала собирать первые грузовики DAT для военных нужд.

Низкий спрос на военном рынке в 1920 году вынудил её рассмотреть возможность слияния с другими автомобильными производителями.

Нет худа без добра

В двадцатые годы японская автомобильная промышленность получает первый серьезный толчок – мощнейшее землетрясение 1923 года разрушило большую часть транспортной инфраструктуры страны, включая железные дороги. Япония стала нуждаться в новых способах транспортной связи между населенными пунктами, и принципиально важной задачей стало производство грузовых автомобилей. Оценив потенциал столь трагично сформировавшегося рынка, сюда приходят американцы: открыв свои заводы, Ford и General Motors быстро захватили рынок, оставив не у дел большинство местных производителей. Однако DAT в это большинство не входила. В 1925-м компания обрела новое название – DAT Jidosha & Co, а в 1926-м провела слияние с Jitsuyo Jidosha Co. Эта фирма была основана в 1919 году в качестве дочернего предприятия компании Kubota. В 1920 году Jitsuyo Jidosha начала выпускать трёх- и четырёхколесные моторикши по разработкам американского авиаконструктора Уильяма Горэма. С 1923 по 1925-й Jitsuyo Jidosha Co. выпускала лёгкие машины и грузовики под маркой Lila. В результате слияния название DAT изменилось на DAT Jidosha Seizo. до 1926 года компания производит как легковые, так и грузовые автомобили, а затем сливается с другим автопроизводителем – Jitsuyo Jidosha, и переключается на производство небольших грузовиков, следуя огромному спросу. Так в историю марки DAT входит инженер Уильям Горэм, который сыграл важную роль в развитии японского автопрома. С ранних лет американец Горэм был связан с техникой с одной стороны и с азиатским регионом – с другой. Его отец был представителем одной из шинных компаний в Азии и часто брал сына с собой в командировки. В 1918-м, когда ещё шла Первая мировая война, Горэм вместе с семьей перебрался в эту страну, рассчитывая строить самолеты для японской армии. Но пока он туда добирался, война закончилась. Однако инженерный гений Горэма все-таки нашел себе применение: он устроился в компанию Jitsuyo Jidosha и начал выпуск небольших трехколесных грузовичков под брендом Lila, названных в честь его жены. Именно Горэм стал ведущим инженером нового совместного предприятия DAT Jidosha Seizo, которое в начале тридцатых наладило производство небольшого автомобиля по образу и подобию британского Austin 7HP. Полулитровый мотор развивал всего 10 лошадиных сил, а длина автомобиля едва превышала 2,7 метра.

В 1930 году правительство Японии выпустило постановление, позволяющее управлять автомобилями с объемом двигателя менее 500 куб. см без водительского удостоверения. Моментально среагировав, DAT Jidosha Seizo начала разработку серии машин с объемом двигателя в 495 куб. см, чтобы занять новый сегмент рынка. Результатом исследований уже в 1931-м стал выпуск малолитражного автомобиля Datson. Он появился в Осаке на заводе, прежде принадлежавшем компании Jitsuyo Jidosha Seizo.

В 1933 году правительство Японии пересмотрело правила – без водительского удостоверения можно было управлять машиной с двигателем до 750 куб. см, и Datsun увеличил объем своих двигателей до максимального значения. Новая модель именовалась Datsun 12. К тому времени опять произошла реорганизация, и свет увидела Jidosha Seizo, которая взяла на себя все операции, связанные с производством автомобилей Datsun, будучи подразделением Tobata Casting. Денежные средства, необходимые для появления Jidosha Seizo, были инвестированы компаниями Nihon Sangyo и Tobata Casting.

Эпоха перемен

В июне 1934-го компания была переименована в Nissan Motor, 59% её активов стало принадлежать Nihon Sangyo, 39% – «Тобата фаундри», а оставшиеся 2% распределены среди членов семьи Йосисукэ Аюкава (основателя Nissan, который стал управлять DAT в 1933-м). В апреле началось производство Datsun 13. Первые образцы автомобилей поступили на экспорт.

2 апреля 1935 года состоялось открытие нового завода в Йокогаме. Это первое в Японии предприятие, где производство автомобилей велось конвейерным методом. Первой моделью, сошедшей с ленты конвейера, оказался седан Datsun 14. В месяц завод выпускал примерно 500 машин.

После вступления Японии в войну с Китаем в 1937-м производство легковых автомобилей было ограничено. В 1938 году была представлена модель Datsun Type 17, а после этого завод Datsun в Йокогаме сконцентрировался на выпуске грузовиков для японской императорской армии. Это продолжалось до восстановления автомобильной промышленности в 1947 году.

Синяя птица успеха

В январе 1955-го начинается производство Datsun 110. После нескольких попыток построить автомобиль современного уровня это первая настоящая удача. На Втором Токийском автосалоне, открывшемся в мае в парке Хибуйя, Datsun 110 стал настоящей сенсацией.

С ноября 1957 года выпускается автомобиль Datsun 1000, известный также как Datsun 210. Хотя внешне он напоминает модель Datsun 110, в нём обобщен опыт, накопленный при общении со специалистами Austin.

10 января 1958-го на крыше токийского универмага Nihonbashi Mitsukoshi продемонстрирован прогулочный родстер Datsun S211. Его конструктор Хиро Охта придерживался лучших образцов британских спортивных машин того времени.

В 1958 году начались поставки автомобилей Datsun в США, а в 1964-м Nissan стала первой японской компанией, вошедшей в десятку крупнейших автоимпортеров в США. В 1962 году начались поставки автомобилей в Европу. Первое зарубежное сборочное производство Nissan налажено в 1959 году на Тайване.

В августе 1959-го был представлен Datsun Bluebird 310 конструктора Теичи Хаара. Автомобиль стал новым словом в истории марки, он получил несущий кузов современных пропорций (длина – 3910 мм, колесная база – 2280 мм) и независимую двухрычажную переднюю подвеску. Название автомобиля – «Синяя птица» – отсылало к пьесе Мориса Метерлинка.

19 февраля 1966-го компания объявила результаты конкурса на название новой малолитражной модели, известной под внутризаводским обозначением Datsun B10. Большинство из восьми с половиной миллионов участников предпочло название Sunny – «Солнечный». Datsun Sunny впервые представили широкой публике в апреле, а с июня на заводе в Зама начинается его массовое производство.

Datsun славился недорогими малолитражными автомобилями, компактными седанами, хэтчбеками или небольшими пикапами. Но самая знаменитая модель Datsun, ставшая впоследствии культовой, появится в Америке в начале семидесятых. Спортивный автомобиль Datsun 240Z, известный в родной Японии как Nissan Fairlady Z, стал доказательством того, что создать доступный спорткар и продавать его с хорошей прибылью для
компании – вполне реально. Очень быстро 240Z стал самым продаваемым спортивным автомобилем в мире.

В 1976-м, благодаря собственному флоту, Nissan стал крупнейшим автоэкспортером в мире, а в следующем году совокупное количество проданных автомобилей (за все годы функционирования) перешагнуло 20 миллионов. В 1981 году Nissan подписал соглашение с Volkswagen о производстве и продаже легковых автомобилей в Японии.

В октябре 1981-го было принято эпохальное решение о введении единой марки Nissan для всей автомобильной продукции Nissan Motor. Процесс начался с рынка США и занял три года (1982 – 1984). Он сопровождался специализированной рекламной кампанией Datsun by Nissan. На других рынках процесс продолжался вплоть до 1986 года. Переименование обошлось компании в сумму $500 млн.

Возрождение марки

В марте 2012-го Карлос Гон, президент и старший исполнительный директор Nissan Motor, объявил о намерениях компании в рамках плана стратегического развития Power 88 возродить марку Datsun. Уже 15 июля 2013 года Карлос Гон представил в Индии новый автомобиль Datsun Go. Эта модель рассчитана на молодых покупателей. Три столпа возрожденного Datsun – Dream (Мечта), Access (Доступность) и Trust (Доверие). Автомобили Datsun будут представлены на наиболее динамично растущих рынках Индии, Индонезии, России и Южной Африки.

4 апреля 2014 года Карлос Гон представил в России новый автомобиль Datsun on-DO, который также рассчитан на молодую аудиторию. В России автомобиль был официально представлен 4 апреля 2014 года.

Datsun on-DO разработан для российского рынка на платформе «Лады» с использованием мощностей компании АвтоВАЗ. В названии автомобиля отражается сразу нескольких национальных влияний. Слово DO прочно ассоциируется с традиционной культурой Японии и в переводе означает путь. Другое значение слова – движение. Поэтому полностью on-DO можно интерпретировать как свободу перемещения.

Цена на автомобили Datsun в России составляет примерно 339 тыс. руб. за минимальную комплектацию и 455 тыс. руб. – за полную. Машины выпускаются с сентября 2014 года, сейчас Datsun представлен у 25 дилеров по всей России. Впоследствии дилерская сеть будет постоянно расширяться, и легендарная марка завоюет российский рынок.

 


Возврат к списку

Наверх