КТО ПОДХВАТИТ ЗНАМЯ БИЗНЕСА

Новые времена – вечные вопросы
За два с небольшим десятилетия в нашей стране вновь приобрел актуальность вопрос: кому и как доверить бизнес? В советском прошлом таких проблем не существовало, и опытом их решения российские предприниматели не обладают. Но рано или поздно основатели компаний будут вынуждены отойти от дел. Готово ли молодое поколение продолжить то, что создали их отцы? Когда и как готовить детей к принятию деловой эстафеты? Что делать, если сыновья или дочери не желают продолжать семейный бизнес? Как привлечь молодые кадры для работы в частных компаниях, где взять «свежую кровь»? В ходе бизнес-завтрака «Отцы и дети. Инвестиции в наше будущее» на эти и другие животрепещущие вопросы были даны ответы из личного опыта успешных бизнесменов.
Как воспитать наследника?
Этой важнейшей теме было посвящено выступление генерального директора группы компаний «ГАМА», отца троих детей Дмитрия Галкина. Старший сын Дмитрия Николаевича уже занимает ответственный пост в семейном бизнесе, средний делает первые шаги в том же направлении, младшая дочь пока еще имеет достаточный запас времени для выбора профессионального пути. В общем, уже на данный момент понятно, что преемники у фирмы «ГАМА» есть. Господин Галкин отметил в своем выступлении четыре фактора воспитания наследников бизнеса:
1. Помнить о том, что наши дети – это «наши ошибки, возведенные в квадрат». Детям можно передать только себя, причем отрицательные качества родителей копируются гораздо проще и быстрее положительных.
2. Дать детям надлежащее образование. Сегодня модно отправлять будущих наследников учиться за границу. Но делать это имеет смысл только в том случае, если не связывать их будущую жизнь с Россией. Дмитрий Галкин подчеркнул, что его дети учились в обычных городских школах, без претензий на элитарность, поскольку тем, кто намерен жить и работать в России, необходимо знать и понимать ее реалии.
3. Как можно раньше приучить детей к труду. Оба сына Дмитрия Галкина начали работать с 16 лет, причем не только головой, но и руками. Например, старший сын в подростковом возрасте изготавливал полиграфические штампы.
4. Не нужно их жалеть, поскольку это культивирует инфантильность. У детей должна быть зона самостоятельных решений, в которую не вмешиваются родители.
Резюмируя свое выступление, Дмитрий Галкин отметил: «Дети – самая выгодная инвестиция. Если ребенок готов взять в свои руки семейный бизнес, то вероятность успеха гораздо выше, чем в случае найма сторонних топ-менеджеров. Не только в России, но и во всем мире семейные компании на 30% эффективнее других видов бизнеса».
При этом владелец группы компаний «ГАМА» не считает целесообразным насильно подталкивать детей к предпринимательской деятельности. По мнению Дмитрия Галкина, процесс вовлечения происходит постепенно, исподволь, когда дети видят, что делают родители, и непременно начинают им подражать.
По блату … в тайгу
Генеральный директор компании «Биос» Александр Тарасов тоже поделился личным опытом воспитания наследника. Надо признать, что далеко не каждое родительское сердце выдержало бы жесткий стиль отцовства «по-тарасовски». В частности, Александр Тарасов не торопился принять сына в свою компанию. Когда отпрыск окончил вуз, заботливый папа по знакомству договорился о его трудоустройстве в систему «Газпрома». Но не на теплое офисное местечко, а на трубопровод, в глушь, в тайгу. «Мой сын увидел другую жизнь, у него изменилось мировосприятие, с ним стало проще разговаривать, – объясняет свою суровость Александр Тарасов. – Я взял его в свое дело только после того, как он стал к этому готов. И конфликта с топ-менеджерами компании по этому поводу не было, поскольку они видели, что он выкладывается в бизнесе на полную катушку, вникает во все детали и старается разобраться во всем».
Пожалуй, одним из самых важных воспитательных моментов, по опыту Александра Тарасова, стал серьезный разговор с сыном в подростковом возрасте. Он сказал сыну, что не будет ограничивать его свободу, но при этом не будет и брать ответственность за последствия его поступков. И свое обещание выполнил. Таким образом, с инфантилизмом было покончено раз и навсегда. «Если ты знаешь, что ребенок, поступая неправильно, набьет шишку или расквасит нос, не нужно мешать ему ошибаться, – считает господин Тарасов. – Вмешиваться нужно только тогда, когда неверное поведение ребенка приводит к появлению смертельной для него опасности».
Особое внимание Александр Тарасов обратил на значимость правильного отношения детей к деньгам. Когда сын или дочь зарабатывают деньги самостоятельно, они уже по-иному относятся к своим «хотелкам»: одно дело выпросить у папы «халявный» игровой компьютер, а совсем другое – потратить на дорогую игрушку честно заработанные трудовые деньги. Что касается ошибок воспитания, то главной из них Александр Тарасов назвал запрет некоторых взрослых на помощь детей.
- Когда ребенок постоянно слышит «не лезь», «без тебя справимся», «уйди», то он теряет вкус к саморазвитию, – убежден Александр Тарасов. – Не надо отбивать желание помогать, ведь люди приходят в этот мир именно для того, чтобы кому-то помочь.
Три языка с рождения
Абсолютно все родители стремятся обеспечить своим детям максимум возможностей для дальнейшего развития. Все стараются направить отпрысков в лучшие вузы и школы. Но думать о качественном обучении нужно гораздо раньше, причем даже не с детсадовского, а с ясельного возраста. О том, как с полутора лет развивать способности детей, рассказала директор P’titCREF Мария Петрунина:
– Мы учим и воспитываем детей сразу на трех языках – русском, английском и французском. При этом занимаются с нашими воспитанниками носители языка, имеющие профильное высшее образование, опыт работы и все необходимые сертификаты. При таком подходе иностранный язык становится для ребенка практически родным. Занятия доступны с самого раннего возраста. Уже с полутора лет можно учить иностранный как родной, разумеется, вместе с мамами.
Нужно отметить, что в P’titCREF с успехом занимаются не только нижегородские ребятишки, но и дети иностранных сотрудников российских предприятий. Кстати, в дальнейшем, после прохождения обучения в P’titCREF, воспитанники легко поступают в элитные средние учебные заведения.
Все начинается с ценностей
Для большинства участников бизнес-завтрака актуальным было не только вовлечение в бизнес собственных детей, но и поиск молодых сотрудников. Любому предприятию нужна «свежая кровь». Каким образом привлечь и закрепить молодые кадры? Практическим опытом решения сложной задачи мотивации молодых сотрудников на долгосрочную и активную работу в компании поделилась заместитель директора, директор по организационному развитию и управлению персоналом макрорегионального филиала «Волга» ОАО «Ростелеком» Ирина Мальцева. Она отметила, что ключевое значение в мотивации сотрудников имеют такие ценности, как вовлеченность, причастность и преемственность. При этом вовлеченность и преемственность в отношении к труду воспитываются с детства, когда ребенок знакомится с работой своих родителей. По данным опросов, более 70% детей сотрудников хотят выбрать ту же специальность, по которой трудятся папа или мама. Многие работники компании устраивают своих детей на лето поработать в «Ростелекоме», что также имеет большое значение для дальнейшего закрепления кадров. Больших успехов компания добилась в мотивации самого сложного – агентского – звена работников. Это люди, которые продают продукты «Ростелекома» физическим лицам и малому бизнесу. На сегодня средний возраст агентов «Ростелекома» составляет 20 лет, при этом текучка в этой сфере всего 30%, хотя несколько лет назад она была в 3 раза выше: молодые люди работали по 2 – 3 месяца и увольнялись. Таких результатов удалось достичь прежде всего благодаря повышению вовлеченности и специальным программам лояльности персонала.
«Молодым важно развиваться, внедрять свои идеи, и быть в «тусовке». У нас есть механизмы, позволяющие это сделать», – подчеркнула Ирина Мальцева. При этом она отметила, что важен баланс в возрастной структуре компании, и опорой любого работодателя являются сотрудники среднего возраста, разделяющие ценности компании, и передающие ключевые компетенции молодым.
Кроме того, в своем докладе Ирина Мальцева обозначила новые тренды, позволяющие повысить привлекательность работодателя для молодежи. В их числе: уход от наемного труда в пользу бизнес-партнерства, широкое распространение дистанционной работы с использованием виртуального пространства и нолидж-менеджмент, то есть грамотное управление знаниями, накопленными в компании.
Если хочется много и сразу
Многие участники обсуждения отметили, что в настоящий момент сложился «рынок не работодателя, а соискателя», и это приходится учитывать при разработке кадровой стратегии. Директор HeadHunter в Нижнем Новгороде Софья Исакова рассказала о предпочтениях юного поколения на рынке труда. Молодые «хотят много и сразу», и, как ни странно, деньги в их иерархии ценностей находятся не на первой позиции. По данным HeadHunter, наиболее важное значение для начинающих работников имеет не столько заработок, сколько перспективы карьерного роста. Что касается материального фактора, то он занимает второе место. «Бронза» на пьедестале молодежных предпочтений досталась такой ценности, как комфортная атмосфера в коллективе. А возможность получения дополнительных знаний и опыта заняла четвертое место.
На конкретном примере сравнения двух размещенных на сайте HeadHunter вакансий Софья Исакова показала, каким образом можно вызвать интерес молодых сотрудников к работе в компании. В первом случае было дано стандартное объявление с указанием условий работы и оплаты. За неделю на эту вакансию откликнулись восемь потенциальных соискателей. Во втором объявлении акцент был сделан не на формальные параметры, а на личностное отношение. Компания-работодатель продумала яркое графическое оформление объявления и сделала акцент на том, что работать в компании интересно, здесь много молодежи, предусмотрены обучение и карьерный рост. И несмотря на то, что функционал и заработная плата в обеих вакансиях были примерно одинаковыми, второе объявление за тот же период собрало 176 откликов, из них 55 завершились приглашениями на собеседование.
- Для молодых важно, чтоб работа их захватывала, – подчеркнула Софья Исакова. – При таком подходе главная задача работодателя в размещении вакансий – максимально открыто рассказать о себе и о том, какой работник вам нужен. Поделитесь вашими ценностями, и непременно найдутся люди, которые их разделяют. Естественно, размещать информацию следует там, где вас ищут молодые, то есть на специализированных сайтах.
Подводя итоги обсуждения, модератор мероприятия, главный редактор NationalBusiness Валерий Браун подчеркнул, что «изменить молодое поколение мы не сумеем, придется меняться самим». И родителям, и работодателям необходимо соответствовать требованиям времени. Если мы хотим, чтоб следующее поколение подхватило знамя бизнеса и превзошло достижения родителей, то должны постоянно поддерживать интерес молодых к своей работе.