Как открыть дверь в госзаказ?

29.11.2016  |  Менеджмент
Как открыть дверь в госзаказ?

Говорят, что лучшая форма государственной поддержки бизнеса – это государственный заказ. Однако для предпринимателей зачастую участие в закупках превращается в бег по пересеченной местности с завязанными глазами. Как повысить эффективность взаимодействия госзаказчиков и бизнес-поставщиков? Этот вопрос находился в центре внимания участников конференции, организованной журналом National Business.


Закупки должны стать прозрачнее

По закону предприниматели могут принимать участие в конкурсных процедурах на всей территории России. Но, конечно, наиболее привлекательно выглядит победа в тендере собственного региона. О том, как у нас обстоят дела с госзакупками и каких нововведений ждать в будущем году, рассказал заместитель министра экономики и конкурентной политики Нижегородской области Сергей Бажанов. Он констатировал, что по плану на текущий год были предусмотрены закупки для государственных нужд в объёме 27,4 млрд. рублей.

– Одной из наиболее важных задач, решение которой осуществляется в регионе, является повышение эффективности закупок, в том числе, за счет увеличения количества добросовестных участников, – подчеркнул заместитель министра. – Мы стараемся по максимуму переместить торги на электронные площадки, централизовать проведение госзакупок через Единый центр размещения заказа. При этом мы планируем, чтобы согласование закупок осуществлялось на уровне министра или даже губернатора. Это позволит снизить возможность злоупотреблений и обеспечить должный контроль.

Данную задачу невозможно решить без обеспечения прозрачности закупочного процесса, этапа планирования закупки и исполнения контракта. Соответственно, в регионе не первый год уже реализуется единый подход к закупочному процессу, осуществляемому, как посредством централизации закупочного процесса, что выражается в расширении практики проведения совместных закупок, так и в осуществлении значительной части закупок заказчиков региона через ГКУ Нижегородской области «Центр размещения заказа Нижегородской области». Также в регионе действует единая система формирования рекомендуемых начальных максимальных цен контрактов.

Совокупность данных мероприятий направлена на обеспечение единого и понятного правового поля, что позволяет поддерживать стабильно высокое количество участников конкурентных процедур. Соответственно, данная работа будет продолжена, так же, как и взятый курс на повышение доли конкурентных закупок (конкурсов и аукционов).

На повышение прозрачности и недопущение коррупционной составляющей направлены и изменения федерального законодательства, вступающие в силу с января 2017 года. Среди этих новаций Сергей Бажанов отметил переход всех ГУПов и МУПов на осуществление закупочного процесса по нормам 44-ФЗ, а также введение системы нормирования, которая позволит избежать закупки товаров с излишними свойствами (предметов роскоши) и достичь снижения расходов на содержание государственного аппарата. Вызывает интерес и новый механизм в закупочном процессе, который предусматривает, что с начала 2017 года без одобрения финансовых органов не будет объявлена ни одна закупка. Такой порядок послужит и гарантией того, что исполнитель заказа получит оплату в оговорённом объёме и в оговоренные сроки. Сергей Бажанов считает, что реализация комплекса данных мероприятий благотворно скажется на повышении прозрачности и эффективности закупочного процесса в целом в регионе.

Надежный «Экспресс» для малого бизнеса

Среди важнейших проблем, с которыми сопряжено участие в госзакупках и тендерах (№ 44-ФЗ и 223-ФЗ), многие предприниматели называют финансовое обеспечение. О том, как решить этот вопрос быстро, просто и комфортно, рассказал управляющий директор департамента гарантийного бизнеса КБ «Юниаструм Банк» Владимир Головченко, специально приехавший в Нижний Новгород для участия в конференции. Он напомнил, что примерно пятая часть от общего объема контрактов по государственным и муниципальным закупкам осуществляется с предоставлением банковских гарантий. «Юниаструм Банк», активно сотрудничающий с МСП Банком в сфере поддержки предпринимательства, предлагает понятную и удобную систему оказания этих услуг.

Продуктовая линейка банковских гарантий «Юниаструм Банка» включает как классический вариант, так и экспресс-гарантии, подчеркнул Владимир Головченко. Экспресс-вариант особенно удобен для предприятий малого и среднего бизнеса, так как предусматривает минимум документов и кратчайшие сроки рассмотрения, не требует открытия расчетного счета, предоставляет возможность дистанционного подписания с помощью ЭЦП. В результате вопросы финансового обеспечения нередко решаются всего за два часа.

Владимир Головченко сообщил, что с декабря в «Юниаструм Банке» стартует новая услуга – тендерное кредитование. Она также будет предусматривать классический и экспресс-вариант. Тендерное кредитование позволит предпринимателям участвовать в аукционе, вкладывая в качестве обеспечения не собственные средства, а деньги банка. А затем при необходимости участник может использовать другие актуальные услуги «Юниаструм Банка»: банковские гарантии и кредит на исполнение государственного контракта.

Управляющий директор «Юниаструм Банка» особо отметил, что в самой ближайшей перспективе работа с малым и средним бизнесом станет еще более активной.

После смены руководства политика банка стала более динамичной, ориентированной на опережающее развитие, констатировал Владимир Головченко. – Мы стремимся предоставлять самые современные услуги и лучший сервис.

Выгода в любом формате

Продолжила тему эффективного сотрудничества банка с предприятиями малого и среднего бизнеса управляющий «Юниаструм Банка» в Нижнем Новгороде Юлия Баранник. Она рассказала о широком спектре возможностей, предоставляемых банком своим клиентам.

Мы понимаем, что каждый бизнес индивидуален, и формируем для клиентов продукт, максимально соответствующий именно их потребностям. «Юниаструм Банк» оказывает все виды финансовых услуг для корпоративных клиентов и клиентов малого и среднего бизнеса. К примеру, при формировании индивидуальных пакетных предложений по расчетно-кассовому обслуживанию  целый ряд услуг предоставляется бесплатно или по льготным тарифам. Отдельно хочется отметить наши специальные программы по кредитованию с господдержкой, которые мы проводим при участии МСП Банка. Одна из программ «МСП –инвестиции» предусматривает кредитование на инвестиционные цели,  программа «МСП-Дуэт»  касается рефинансирования инвестиционных  кредитов, ранее полученных  в других банках . Для целого ряда сегментов бизнеса предусмотрены специальные программы , в первую очередь это относится к импортозамещающим производствам, а также ко многим видам услуг.

Важно, что кредиты по программам с господдержкой предоставляются на длительный срок, а процентная ставка останется неизменной. Это преимущество по достоинству оценят предприниматели, столкнувшиеся с кризисным ростом ставок и в 1998, и в 2014 годах. Не удивительно, что кредитование на развитие бизнеса в «Юниаструм Банке» вызывает повышенный интерес нижегородских бизнесменов.

Без бумажек и волокиты

Участники конференции сошлись во мнении, что наиболее удобными как для предпринимателей, так и для государственных заказчиков являются электронные торги. В настоящее время в стране действуют пять федеральных площадок, проводящих электронные процедуры для госзакупок (№ 44-ФЗ и 223-ФЗ). Об основных правилах работы с ними рассказала представитель этой «большой пятерки», руководитель нижегородского представительства АО «Единая электронная торговая площадка» («Росэлторг») Мария Макарова.

– Главные особенности электронных площадок – отсутствие бумажных документов и личного взаимодействия, анонимность и полная конфиденциальность. Для участия в торгах предпринимателю необходимо получить электронную подпись, затем аккредитоваться на той площадке, где размещаются его потенциальные заказчики. Процедура аккредитации может занимать до пяти рабочих дней, так что имеет смысл провести ее заблаговременно, после чего перечислить обеспечивающую сумму на свой «тендерный» счет. Сама аккредитация осуществляется бесплатно, но если предпринимателю нужно ускорить процесс, то за срочность придется доплачивать.

Электронный аукцион проводится в онлайн-режиме. Шаг изменения цены ограничен: не менее 0,5 и не более 5% от суммы контракта, и сделать его можно только спустя 10 минут после предыдущего шага. Через десять минут после поступления последнего продолжения аукцион автоматически завершается.

Мария Макарова обратила особое внимание на наиболее частые ошибки предпринимателей при работе с электронными площадками: несвоевременная аккредитация, опоздание к началу аукциона, отсутствие должным образом оформленной электронной подписи, отсутствие обеспечивающей суммы. Кроме того, она напомнила, что действие аккредитации заканчивается за три месяца до формального окончания ее срока, и призвала предпринимателей быть внимательнее к этим деталям.

На торги выходят роботы

Казалось бы, ничего сложного в процедуре электронных торгов нет. Но остается важнейший вопрос: как предпринимателю выйти именно на ту площадку, где его товары или услуги будут востребованы? Как отличить добросовестный аукцион от технического, где победитель известен заранее, а остальные участники выполняют роль массовки? Есть ли гарантия, что заказчик выполнит свои обязательства по оплате? Директор коммерческого департамента Ассоциации электронных торговых площадок Андрей Семенов считает, что необходимо повышать собственную информированность всеми доступными способами. В частности, имеет смысл пройти бесплатное или платное обучение навыкам работы в сфере госзаказа. Кроме того, существенно облегчить жизнь участнику электронных торгов помогает специализированное программное обеспечение.

– Установка программного обеспечения позволяет настроить фильтры поиска под вашу продукцию или услугу, получать уведомления о предстоящих торгах, в которых вы можете стать участником, отслеживать историю закупок по интересующим вас поставщикам и, таким образом, делать обоснованные выводы о целесообразности работы с ними, – сообщил Андрей Семенов. – Специализированное ПО может провести анализ данных из открытых источников (Арбитражный суд, Росстат, ЕГРЮЛ и т.д.) по каждому юридическому лицу и выявить связи между организациями заказчика и вероятного поставщика, что также дает пищу для размышлений. Но итоговое решение придется принимать в любом случае самому предпринимателю, стопроцентных гарантий ему не даст никто.

Для тех же, кто принял решение участвовать в электронных торгах, есть еще одна интересная возможность. Специализированное ПО позволяет по заданным параметрам (минимальной цене и шагу торгов) действовать на аукционе без участия самого предпринимателя. Можно настроить программу, и она сама отправит в нужное время данные оператору, вовремя предложит вашу цену и остановится на установленном вами рубеже. Так что недалек тот час, когда торговлю на площадках госзаказа будут осуществлять роботы.

Пока вопросов больше, чем ответов

Однако, несмотря на обилие IT-решений, самым надежным информационным обеспечением в современной России по-прежнему является личный контакт заказчика и поставщика. Отечественный бизнес остается персонифицированным, и в этом есть свои плюсы и минусы, о которых немало говорили участники конференции. Некоторые сетовали, что информация о предстоящих торгах уплывает к посредникам задолго до официального объявления конкурса.

– Мы участвуем в тендерах более пяти лет, однако в последнее время были вынуждены во многих случаях отказаться от работы по закупкам, регламентированным Законом 44-ФЗ, - с сожалением констатировал исполнительный директор ООО «АЛУФ» Александр Гельман. – Основная причина в том, что поздно узнаем о тендере и не успеваем подготовить ни заявку, ни финансовое обеспечение.

Заместитель министра экономики Сергей Бажанов отметил, что улучшению ситуации должны способствовать изменения федерального законодательства, о которых уже говорилось, а также предпринимаемые в настоящее время областным правительством меры, направленные на повышение качества информационного наполнения и детализированности планирования закупок, что позволит предпринимателям заблаговременно подготовиться к участию в них.

Совокупность данных мероприятий, а также введение с 1 января 2017 года административной ответственности за несоблюдение требований законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд по планированию также должно способствовать решению данного вопроса.


Возврат к списку

Наверх