ПОПОЛАМ! КАКИЕ МАРКИ ПРИНЕС В ЖЕРТВУ РОССИЙСКИЙ АВТОРЫНОК

Отечественный авторынок в апреле достиг пика своего стремительного падения, сократившись почти на 50% относительно аналогичного периода прошлого года. Всего в апреле было зафиксировано 110 тысяч проданных машин, тогда как в прошлом году этот показатель составил 386 тыс. единиц. Отчет составляется на основании отчетности ГИБДД, которая фиксировала постановку на учет новых автомобилей, российские же компании отчитываются о продажах, исходя из данных, которые предоставлены дилерами. В эти показатели входят также автомобили, за которые была внесена предоплата, но которые так и не были переданы покупателям.
Падет рынок
Все без исключения массовые бренды, представленные на российском рынке, в апреле продолжали демонстрировать снижение продаж, основной причиной которого остается высокая стоимость автомобилей: в результате падения рубля, высоких ставок по потребительским кредитам, а также сниженной покупательной способности из-за нестабильной экономической ситуации в стране. Также свою лепту в общее падение авторынка внес ажиотажный спрос перед новым годом: перед праздниками автомобиль приобрели даже те, кто не планировал этого совершать в ближайшем полугодии.
Импорт иномарок в Россию сократился с начала года почти в два раза , на 45%. Однако некоторые компании, например Toyota и Audi, напротив, увеличили объем поставок, несмотря на серьезное сокращение спроса на новые автомобили. Это показатель того, что спрос сохранится только на самые популярные импортные модели, в то время как более слабые бренды будут вынуждены снизить поставки. Всего за первое полугодие на территорию страны юридическими лицами было ввезено около 100 тысяч легковых автомобилей, при этом подержанные автомобили составляют только 6% от этого количества.
Низкий уровень реализации вынудил «французов» – Peugeot и Citroën – на длительный срок приостановить сборку этих авто в Калуге. Общий объем спада продаж у этих марок зафиксирован на уровне 76,3 и 73,6% соответственно. В унисон с ними идут те марки, которые не имеют собственного производства в России: Hondа (-84,9%), Suzuki (-78,2%) показали наихудшие результаты.
Список лидеров продаж первого полугодия в России открывает Lada. Отечественный производитель в мае реализовал почти 20 тысяч авто, тогда как годом ранее эта цифра была на 36,7% выше. Также высокие позиции по продажам на российском авторынке удается удерживать корейцам: из-за оптимального соотношения «стоимость-качество» реализация марок Kia и Hyundai происходит активнее, чем у многих других производителей и импортеров. В топ-5 лидеров продаж также вошли Renault и Toyota, продемонстрировав падение почти на 50%, что в условиях тотально низкого потребительского спроса является нормой.
Премиальное падение!
Премиальные марки, которые в последние несколько лет наращивали продажи за счет освоения массового сегмента и ввода на рынок бюджетных моделей, с начала года также демонстрируют спад: так, компания BMW реализовала в апреле на 47,2% меньше новых машин по сравнению с прошлым годом. Спрос на модели Audi снизился на 34,6%. Mercedes и Lexus также не смогли удержать рост продаж и уменьшили реализацию на 24,7 и 12,3% соответственно. Единственный крупный бренд, который ушел в плюс по продажам – Porsche: с начала года машин этой марки на территории России было реализовано на 4,8% больше, чем за аналогичный период прошлого года. По итогам первых пяти месяцев текущего года рост объемов продаж превысил прошлогодние показатели на 17,8%. Причина такого прочного положения на российском рынке заключается в популярности Macan. Этот компактный кроссовер, появившийся на рынке в прошлом году, является самым дешевым в линейке элитной немецкой марки, поэтому его выбирают многие покупатели, желающие стать обладателями элитного бренда, но в то же время не имеющие средств на более дорогие модели.
Что касается эксклюзивных марок, то спрос на них почти не изменился: небольшое падение продемонстрировал Bentley, реализовав в апреле 24 единицы против 28 машин в апреле прошлого года. Марку Maserati выбрали 11 потребителей, тогда как годом ранее этот автомобиль выбрало на четыре человека больше. Компания Ferrari на российском рынке продала в апреле только четыре суперкара против семи в прошлом году. Исключением стала британская марка Rolls-Royсe, продажи которой выросли в апреле более чем в два раза – до 27 единиц.
На дне?
Эксперты расходятся во мнениях относительно того, пройден ли пик падения продаж в текущем году. Так, директор по инвестициям QB Finance Дмитрий Лепешкин считает, что пик падения ещё не пройден и по итогам года он может достичь 70%, при этом динамика падения будет сохраняться до ноября. Также он подчеркивает, что в целом зарубежные автопроизводители будут продолжать сокращать объемы поставок в течение года.
Руководитель аналитического департамента AMarkets Артем Деев, напротив, считает, что дальнейшего сокращения объемов поставок новых машин в России не предвидится. «Если российская экономика ещё и не достигла дна, то находится уже где-то рядом, а в третьем квартале года уже может начаться её рост, – рассказал Деев. – Поэтому вряд ли импорт автомобилей будет падать и дальше. Скорее всего, сейчас начнется процесс стагнации. При этом в Россию будут импортироваться только наиболее востребованные автомобили, тогда как более слабые бренды будут уходить».
Рост поставок автомобилей марок Lexus и Audi эксперт объясняет снижением спроса на более дорогие машины других брендов. «Кризис повлиял на состоятельных потребителей, которые теперь предпочитают вместо автомобилей Bentley покупать менее дорогие машины других премиальных брендов», – пояснил аналитик.