На чем ездить будем?

02.09.2015  |  Авто
На чем ездить будем?

На фоне летнего штиля во многих сегментах экономики автомобильный бизнес замедляет темпы падения продаж. Можно ли говорить о стабилизации рынка или это затишье перед новой волной? И какими силами этого удалось добиться?


А СНИЗУ ПОСТУЧАЛИ


Начиная с марта стартовало замедление падения продаж: если в марте 2015 года авторынок сократился в годовом исчислении на 42,5%, в апреле – на 41,5%, а в мае – на 37,7%, то в июне падение замедлилось до 29,7%.


ЙоргШрайбер – председатель комитета автопроизводителей АЕБ – в своем пресс-релизе просит не расслабляться, посколь-ку участники рынка ведут себя крайне сдержанно, и говорить о какой-либо стабилизации пока рано. При этом прогнозы по продажам новых автомобилей по итогам 2015 года были скорректированы  на 1 550 000 автомобилей, что эквивалентно 36% снижения по сравнению с 2014-м.


Впрочем, что-либо предполагать в данной экономической и политической среде крайне преждевременно, поскольку покупательная способность населения по данным  Росстата сократилась на 8,5%, при этом стоимость минимального месячного набора продуктов питания за полгода 2015-го увеличилась на 14.3%. Стоит ли говорить, что покупку нового автомобиля большинство покупателей среднего сегмента откладывают до лучших времен.


Стоит учесть, что игроки и в сегменте «премиум» испытывают на себе снижение покупательского интереса.


В июне 2015-го премиальные бренды зафикси-ровали падение продаж с опережением темпов рынка в целом.


Porsche, демонстрировавший завидное увели-чение продаж, впервые за восемь месяцев показал отрицательную динамику: –8%.


Mercedes, также увеличивающий продажи, в июне 2015-го показал динамику –18%.


Премиальный сегмент наращивал отрица-тельную динамику в июне на фоне небольшого оживления рынка новых автомобилей. В июне общее падение авторынка составило 29,7% (140,2 тыс. машин) против 37,6% в мае (125,8 тыс.) и 41,5% в апреле (132,5 тыс.).  Игроки рынка объясняют это в первую очередь тем, что платежеспособные клиенты, которые обладали финансовыми возможностями, покупку уже совершили.


НЕТ РЕКЛАМЫ – НЕТ ПРОДАЖ?


В кризис компании в первую очередь сократили рекламный бюджет. С января 2015-го сократили свои закупки федеральной телерекламы боль-шинство автопроизводителей. Альянс Peugeot – Citroen полностью отказался от телерекламы в 2015 году, как и GeneralMotors, который уже в феврале объявил об уходе с российского рынка. За январь-июнь 2015 года продажи покидающей российский рынок GeneralMotors упали почти на 68%, до 32,2 тыс. автомобилей. У также прекратившего рекламировать свои марки на федеральном ТВ концерна PSA PeugeotCitroen зафиксировано еще большее падение – на 76%, до 5,7 тыс. машин. Для сравнения: в первом полугодии 2014 года продажи GeneralMotors снизились только на 18%, до 99,5 тыс. автомобилей, у PSA PeugeotCitroen – на 26%, до 23,2 тыс.


Впрочем, связывать усилившееся падение продаж у этих двух автоконцернов исключительно с отсутствием рекламной поддержки на ТВ неверно. Статистика по другим производителям, сначала покинувшим эфир, а потом вернувшимся, не позволяет вывести общую для всех тенденцию. Например, в январе–марте этого года у FordMotor, тогда отказавшейся от рекламы, продажи снизились на 71%, до 5 тыс. автомобилей. А в апреле-мае, когда реклама вновь появилась в эфире, падение составляло только 38%, до 8,6 тыс. машин. То есть во втором квартале ситуация у Ford явно улучшилась. Зато у Toyota и BMW картина прямо противоположная: падение продаж только усугубилось, несмотря на возобновившуюся рекламную поддержку. В первом квартале у Toyota они снизились на 27%, до 28 тыс., во втором – на 39%, до 28,5 тыс. Аналогичные показатели и BMW – 
соответственно 14%, до 8,7 тыс. автомобилей, и 37% – до 6,5 тыс.


Чем спровоцировано такое поведение потребителей?


В первую очередь, экономическим кризисом. Покупательная способность основной массы населения резко снизилась, плюсом резко выросли цены у всех автопроизводителей. В мае 2015-го «Автостат» опубликовал среднюю стоимость нового легкового автомобиля в России: 1 180 000 рублей, что на 21% выше стоимости автомобилей годом ранее. Это означает, что подавляющее большинство автопроизводителей увеличили стоимость своего автомобиля минимум на 20%. Отсюда прямая зависимость: продажи автомобилей массовых брендов пошли вниз колоссальными темпами.


ЧЕГО ОЖИДАТЬ?


Многие аналитики сходятся во мнении, что сейчас необходимо сокращать издержки. При этом рынок необходимо раскачивать.


В первую очередь многие автопроизводители с мая по июнь объявили период снижения цен. Toyota, Mazda снизили цены до докризисного уровня. В первую очередь это коснулось моделей, которые производятся на территории РФ. GeneralMotors объявила о скидках сразу после решения о сворачивании деятельности в России.


При этом производители скидывают цены при сдаче автомобиля в tradein – размер скидки на автомобили масс-брендов в таком случае может достигать 200 000 рублей.


После полугодового перерыва на рынок выходят мировые новинки: обновленные Mazda 6 и Mazda Cx-5.


Обновляет свою модельную линейку и Subaru.


За последние месяцы появились сразу три громкие новинки в премиум-сегменте: Volvo XC90, Audi Q7, Jaguar XE. Впереди старт VW Passat и SkodaSuperb.


Показатели продаж на конец года будут напрямую зависеть от политической и экономической ситуации в стране.   


Возврат к списку

Наверх