Как долго сохранится спрос на экономичное жилье?

Как долго сохранится спрос на экономичное жилье?

Основным драйвером роста на рынке жилищного строительства последние годы является возведение жилья эконом-класса. Еще недавно экономичные дома были редкостью и строились поодиночке. Сегодня в городе вырастают целые эконом-микрорайоны: «Цветы», «Седьмое небо», «Юг», «Бурнаковский», «Гагаринские высоты», «Белый город»… Они представлены практически во всех районах города, а потому застройщики практически не конкурируют друг с другом. Подробнее об этом - Елена Титова, генеральный директор ООО «Агентство недвижимости «Приволжье».

Да и о какой конкуренции может идти речь, если в Нижнем Новгороде имеется накопленный десятилетиями неудовлетворённый спрос на жильё? Ведь люди, покупающие квартиры эконом – класса, ещё недавно могли приобрести за имеющиеся у них деньги комнату в коммуналке, квартиру – гостинку или, в лучшем случае, «хрущёвку». Недаром спрос на морально и физически устаревшее жильё в городе начал падать – небогатые нижегородцы справедливо предпочитают квартиры в новостройках, выстраиваясь в очереди к таким застройщикам, как «Жилстрой НН» или «КВАРТСТРОЙ».

Вот только стоит ли застройщикам рассчитывать на то, что эти очереди сохранятся долго? В 2013 году в Нижегородской области планируется сдать в эксплуатацию более 1,5 млн кв. м жилья. В 2020-м – уже более 3 млн кв. м. Но я совсем не убеждена, что всё это жильё будет раскуплено – с одной стороны, доходы нижегородцев растут не так быстро, как хотелось бы. А с другой стороны, накопленный неудовлетворённый спрос когда-нибудь всё же будет удовлетворён. При насыщении спроса застройщикам придётся конкурировать уже не с вторичным рынком, а друг с другом. А для этого нужно будет доказывать, что твоя квартира не только дешевая, но и имеет лучшую планировку, дом расположен удачнее, при его строительстве использованы очень полезные для жильцов ноу-хау и т.п. Готовы ли к этому нижегородские застройщики? Далеко не все.

Чтобы успешно конкурировать друг с другом за покупателя на насыщенном рынке, нужно полностью менять логику строительного процесса, начиная с проектирования: возводить не такие дома, в которых количество квадратных метров максимально с данной площади застройки, а такие, что наиболее удобны для жильцов. Сегодня же в Нижнем Новгороде наблюдаются, скорее, обратные процессы. Лозунг: «Главное – не клиент, а себестоимость, купят всё» – распространяется из эконом-класса в сегменты бизнес- и даже премиум-жилья. А потому жилья настоящего бизнес-класса на нижегородском рынке всё меньше, а настоящего премиум-класса нет вообще.

Думаю, что застройщикам уже сегодня стоит задуматься о будущем: готовить неожиданные, отличные от конкурентов предложения, внедрять интересные архитектурно-планировочные решения, осваивать новые технологии и материалы. Мне могут возразить: «Покупают и так». Да, покупают. Но спрос может измениться за два-три года. Инвестиционно - строительный процесс занимает большее время.


Возврат к списку

Наверх