В ПОИСКЕ РАВНОВЕСИЯ

В ПОИСКЕ РАВНОВЕСИЯ

По результатам выборочных опросов руководителей предприятий розничной торговли из 78 регионов России, Центр конъюнктурных исследований Института статистических исследований и экономики знаний Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики» дал оценку текущему состоянию делового климата.

 

Есть ли повод для оптимизма?

Относительное возобновление предпринимательской активности в торговой сфере позволили зафиксировать результаты конъюнктурного опроса во II квартале 2016-го. И это впервые с 2015 года. Ослабление напряжения выразилось в нивелировании высокой концентрации негативных предпринимательских оценок относительно текущих и будущих тенденций, характеризующих состояние делового климата в торговле.

Сводный индикатор обследования – сезонно скорректированный индекс предпринимательской уверенности (ИПУ) – преодолел диапазон критически низких значений, увеличившись относительно I квартала 2016-го на 2  п.п.  и составил +2%. Тем не менее поиск равновесия и адаптация к новым реалиям у предпринимателей по-прежнему протекают в рамках слабого покупательского спроса не только на непродовольственные, но и на продовольственные товары. Детальный анализ делового климата различных сегментов розничной торговли свидетельствует о тотальной экономии и низкой востребованности товаров всех категорий, особенно относящихся к необязательному потреблению.

В шести федеральных округах Российской Федерации значения ИПУ характеризовались относительным восстановлением. Наихудшее состояние делового климата зафиксировано в организациях розничной торговли Уральского федерального округа (–7%).

В целом приходится констатировать, что экономически весомые составляющие, способные преодолеть затянувшийся спад деловой активности на качественном уровне, по-прежнему отсутствуют. Очевидно, что источником легкой активизации торговой деятельности следует считать весенне-летний период. Хотя даже этого влияния оказалось явно недостаточно, чтобы реабилитировать ключевые сегменты розничной торговли. Масштабы сокращения объемов продаж, товарооборота, прибыли, выбытие численности занятых и других составляющих развития ритейла,  установленные текущим обследованием, не позволяют позитивные конъюнктурные изменения оценивать с большим оптимизмом.

Динамика изменения основных показателей деятельности организаций розничной торговли

Сохраняющаяся уже более полутора лет тенденция сокращения реальных располагаемых денежных доходов населения не позволила основным операционным показателям торговой деятельности выйти из зоны отрицательных значений.

Факторы, ограничивающие деятельность организаций
розничной торговли

Согласно анализу результатов исследования, 55%  опрошенных против 53%  в I квартале текущего года из всей совокупности ограничений указали на «недостаточный платежеспособный спрос», как на главную проблему для бизнеса. В большей степени данная проблема касалась непродовольственной розницы, о чем сообщили 60% руководителей против 48%,  представляющих продуктовый сегмент. Треть предпринимателей ссылались на нехватку в их фирмах собственных финансовых средств. 

Спасение утопающих – дело рук самих утопающих

Таким образом,  полугодовые итоги функционирования розничного сегмента,  безусловно,  неоднозначны, однако не лишены оптимистичных результатов. По итогам I полугодия 2016 года розница набрала относительную силу и,  скорее всего, действительно «оторвалась от дна». Можно говорить о некоторой адаптации предпринимателей к экономико-политической неопределенности и главное – социальным факторам, влияющим на динамику развития торгового процесса. 

Выбранная ритейлерами модель функционирования в текущем году, заключающаяся в виртуозном маневрировании между жесткими параметрами рынка, конечными потребителями и собственной рентабельностью, оказалась эффективной. Но необходимо понимать, что в дальнейшем ситуация во многом будет зависеть от способности российского предпринимателя и далее поддерживать и иногда «оживлять» бизнес за счет искусственно заданных импульсов.  Высокая степень неопределенности экономики и соответствующая реакция потребительского рынка вынуждает розничную сферу работать по принципу бесконечных подстроек «здесь и сейчас». Распространенный тезис «спасение утопающих – дело рук самих утопающих» сегодня, как никогда, созвучен российскому предпринимательству. 

Если сравнивать изменения «правил игры», причем во время самой «игры» в торговле по сравнению с подобными манёврами в других базовых видах экономической деятельности ритейл является абсолютным лидером  по интенсивности вводимых нормотворческих изменений. При этом нужно признать, что руководители  организаций розничной торговли – самые предприимчивые среди бизнес-сообщества из других отраслей. Видимо, находясь под постоянным регуляторным давлением, торговля научилась легитимными и нелегитимными способами быстро снижать издержки от внедрения тех или иных норм контроля за своей деятельностью. Причем ту часть издержек, которую не удается минимизировать за счет изменения управленческих схем, торговля зачастую переносит на конечного потребителя – население. В результате всех этих пертурбаций неминуемо увеличивается цена товара.

Нужно отметить, что если бы подобная интенсивность регулирования торговли наблюдалась, например, в ЕС, то большинство предпринимателей давно бы уже сошли с дистанции, или, в крайнем случае, сменили бы вид деятельности на более спокойный. Наши бизнесмены стоят до конца, если не наступает банкротство или не подключается тяжелая артиллерия в виде правоохранительных органов. 

Иногда складывается впечатление, что для некоторых чиновников, регулирующих и контролирующих торговлю, любой ритейлер, ступивший на путь товарно-денежных отношений, является потенциальным мошенником, поскольку сам не производит продукцию, а лишь покупает и затем продает товар с выгодой для себя.

Принятие поправок в Закон о торговле, особенно касающихся снижения до 5% порога выплат премий поставщиками для ритейлеров, а также сокращение сроков оплаты товара приведет к различным перекосам и напряжению во взаимодействии торговли и поставщиков. Однако нет никакого сомнения, что ритейлеры найдут способ оптимизировать и эти законодательные новации. К сожалению, это произойдет не за счет увеличения производительности труда, как могло бы произойти в промышленности или строительстве.  В силу специфики отрасли, в торговле крайне сложно увеличивать производительность труда. Торговля не создает новых технологий (кроме логистических) и знаний. В конце концов, рост транзакционных издержек будет компенсирован повышением конечной цены на продукты.  

Таким образом, учитывая постоянно меняющиеся условия ведения бизнеса и сохранение высокой волатильности рынка, озвучивать какие-то конкретные прогнозы весьма непросто. С большей долей вероятности можно предположить, что II полугодие ознаменуется умеренно-позитивным стартом, а по итогам III квартала доминирующей отраслевой характеристикой станет сдержанное коррекционное улучшение делового климата.


Возврат к списку

Наверх