СМОТРИТЕ, КТО УШЕЛ!

01.06.2015  |  Авто
СМОТРИТЕ, КТО УШЕЛ!

Конец марта ознаменовался тем, что продемонстрировал самые низкие показатели продаж авторынка за последние пять лет. Начавшийся в январе спад в марте достиг своего пика, рухнув до 42,5%. У некоторых крупных марок падение спроса на российском авторынке исчислялось десятикратными показателями; премиум сегмент, напротив же, продемонстрировал традиционный для кризиса стабильный рост.

Ольга Петрова,

Директор дилерских центров Mercedes-Benz ГК «Рольф»

 

Стабилизация не влияет на спрос

Несмотря на постепенную стабилизацию экономической ситуации, эксперты расходятся во мнениях относительно сроков улучшения ситуации и прогнозируют дальнейшее сжатие этого сегмента.

По данным комитета автопроизводителей Ассоциации европейского бизнеса (АЕБ) в марте на российском рынке было реализовано почти 140 тысяч легковых и легких коммерческих автомобилей (LCV). Этот показатель на 42,5% ниже, чем в марте прошлого года. Общие продажи за три месяца 2015-го чуть лучше, но также стремятся к уменьшению – всего с начала года было продано чуть более 383 тысяч машин, что почти на 36% меньше прошлого года. Председатель комитета автопроизводителей Йорг Шрайбер на основании отчета подчеркивает, что продажи в марте были плохими, но не намного хуже, чем ожидалось: статистика показывает давно предсказанный обвал потребительского спроса. Йорг Шрайбер отмечает, что отчасти этот обвал связан с ажиотажем в конце прошлого года и усилился значительным ростом цен в начале нынешнего. В комитете автопроизводителей считают, что ситуация со спросом всё равно стабилизируется, но отказываются называть временные рамки.

 

Антикризисный план снова в действии

Несмотря на такие показатели обвала продаж авторынка, эксперты считают, что нынешний кризис в этом сегменте, уже повлекший как уход с рынка ряда иностранных производителей, так и масштабные сокращения на заводах, всё же не дотягивает до масштабов экономического кризиса 2008 – 2009 годов. Тогда продажи опустились ниже отметки в 1,5 млн автомобилей, снизившись на 49%. Ситуацию в 2009-м удалось выправить с помощью ряда протекционистских мер, в том числе повышения ввозных пошлин на новые иномарки на 25%. Также были запущены стимулирующие программы утилизации старых автомобилей и льготного автокредитования. Миллиардные кредиты государственных банков, выданные автопроизводителям в 2009 году, позволили  не только поддержать отечественный автопром, но и в скором времени поднять продажи. Так, к 2010 году они резко увеличились до 30%. Сейчас государство также выделяет солидные средства на поддержку автопрома и вводит аналогичные стимулирующие программы, но быстрого эффекта эти меры пока не приносят.

 

Пик антирекорда достигнут в марте

Несмотря на то, что темпы падения рынка в марте оказались ещё выше, чем в феврале, когда рынок просел почти на 39%, некоторым крупным автопроизводителям всё же удалось показать в марте положительный результат по продажам. Это удалось лишь двум маркам – Lexus (+29%) и Porsche (+27%).

Отечественный автогигант «АвтоВАЗ» в марте реализовал чуть более 27 тысяч машин, что на четверть меньше, чем в прошлом году. Показатели российского автопроизводителя оказались относительно неплохими на фоне иностранных конкурентов. В первой десятке по динамике продаж оказался Hyundai, реализовавший на 15% меньше, и на 10-м месте Mercedes с динамикой продаж -3%. Корейский бренд смог реализовать почти 14 тысяч экземпляров, сумев обойти ещё одну марку, входящую в Hyundai: автомобили Kia показали спад на 32% (общие продажи  достигли 12 тыс. экземпляров).  Следом в первой десятке расположились Toyota (-34%), Renault (-43%), Nissan (-51%), Volkswagen (-57%), Skoda (-41%), «ГАЗ» (-32) и уже упомянутый Mercedes. Хороший результат показала модель Nissan X-Trail, чьи продажи выросли до 2363 машин (+508 единиц). Возросший спрос объясняется рестайлингом кроссовера, заметно облагородившего его внешность.

У многих известных компаний результат получился и вовсе катастрофическим. У Peugeot, Citroen, Suzuki и уходящего с российского рынка Opel продажи рухнули почти в пять раз. Немецкому бренду не помогла даже распродажа моделей 2014 года с солидным дисконтом почти в 25%. Особняком стоит японская Honda, у которой продажи рухнули более чем в десять раз: в марте марка реализовала всего 220 машин, а годом ранее – 2376. Вообще по показателям трёх месяцев с начала 2015 года Honda демонстрирует самый печальный результат, реализовав чуть более 850 автомобилей. В тот же период прошлого года было реализовано почти семь тысяч машин этой марки. Honda уступила даже таким неходовым маркам, как Fiat, Suzuki и Volvo (данные АЕБ). Ситуацию японской марки может поправить рестайлинг популярного кроссовера CR-V, обновленная версия которого вот-вот появится на российском рынке.

Также к сегменту плохих показателей можно отнести американцев: продажи Ford за три месяца сократились на 71%, Chevrolet – на 72%. Компанию им составляют  «французы» – Citroen, сокративший реализацию на 78% и Peugeot – на 80%. Плачевный результат упомянутых брендов прежде всего связан с их ценовой политикой – стоимость автомобилей в каждом сегменте оказалась неконкурентоспособной.

Директор дилерских центров Mercedes-Benz ГК «Рольф» Ольга Петрова считает, что апрель может стать для авторынка переломным месяцем. «Хотя цены на автомобили продолжают расти, покупатели уже привыкают к мысли, что автомобили стали дороже, и перестают откладывать решение о покупке, – рассказала «Газете.Ru» Петрова. – Кроме того, программу льготного кредитования потребители восприняли позитивно, хотя многие сожалеют о том, что стоимость приобретаемого по льготной кредитной ставке автомобиля ограничена миллионом рублей. Ещё одно обстоятельство, которое заставляет автовладельцев менять автомобили на новые, – рост стоимости запчастей и заградительные тарифы по каско для «возрастных» машин».

 

Укрепление рубля не отразится на авторынке

Руководитель аналитического отдела агентства «Автостат» Андрей Топтун полагает, что переломного момента на авторынке в ближайшее время ждать не следует. Эксперты и аналитики предрекают падение продаж по итогам года до уровня 40%. Несмотря на ожидаемую стабилизацию в апреле-мае и уменьшение темпов сокращения рынка, общегодовые продажи останутся на уровне марта.

Ожидаемого потребителями снижения цен на автомобили в связи с укреплением курса рубля в обозримом будущем не произойдет. Это связано с тем, что компании, опасаясь резкого обвала продаж, повышали стоимость «очень корректно» относительно падающего рынка и непропорционально падению национальной валюты, поэтому до конца года они попытаются отыграть это падение. Единственное, на что могут рассчитывать потребители, это масштабные дисконты, которые предусмотрены для неходовых моделей или для дорогих марок с непопулярной комплектацией.

 

Потребительский спрос на кредиты иссяк

Также на потребительский спрос сильно повлияет покупательная способность россиян, которая в марте стремилась к нулю. Относительная стабилизация внесла коррективы, но приобретать автомобиль потенциальные покупатели не стремятся.  В ближайшие три года только 14% россиян планируют приобрести автомобиль, (данные всероссийского опроса, проведенного Национальным агентством финансовых исследований (НАФИ) в феврале 2015-го). Из-за выросших кредитных ставок покупку планируют совершать без использования кредитных средств: число тех, кто хочет приобрести машину за собственный счет, выросло вдвое – с 27% в 2014 году – до 58% в 2015-м. Кстати, приобрести автомобиль полностью за свой счет намеревается больше мужчин, чем женщин – 66% и 47% соответственно. Доля желающих обойтись своими силами велика в возрастном сегменте 35 – 44 лет. Причем для них характерен более высокий уровень образования. В свою очередь, если год назад более половины тех, кто планировал покупку авто, были готовы оформить автокредит, то сейчас таковых не более четверти (25%).

Руководитель департамента исследований банковского сектора НАФИ Ирина Лобанова отмечает, что резкое снижение спроса на автокредитование с одной стороны объясняется ростом процентных ставок, с другой – сомнениями потенциальных покупателей в том, что они смогут выплатить сумму займа целиком. Эксперт отметила, что ипотечный кредит воспринимается как инвестиция, а приобретение машины, особенно в кризисный период, считается скорее роскошью, особенно с учетом дополнительных трат, связанных с его эксплуатацией.

Причины отказа от автокредита распределились почти поровну: четверть граждан ссылаются на большую сумму переплаты из-за высокой процентной ставки. Столько же считают, что с их доходом осуществлять выплаты проблематично. Другие причины покупатели связывают с нежеланием жить в долг и отсутствие уверенности в будущих доходах. 

Юлия Семёнова


Возврат к списку

Наверх