Росреестр в ожидании перемен

Росреестр в ожидании перемен
ГОТОВИМСЯ К НОВОМУ ЗАКОНУ
Да, земля должна быть первичной. Но, к сожалению, в девяностые годы в программе приватизации мы пошли по такому пути: приватизировали квартиры, и сейчас у нас много вопросов и с долевой собственностью, и с землей. Что считать землей под домами? Это вопрос не дискуссионный, мы должны к этому прийти. Нужны ли реформы? Наверное, в таких сферах, как земля, землепользование, землеустройство, чем меньше изменений, тем лучше, тем яснее правила игры, тем понятнее. Нет необходимости реформировать эту сферу каждый год или каждое десятилетие. Сейчас нашу службу ждут серьезные изменения. С 1 января 2017 года будет действовать так называемый единый закон, по которому две процедуры – постановка на кадастровый учет и регистрация прав – превратятся в одну. Это существенно упростит регистрацию прав для собственников и сделает защиту инвестиций в этой сфере более надежной. Мое мнение: нам нужен кадастр, выстроенный на грамотно сформированной картографической основе. В нем земельные участки будут связаны с объектами недвижимости, возникнет «развилка» для правильной и справедливой оценки. У нас появится информационная система, которая ответит на четыре основных вопроса: что, чье, кому принадлежит и сколько стоит. Всё остальное – это не регистрация права собственности, а право хождения в суды.
Я считаю, что главное в кадастровой оценке для целей налогообложения – не нанимать новую компанию каждый год или раз в два года и проводить массовую оценку объектов недвижимости, определять новую стоимость, снижать или повышать её, обращаться в комиссии. Нужно наполнять государственный кадастр недвижимости существенными характеристиками объектов, которые позволят провести справедливую оценку и ответить на вопрос, почему такая стоимость установлена для собственника. Размер налога – это ставка. Если мы хотим развивать определенный вид деятельности, давайте сделаем для него нулевую ставку налогообложения. Если это комплексный проект, в котором учитываются экологическая и социальная составляющие, большой серьезный проект на огромном куске земли, мне кажется, муниципальная власть должна сыграть этой ставкой. Не нужно идти по такому пути: здание предназначено для больницы, поэтому оно дешево стоит. Оно стоит столько, сколько стоит, но ставка на него должна быть близка к нулю. Если мы не хотим реализации девелоперского проекта экологически вредного производства в этом месте, нужно поднять стоимость земли, ставка налога должна быть максимальной, фактически запретительной. Это понимание влияния фискальной составляющей. Безусловно, градостроительные планы должны быть приняты, и участки подготовлены к продаже инвесторам. Мы должны иметь о них полную информацию в государственном кадастре. Я не назову революцией изменения, которые у нас произойдут, но они будут происходить на фоне других важных событий.
Мы движемся к внедрению в этой сфере максимального количества электронных услуг. С 1 июня этого года застройщики, физические и юридические лица могут обращаться в службу за регистрацией прав в электронном виде. Мы исключили контакт заявителя и человека, принимающего решения. Мне кажется, для этой сферы очень важно то, что на основе объективной информации мы будем принимать решения по защите прав собственности. Еще очень важный момент. На мой взгляд, система, которая сложилась у нас на сегодня, с точки зрения гарантий прав инвестора одна из лучших – она покрывает возможный ущерб деньгами Российской Федерации. Мы регистрируем право собственности от имени федерального органа исполнительной власти, и казна Российской Федерации несет ответственность за потерю соответствующих прав, если это будет доказано в суде.
ДЕНЬГИ И РЕСУРСЫ
Необходимо наполнять ресурсы, в том числе Росреестра. Но их наполнение носит заявительный порядок. К сожалению, пока правообладатель не обратится, мы не имеем права за него что-то внести. Правообладатель в данном случае – это либо Росимущество, либо муниципалитет, либо губерния. Вы знаете, на сегодня только шесть территорий Российской Федерации, называемых субъектами, имеют границы, внесенные в государственный кадастр недвижимости. Ситуация крайне плохая. В этом году был принят закон о возможности проведения комплексных кадастровых работ. Муниципалитеты получили право выделять деньги, ставить участки на кадастровый учет, готовить их к продаже в соответствии с предназначением девелоперам или сельхозпроизводителям, получать налоги от будущих собственников. Эта работа требует денег, но задача должна стать приоритетной, поскольку других ресурсов, кроме муниципальных либо ресурсов субъекта, не существует. Согласен, что нужен единый информационный ресурс, и им стать мог бы, например, государственный кадастр недвижимости при правильном его наполнении. Единый ресурс на одной картографической основе в едином государственном кадастре недвижимости при условии насыщения значимыми характеристиками позволит, например, Министерству сельского хозяйства строить геоинформационную систему, основанную на нашем ресурсе, которая будет включать бонитировку почв. Очень важно, что единый ресурс позволит провести разнесение и разъяснение, что это: мелиоративная система, вал, канава, или рисовый чек. Транспортники с помощью единого ресурса смогут, например, заниматься своими линейными объектами. Возможно использование ресурса для обороны и безопасности. По поводу доклада о состоянии земель в Российской Федерации: мы единственное ведомство, которое каждый год его готовит, он публикуется на нашем сайте и содержит большое количество интересной информации – рекомендую зайти и почитать.    

Возврат к списку

Наверх