Как развиваться в кризис
Самая низкая себестоимость
Год назад ООО «Терминал» (дочерняя компания ГК «Жилстрой-НН») завершила глубокую модернизацию и своего портово - логистического хозяйства. Самые большие преобразования претерпел Автозаводский речной порт. Здесь закончено строительство уникального для Нижегородской области причала длиной в 200 метров и с выносом в реку на 80 метров, благодаря чему к нему стали подходить суда с полной осадкой, а скорость их обработки удвоилась.
Карим Радикович, насколько своевременной оказалась эта модернизация? Удалось ли загрузить портовые мощности в 2015 году?
Дело не только в полноте загрузки. Благодаря проведенной модернизации в этом году мы начали работу над диверсификацией обрабатываемых грузов, расширением их номенклатуры. Раньше порт обрабатывал только насыпные нерудные строительные материалы: песок, гравий, щебень… В 2015 году мы начали работать с солью и, самое главное, освоили доставку водой и разгрузку в порту цемента в больших 14-титонных – МКРах. Водные перевозки цемента однозначно дешевле железнодорожных и автомобильных. Не случайно в советские годы в России был развит специализированный флот судов-цементовозов и выстроена специализированная инфраструктура для их обработки. Но ни специальных судов, ни специализированной инфраструктуры давно уже нет, а возрождать их – и долго, и дорого. Поэтому мы поставили задачу разработать такую технологию, используя которую, можно было бы перевозить цемент на обычных судах-сухогрузах и обрабатывать их на существующих универсальных портовых мощностях. И такую технологию мы разработали и апробировали первыми в России. В конце навигации 2015 года в Автозаводском порту разгружены первые суда с цементом с заводов «ЕВРОЦЕМЕНТ груп» и «ХайдельбергЦемент Волга». Воспользовавшись той техникой, которая у нас уже есть, и тем причалом, который мы введи в строй в 2014 году, компания «Терминал» обеспечила самую низкую стоимость логистики цемента в регионе.
Почему это так важно для компании?
Автозаводский порт находится в непосредственной близости от заводов ГК «Жилстрой-НН» – расстояние до них меньше километра. В России вводятся новые дорожные платежи для большегрузного автотранспорта, которые в скором будущем могут быть распространены и на региональные и муниципальные автодороги. А наши автомобили вообще ни на какие дороги не выходят. Мы можем грузить машины любой грузоподъемности в любое время суток. Поэтому мы обеспечим материнскую компанию самым дешевым цементом. В технологическом процессе задействованы только мы. А в кризис только и можно выжить, максимально концентрируя все бизнес-процесс в своей компании и снижая издержки.
Но разработка новой технологической схемой важна не только для заводов ГК «Жилстрой-НН». Обеспечив самые низкие цены на доставку, уже в 2016 году мы предложим цемент и нерудные строительные материалы и другим строительным компаниям региона. Снизить свои издержки смогут все строители региона. Кроме того, номенклатура обрабатываемых портом грузов в продолжит увеличиваться. Уже в 2016 году мы будем возить водой металлы и цемент в мешках. Металлы необходимы, прежде всего, нам самим для производства железобетонных изделий. У пакетированного цемента большой круг потребителей. К тому же, спрос на него резко возрастает летом, во время навигации.
Заработать на чемпионате
В Нижегородской области активно ведутся работы по строительству инфраструктуры к Чемпионату мира по футболу 2018: стадиона, аэропорта, метро, дорожных развязок. И хотя генеральными подрядчиками наиболее крупных объектов стали федеральные компании, желание поучаствовать в этих работах высказывали многие нижегородские строительные организации.
Помогла ли низкая себестоимость вам выиграть конкурсы на участие в строительстве инфраструктурных объектов?
Компания «Терминал» в 2015 году начала поставки материалов на строительство взлетно-посадочной полосы аэропорта Стригино и на строительство футбольного стадиона. Причем, поставки многовекторные – и сырьевые нерудные материалы, и товарные позиции: железобетонные изделия и сваи. Сейчас мы ведем активные переговоры с компанией «Стройтрансгаз» (генподрядчик стадиона) о возможности применения сборных железобетонных конструкций при строительстве трибун стадиона. Проекты ряда стадионов в России уже изменены с монолитной конструкции на сборный железобетон. Это обеспечивает на порядок более высокое качество. И, может быть, самое главное, в зимний период вести сборку из железобетонных конструкций намного проще, чем монолитные работы. А потому можно добиться весьма внушительного выигрыша во времени. А времени до начала чемпионата осталось уже немного. Окончательного решения о переходе на технологию сборного железобетона еще не приято, но мы достаточно далеко продвинулись в переговорах.
Мы правильно сделали ставку в 2015 году на участие в инфраструктурных проектах. Поставки материалов на них не очень доходны, но дают возможность загружать производственные мощности компании. В следующем году наше участие в строительстве инфраструктурных проектов продолжится: компания «Терминал» будет поставлять материалы на реконструкцию ул. Монастырской. Очень надеемся на принятие решения по реконструкции пр. Молодежного. А, чтобы максимально развивать номенклатуру поставляемых изделий, наша компания готовится к изготовлению мостовых конструкций. Мы очень надеемся на участие в строительстве мостов и эстакад.
Готовиться к будущему подъему
Весной 2015 года заводы ГК «Жилстрой-НН» завершили подготовку производства новых трехэтажных панельных домов. Домокомплекты зданий общей площадью 1 700 кв. метров должны поставляться внешним заказчикам.
Карим Радикович, насколько успешным оказался этот проект?
В течение года мы поставили внешнему заказчику – компании «Жилищный ответ» и смонтировали на его площадке в поселке Ждановский шесть таких домов. У них небольшая себестоимость, но высокая комфортность. Срок строительства коробки такого дома – около двух месяцев. Дом получился очень интересный как для жильцов, так и для застройщиков. Граждане получают недорогое жилье с очень высокими потребительскими качествами. А застройщики – высокую скорость строительства и низкую себестоимость. Мы и в следующем году будем поставлять и монтировать такие дома на площадках сторонних заказчиков. В настоящее время ведутся переговоры с потенциальными заказчиками.
Для ГК «Жилстрой-НН» этот проект важен не только тем, что мы вышли на рынок малоэтажного домостроения. Для строительства этих домов мы подготовили производство трехслойных «теплых» панелей. И внешняя и внутренняя поверхность этих панелей идеально ровная, под покраску, и никакого дополнительного утепления не требуется. Благодаря их использованию резко возрастает скорость строительства. Сейчас мы приступаем к подготовке использования таких панелей при строительстве 17-ти и 10-тиэтажных домов, чтобы увеличить скорость их монтажа и снизить себестоимость работ при сохранении традиционно высокого качества «Жилстрой-НН». Но быстро этого сделать не удастся – это наш задел на 2016 или 2017 годы.
Разве в столь сложное время разумно думать о заделе на будущее?
Мы думаем о нем постоянно. Поэтому в 2015 году, несмотря на общеэкономическую ситуацию мы приняли участие в конкурсе на право разработки Фокинского песчано-гравийного месторождения и выиграли его. На этом месторождении залегают пески с достаточно крупным модулем – до 3 мм, которые необходимы при производстве высокопрочных бетонов и вибро-прессованных изделий. Зимой проведем разведку со льда, и уже в следующую навигацию должны начать добычу, чтобы получить качественное сырье по значительно меньшим ценам, чем мы сейчас везем с Камы.
В расчете на будущее мы ведем и работу по формированию территорий под строительство следующих очередей микрорайона Бурнаковский – только в этом году наша компания уложила туда под вертикальную планировку около 700 тыс. тонн песка. Понятно, что в 2016 году темпы закладки новых домов снизятся. Но мы уже сейчас готовимся к строительству 207-2018 годов. Спрос на жилье рано или поздно оживится, и чтобы остаться на рынке лидером, нужно готовиться к будущему подъему уже сейчас.