Надежно-кризисное партнерство

29.04.2015  |  Менеджмент
Надежно-кризисное партнерство
Главное – уметь договориться
Сложные экономические условия обостряют все противоречия, существующие как внутри компании, так и в отношениях с контрагентами. Нередко бывает, что партнеры, проработавшие бок о бок по 15 – 20 лет, становятся непримиримыми врагами и используют в борьбе все дозволенные и недозволенные средства. Ссоры между партнерами обычно обостряются в экономически сложные периоды, когда предприятия сталкиваются с повышенными трудностями.
Как рассказал Павел Солодкий, уполномоченный по защите прав предпринимателей в Нижегородской области, конфликты партнеров составляют значительную часть жалоб, с которыми обращаются предприниматели. Разрыв партнерства – это как бракоразводный процесс: не у всех получается цивилизованно, некоторые начинают «делить ложки», а иногда и ставят себе основной целью максимально испортить жизнь своего «бывшего». Лучший способ этого избежать – следовать правилу: не важно, что ты делаешь, важно с кем. В наиболее уязвимом положении находится партнер, занимающийся оперативным управлением бизнесом.  «Рекомендую очень внимательно относиться к работе над уставом, особенно в части, касающейся ответственности партнеров. Директор на любом предприятии отвечает за все, и его легко сделать крайним, если в уставе не предусмотрена ответственность учредителя», – посоветовал Павел Солодкий».
По словам уполномоченного по защите прав предпринимателей, на обострение ситуации сегодня оказывают очень сильное влияние внешние факторы, в первую очередь – высокие процентные ставки по кредитам и особенно – по выданным ранее. «Банки поднимают ставки по кредитам, выданным еще три-четыре года назад, до 27 - 30% и выше, что ставит успешные бизнесы на грань банкротства», – заявил Павел Солодкий.
Присутствовавшие на завтраке банкиры заявили, что господин Солодкий излишне негативно воспринимает ситуацию на финансовом рынке. Игорь Рожковский, управляющий филиалом банка ВТБ в Нижнем Новгороде: «Я бы не стал противопоставлять банки и бизнес, мы все на одном корабле и внешние факторы едины для всех. Повышение ставок по ранее выданным кредитам – это вынужденное решение, оно не приносит нам дополнительных доходов. Банк не заинтересован в том, чтобы банкротить должника или получать залоговое имущество, нам нужны платежеспособные партнеры. Сегодня главное – договориться, и мы со своей стороны готовы идти на реструктуризации текущих обязательств для наших клиентов в случае объективной необходимости, менять графики платежей. Конечно, каждый конкретный случай индивидуален, но, в целом, мы в ВТБ стараемся поддержать клиентов и помочь им пройти этот сложный период менее болезненно». Слова господина Рожковского подтвердила и директор Нижегородского филиала ОАО АКБ «Металлинвестбанк» Ольга Мамаева: «Наш банк также не поднимал процентные ставки выше 20% годовых. Мы также хотим договариваться с предпринимателями, нам нужны успешные, конкурентоспособные клиенты, а не залоговое имущество банкротов».

Правила взаимодействия
Бизнес всегда предполагает ту или иную степень риска. Никто не застрахован от ситуации, когда партнер или контрагент по тем или иным причинам не сможет (или не захочет) выполнять взятые на себя обязательства. Можно ли как-то уменьшить вероятность такого развития событий? Своим опытом поделился предприниатель, переживший четыре кризиса, конфликт с бизнес-партнером и множество различных неувязок по вине контрагентов.
Игорь Тюрин, генеральный директор ОАО «Каравай», так рекомендовал выстраивать отношения с совладельцами бизнеса: «Чтобы избежать рисков, связанных с поведением партнера, нужно соблюдать простое правило: хозяин в компании должен быть один. Если ты допустил ошибку, то сам за нее и отвечаешь. Это наилучший способ управления бизнесом. А если крайне необходимо привлекать партнеров, то с ними нужно договариваться «на берегу», чтоб впоследствии не доводить дело до судебных разбирательств. Очень важно прописать все отношения с партнерами в уставе. В частности, целесообразно предусмотреть пункт о невозможности отчуждения недвижимости без разрешения акционеров, а также об объеме сделок, которые вправе совершать директор без согласования с учредителями».
За многолетний опыт ведения бизнеса господин Тюрин не раз сталкивался с ситуациями попыток неисполнения обязательств со стороны покупателей и поставщиков. А потому старается придерживаться следующего правила: «Оптимально предусматривать в договорах не столько ответственность предприятия, с которым заключается сделка, сколько личную ответственность его руководителя, например, в форме поручительства. Оно должно быть ограничено той суммой, которую можно реально взыскать с физического лица. Тогда даже если предприятие обанкротится, все равно можно будет компенсировать ущерб».

Чем поможет государство
В трудные времена от власти ждут принятия эффективных решений, направленных на поддержку экономики. О том, какую помощь могут получить нижегородские компании, рассказал представитель министерства поддержки и развития малого предпринимательства, потребительского рынка и услуг Нижегородской области.
Начальник Управления поддержки и развития малого предпринимательства Денис Румянцев: «Мы продолжаем оказывать всестороннюю помощь бизнесу, включая как финансовую, так и нефинансовую поддержку. Объем финансовой поддержки в этом году составит 360 млн рублей. Мы по-прежнему выделяем гранты начинающим предпринимателям, возвращаем до половины стоимости приобретенного оборудования (по результатам наших конкурсов) и реализуем ряд других эффективных программ. В условиях, когда банковское кредитование для многих фирм затруднено, большой популярностью пользуются микрозаймы». Сейчас министерство поддержки и развития малого предпринимательства, потребительского рынка и услуг Нижегородской области ждет законодательных решений, которые позволят усилить эту работу и выдавать до 3 млн рублей на два года под 9,5 % годовых. Кроме того, господин Румянцев сообщил о том, что министерство в ближайшее время внесет в Законодательное собрание Нижегородской области свои предложения по поводу принятия закона о снижении налоговой ставки до 1% и рассчитывает на то, что ЗС НО примет региональный закон о возможности налоговых каникул для начинающих предпринимателей.
Денис Румянцев рассказал и о нефинансовой поддержке предпринимателей: «У нас действуют бизнес-инкубаторы для стартапов, мы проводим обучение как начинающих, так и действующих предпринимателей, работаем над имиджевыми проектами, в частности, проводим конкурс «Предприниматель года». Словом, государство готово помочь тем, кто намерен развиваться».
Кстати, даже в кризис есть позитивные новости. Как рассказал господин Румянцев, недавно в министерство обратился руководитель предприятия, производящего детские велосипеды. Из-за резкого изменения курса валют его продукция в  январе сильно потеснила зарубежных конкурентов, мощности завода перестали справляться со спросом, потребовалось расширить производство. Хотелось бы, чтоб таких примеров стало больше.

Позитив в Гражданском кодексе
Участники делового завтрака говорили о различных способах снизить риски неисполнения обязательств – от психологических до силовых. Но в цивилизованных странах главным способом понуждения является юридический. За последние три года в российском Гражданском кодексе появилось много эффективных норм, направленных на корректное урегулирование проблем. А благодаря поправкам, которые вступят в силу с 1 июня 2015 года, можно будет еще четче договариваться с должниками и контрагентами.
Без доверия бизнес существовать не может, но грамотное оформление документов дает большое  преимущество в случае возникновения разногласий. По словам Александра Маслова, управляющего партнера юридической компании «МАСЛОВ И ПАРТНЕРЫ», существуют четыре важных момента, на которые следует обратить особое внимание: договор, обеспечение обязательств, официальная переписка и государственное принуждение.
Если риск невелик, то нет смысла тратить время на обработку договоров, сделка оформляется по способу: счет, оплата, отгрузка. «Но нужно иметь в виду, что чем сложнее оформлен договор, тем труднее контрагенту отказаться от выполнения обязательств. И чем больше сумма, тем подробнее должен быть договор», – обратил внимание господин Маслов. В ближайшее время будут расширены возможности электронного документооборота: а с 1 июня он практически приравнивается к бумажному, что облегчает процесс. Причем к рассмотрению принимаются не только сами договоры, но и вся деловая переписка в электронном виде. Александр Маслов уточнил, что в плане обеспечения обязательств с 1 июня тоже вступают в силу позитивные изменения, такие как появление обеспеченного платежа, независимых гарантий и другие меры, делающие более комфортным процесс кредитования у контрагентов.
Господин Маслов призвал тщательнее относиться к составлению договоров, жестче прописывать ответственность контрагентов, но не увлекаться сутяжничеством: «Если говорить о мерах государственного понуждения, то нужно помнить, что угроза санкций страшнее самих санкций. То есть, если контрагент, не исполнивший обязательств, окажется за решеткой, никакой материальной выгоды вы не получите. До судебного процесса лучше дело не доводить, но в качестве аргумента возможность обращения в суд работает эффективно».

Доверяй, но проверяй!
Наверное, каждому бизнесмену, заключающему тот или иной договор, хочется быть уверенным в надежности своего партнера или контрагента. Заглянуть под черепную коробку и проверить чистоту помыслов пока невозможно, но зато реально проверить юридическую чистоту потенциального партнера, узнать, как он вел себя в тех или иных ситуациях ранее.
Как рассказал Андрей Семенов, директор коммерческого департамента ООО «Селдон», в открытом доступе есть множество источников проверки информации, и перед заключением важной сделки имеет смысл побольше узнать об организации. Много полезного можно найти на сайтах налоговой инспекции, Росстата (там есть данные о бухгалтерской отчетности), на сайте государственных закупок, где ведется реестр недобросовестных поставщиков и т.д. Историю работы фирмы с партнерами можно проследить по материалам арбитражного суда и исполнительного производства и другим источникам.  Федеральная налоговая служба разработала критерии, по которым можно определить, насколько велик риск при заключении контракта с той или иной организацией столкнуться с фирмой-однодневкой. Информация для оценки предприятия по этим критериям также имеется в открытых источниках. Но это достаточно долгий и трудоемкий процесс, требующий не только сбора информации, но и ее анализа. Для экономии сил и времени проще воспользоваться готовыми автоматизированными системами, которые стоят относительно недорого, но позволяют получать наиболее полные и актуальные сведения в любое время и в любом месте. И если решения приходится принимать часто, такие системы могут стать незаменимым помощником для защиты от мошенников.

Раскрыть внутренние резервы
Риск невыполнения обязательств связан не только с взаимоотношениями между партнерами или контрагентами, но и со спецификой поведения сотрудников. Речь идет не столько о прямом саботаже или мошенничестве, сколько о недостаточной эффективности их работы, которая порой ставит под угрозу выполнение договоренностей с заказчиками. И в сфере оптимизации управления таятся немалые скрытые резервы.
Определяющим критерием выбора компании-партнера является ее надежность. «А надежность зависит от того, насколько качественно работают ее сотрудники. Поэтому повышение производительности труда и ответственности сотрудников является важнейшей целью руководителя, – считает Рамиль Миннизянов, руководитель ELMA/BPM Consulting в ПФО. – Нужно стремиться к тому, чтобы действия были завязаны на процессе, а не на сотруднике, что гарантирует выполнение задачи даже в том случае, если сотрудник заболел или уволился». Для этого работа должна быть максимально формализована и стандартизована, кроме того, необходим механизм саморегуляции, гарантирующий достижение результата в любых обстоятельствах. Для обеспечения управления всей целостной работой компании существуют PPM-системы.
Рамиль Миннизянов  предложил комплексное централизованное решение, позволяющее создавать бизнес-процессы,  анализировать результаты, управлять проектами, ресурсами и финансами в рамках  режима реального времени. В отличие от бюрократических и традиционных технологий управления, автоматизация дает возможность не только контроля, но и организации всех процессов с минимизацией отрицательного влияния человеческого фактора. «Думаю, что решение внутренних проблем позволит многим руководителям предотвратить появление проблем внешних», –  заявил господин Миннизянов.
В ходе делового завтрака было высказано немало рецептов по защите от недобросовестных партнеров, контрагентов и сотрудников, а также по демпфированию внешних рисков. И все же, несмотря на сложность ситуации и повышение всех видов рисков, красной нитью сквозь все обсуждение прошла мысль о том, что главной ценностью является человек, без доверия к людям невозможно осуществить ни одну бизнес-идею. Мошенников, которые изначально настроены на неисполнение обязательств, на самом деле немного. А с добросовестными людьми, которые нарушили взятые на себя обязательства непреднамеренно, не оценив их сложности, всегда можно договориться, было бы желание.

Возврат к списку

Наверх