«Натуральное» хозяйство. Тенденции нового фермерства

«Натуральное» хозяйство. Тенденции нового фермерства

Сегодня вопросы экологии актуальны во всем мире. Ни одна сфера производства не может избежать «зеленых» тенденций. Так, в последнее время в России в тренде натуральные продукты питания. Спрос рождает предложение — начинают развиваться новые фермерские хозяйства.

ИСТОКИ – СПРОС РОЖДАЕТ НАТУРПРОДУКТ

Развитию фермерства способствовало строительство коттеджных поселков вокруг городов-миллионников. Люди заезжают в дома, проводят там первое лето. В отпуске на природе им хочется простых вещей – домашних куриных яиц, стакан молока. Они начинают искать поставщиков. На это мгновенно реагируют близлежащие деревни – в итоге организуется небольшой рынок. Следующим летом горожане вновь приезжают в отпуск, история повторяется. У людей, быстро привыкших к хорошему, возникает вопрос – возможно ли получать экологичные продукты не только летом, но и зимой? Появляется потребность в доставке, связи между фермером и горожанином. Долгое время таким посредником были интернет-магазины. Сейчас их функцию отчасти стали выполнять обычные магазины натуральной еды. Достраиваются крупные рынки. Многие фермеры изыскивают средства на логистику.

Около полугода назад был анонсирован большой коммерческий проект логистического и перерабатывающего терминала на ленинградской кольцевой автомобильной дороге, который будет построен специально для фермеров. Там они смогут обрабатывать, упаковывать, хранить свою продукцию. В проект вкладывают большой объем кредитных инвестиций. К 2016 году терминал достроят, как раз к этому времени будет готов и рынок.

ОСВОЕНИЕ ТЕРРИТОРИЙ

Осознав большой спрос на их продукцию, фермеры инвестируют в расширение производства. Начинается строительство, закупка оборудования. Через несколько лет ферма масштабируется с 20 соток до 3 га.

Этот переход занимает примерно три года. В течение этого времени ключевая задача фермера – найти средства на расширение.

Благодаря развитию фермерства начинается освоение заброшенных территорий. Поднимаются отдаленные населенные пункты, существовавшие в упадке. Там, где была безработица, организуют производства, которые выполняют главную социальную функцию – трудоустройство. Деревни оживают и потому, что, чем дальше от КАДа, тем дешевле земля. Начинающему фермеру почти невозможно купить участок рядом с городом, за 150 км от кольцевой приобретать площади выгоднее.

Очищающий кризис 2008 года прибил весь спекулятивный рынок земли. Многие территории, предназначенные для коттеджных поселков, остались незастроенными. Сейчас инвесторы, которые вкладывали средства в эти участки, становятся фермерами. В Ленинградской области восстанавливают яблочные сады, заброшенные в 1990-е годы. Вдруг выяснилось, что на местные яблоки и саженцы существует огромный спрос. Вблизи некоторых коттеджных поселков создаются маленькие фермы. Примерно треть баз отдыха Ленинградской области, в особенности те, которые принимают детей, заключают с фермерами договоры о поставке молочной продукции и свежих овощей.

Конечно, фермерство развивается не только под Петербургом. В соседней Псковской области появляются новые хозяйства, так как там земля еще дешевле. Карелия с 1990-х годов занимается разведением форели. Сегодня область поставляет на рынок осетров, стерлядь, ладожских сигов, муксуна и пелядь. Благодаря этому через пять лет сибирская рыба перестанет быть недосягаемой для западной части страны. Перепела, фазаны, улитки, нутрии – рынок принимает все, что производят фермы.

ЭКОЛОГИЧНОСТЬ В ТРЕНДЕ

Сотрудничать с фермерами начали рестораны. Сегодня мы наблюдаем бум общепита. Появляется интерес к блюдам из натуральных продуктов. В течение следующих лет он только усилится. Нужно поддерживать его, в том числе через СМИ. Я думаю, во многих регионах страны, в городах-миллионниках возрастет спрос на местные бренды, на фермерские рестораны.

Потребитель будет узнавать о том, что в его тарелке блюдо из натуральных ингредиентов, через меню и рекламные акции заведения. Таким образом, отношения клиентов с рестораторами станут прозрачнее. Гость всегда будет знать, где и кто произвел продукты, оказавшиеся у него на столе.


Возврат к списку

Наверх