Как с помощью речи человек меняет качество своей жизни
Умение ясно и убедительно излагать свои мысли в устной речи в современном обществе является одним из важнейших навыков предпринимателя. О том, как преодолеть страх перед публичными выступлениями, научиться говорить ярко, аргументированно и эмоционально NB попросил рассказать основательницу школы публичных выступлений «Ораторика 52» Юлию Рябцеву.
Юлия, неумение хорошо говорить на публике действительно представляет для многих людей проблему?
Конечно. Нередко человек обладает уникальными компетенциями, но, если он запинается, экает, бубнит себе под нос, его никто не слушает и не воспринимает всерьез. Причем, наш мозг устроен так, что, если спикер говорит непонятно, слушающий обвиняет в недостаточной сообразительности не себя, а выступающего. И я бы не сводила проблему только к публичным выступлениям. Даже если перед тобой всего один слушатель, нужно уметь изложить свои мысли ясно, убедительно и уверенно, потому что этот человек может оказаться ключевым в твоей жизни. И умение договориться с ним будет иметь решающее для тебя значение.
Особенно остро проблема неумения говорить стоит перед предпринимателями и руководителями всех уровней. Ведь очень часто бизнесмены создают замечательные продукты и услуги, но не могут донести до потенциальных потребителей или партнеров их ценности. Поэтому говорить понятно и убедительно важно всегда. Мы проводим планерку с сотрудниками – это ведь тоже выступление. Мы идем на сделку – и это выступление. Нам нужно достичь своей цели, а пока еще не придумали передачи мысли на расстоянии, мы в любом случае достигаем или не достигаем желаемого через речь.
В чем, на ваш взгляд, причина неумения хорошо говорить?
Мастерство выступлений основано на трех составляющих. Это техника речи: каким голосом мы говорим, насколько четко, плюс правильные интонация, мимика, жесты. Второе – это ораторское искусство: насколько логична, чиста и выразительна наша речь. И третье - психология речи. Это про то, чтобы мы не боялись выступать, чтобы при ответах на каверзные вопросы мы бы не заминались и не нервничали.
По моему опыту, в 99% случаев проблема речи упирается в психологию: в самооценку человека, его уверенность. Эта уверенность имеет две стороны. Объективная: я понимаю (или сомневаюсь), что все скажу четко, меня не подведут голос и мимика. И субъективная: насколько я чувствую, что вправе говорить? Над нами довлеют детские установки: «Сиди тихо», «Не высовывайся», «Я – последняя буква в алфавите». Плюс к этому, глубокие и профессиональные люди часто мучатся синдромом самозванца. Они не уверенны в ценности своих знаний. Причем, чем они лучше разбираются в чем-то, тем синдром самозванца сильнее.
Это как-то можно исправить?
Конечно, и довольно быстро. Меня удивляет, когда человек годами ходит неудовлетворенный своей речью, понимает, что не может достойно выступить перед публикой, провести переговоры, совершить сделку… При этом можно поработать над собой два-три месяца, и качество жизни существенно изменится. Мы в школе публичных выступлений «Ораторика 52» снимаем негативные установки со студентами с помощью психологических речевых методик. Это база обучения ораторскому мастерству. Потому что пока не будет внутреннего разрешения: «Я достоин говорить, меня будут слушать», можно оттачивать дикцию, великолепно поставить голос, но человек не сможет достойно выступать.
Как строится обучение в «Ораторике 52»?
Основной флагманский продукт «Ораторики» – это курс ораторского мастерства «Твоя речь – твой успех». Это очные оффлайн-курсы из восьми занятий по два – два с половиной часа, на которых студенты работаю в группах. Плюсы групповых курсов в том, что перед студентом уже есть аудитория. У нас есть и индивидуальные занятия, когда идет прицельная работа над дикцией, над личной невербаликой, выстраиваниям структуры конкретного выступления и т.п. Но потом нужно идти к людям, а публичное выступление – это всегда стресс. А когда ты в группе, то с самого первого занятия говоришь на публику, и мы рутинизируем публичные выступления, делаем их делом привычным и оттого менее стрессовым. До конца волнение убрать невозможно, но наша со студентами задача – перевести это волнение в ощущение драйва от выступления, чтобы люди полюбили процессы выхода на сцену, переговоров, продаж – чего угодно.
Естественно, работа строится по определенным технологиям. Я работают по методике Щукинского театрального института, где ранее стажировалась. Это методика, которая оттачивается уже более столетия, та первоначальная основа, которой пользуются известные артисты России. Она позволяет выстраивать психо-физиологическое состояние человека, чтобы избавить его от страха выступлений. Затем мы работаем над голосом, дикцией и интонациями, потом над невербаликой, жестами и мимикой, занимаемся выстраиванием структуры речи: тезисов, аргументации, лексической выразительности… Потом с помощью психологических приемов учимся устанавливать контакт с собеседниками, чтобы не было этого «токования», когда выступающий говорит, а публика его не слушает. И в конце переходим к вопросам. Как реагировать на каверзные вопросы, не психуя, но в то же время и не заминаясь? Это является одним из наиболее частых страхов у людей. Они говорят, что не так боятся что-то рассказать, как того, что потом не смогут ответить на вопросы. Таким образом за один-два месяца работы можно значительно улучшить свою речь, подачу и прокачать уверенность.
Также у нас в школе есть курс «Актерское мастерство для жизни и бизнеса». На этом курсе основной акцент мы делаем на раскрепощении и развитии эмпатии – навыках, необходимых для общения на любом уровне. После того, как ты изобразил сову, или выполнил ряд других актерских техник, значительно проще выходить на люди – снимается чувство излишней важности и серьезности. Для тех, кто окончил обучение и хочет оттачивать навыки дальше (а таких людей много) я создала Ораторский клуб. Это выступления, риторические игры, крутой нетворкинг.
Занятия в «Ораторике 52» проводятся исключительно в очной форме?
У нас есть и онлайн-курсы по программе, которую я практикую уже пять лет и по которой обучилось более 5 тыс. студентов. Эта программа построена по тому же принципу. Сначала мы работаем с состоянием, потом со структурностью, а затем выходим на диалог и взаимодействие с публикой. На мой взгляд, это самая логичная структура программы. Но я рекомендую занятия онлайн людям, которые хотят учиться, но не живут в Нижнем Новгороде. Если мы говорим о нижегородцах, я всегда за оффлайн. Потому что работать над собой придется в любом случае – без этого успеха не достичь, а при очном обучении эффект ощутимо больший.
И в заключение несколько советов людям, которые хотят улучшить свою речь самостоятельно.
Как я уже объяснила, речь состоит из трех больших составляющих: психология речи, техника речи и ораторское мастерство.
Если мы говорим о психологии, очень важно поднять свои самооценку. Записывайте все свои достижения, даже самые маленькие, в тетрадочку и регулярно перечитывайте. Фиксируйтесь на позитиве.
Если говорить о расширении лексического разнообразия речи, все советуют побольше читать. Но это лишь полсовета. Нужно не просто читать книги, а читать хотя бы страницу в день вслух, а потом её пересказывать. Выписывайте понравившиеся фразы в тетрадочку, а на следующий день несколько раз проговорите их вслух. Они обязательно когда-нибудь в нужный момент всплывут в вашей речи, потому что переложились в ваш активный словарный запас.
А с точки зрения улучшения дикции: читайте книги или даже скороговорки вслух как чистоговорки – не торопясь и проговаривая каждый звук. Даже благодаря выполнению таких простых упражнений вы начнете свой путь к успеху.
|
Елена Застело, врач педиатр, доцент кафедры педиатрии ПИМУ: |
Елена Шершакова, Генеральный продюсер ART PREMIUM GROUP: |
|
Николай Савельев, бизнесмен: |
|
Ольга Гептнер, психолог, специалист по Ресурсному консультированию: |