Новый подход к подготовке кадров

04.05.2016  |  Менеджмент
Новый подход к подготовке кадров

Высокотехнологичные наукоемкие производства определяют уровень развития страны. Об этом сегодня говорят на совещаниях, встречах и конференциях разных уровней, как и о необходимости тесного взаимодействия науки и производства. Научные достижения мертвы, если не используются в производстве, а процесс внедрения научных открытий и исследований все ускоряется. В свою очередь, потребности развивающегося производства в совершенствовании технологий становятся мощным фактором развития науки.

Почему мы об этом говорим так подробно? Потому что эффективного, полезного взаимодействия не получится без пытливого ума, постоянно обновляющихся знаний и практических навыков работы на новейшем оборудовании современного высококвалифицированного специалиста. Традиционная система подготовки кадров такова: во время учебы студент проходит практику на производстве, окончил учебное заведение – добро пожаловать на предприятие. Все. Кто будет разрабатывать и внедрять новые технологии? А как быть, если конкретное учебное заведение не готовит специалистов для конкретного промышленного предприятия?

В сентябре 2015 года на Арзамасском приборостроительном заводе имени П.И.Пландина начала работу базовая кафедра АПИ НГТУ «Инновационные промышленные технологии». Разработка новой техники, внедрение ее в серийное производство – таких результатов мы ждем от выпускников кафедры. И прекрасной иллюстрацией к вопросу о взаимодействии науки и производства служат слова директора АПИ НГТУ Владимира Глебова на церемонии открытия кафедры: «Теперь не надо искать какие-то фантомные идеи для диссертации. Будут решаться реальные производственные задачи».

В Нижегородской области уже сформирован уникальный опыт создания ресурсных центров подготовки кадров. Это эффективный механизм государственно-частного партнерства, когда правительство области вместе с предприятиями-работодателями финансируют создание самых современных образовательных площадок. Арзамасский приборостроительный завод уже может транслировать свой положительный опыт по созданию таких площадок.

По нашей инициативе и с участием промышленных предприятий города в декабре 2015 года в Арзамасском приборостроительном колледже имени П.И.Пландина открылся ресурсный центр подготовки кадров для инновационных производств оборонно-промышленного комплекса по выпуску высокотехнологичных систем противоракетной и противовоздушной обороны. Сформирована полноценная материальная и учебная база с современным оборудованием для обучения радиомонтажников, наладчиков станков с ЧПУ. И это уже 22-й ресурсный центр в Нижегородской области, где будут готовить квалифицированных специалистов для промышленности. Сейчас наш завод и ряд других предприятий города участвует в создании еще одного ресурсного центра — по подготовке специалистов для ЖКХ.

Кроме того, создаются специальные лаборатории – прототипы рабочих участков, а на предприятии появляются учебные высокотехнологичные места. В феврале этого года в ресурсном центре АПК была открыта лаборатория деталей авиационных приборов и комплексов.

Одним из ведущих принципов модернизации образования является его интернационализация, инструментом которой является система чемпионатов профмастерства World Skills. На недавно прошедшем съезде РСПП президент РФ Владимир Путин призвал активнее включаться в подготовку проведения чемпионата мира рабочих профессий World Skills, который пройдет в 2019 году в Казани. Глава государства подчеркнул, что бизнес стал надежным партнером государства в совершенствовании системы подготовки кадров, а такие чемпионаты позволяют оценить уровень подготовки инженеров, рабочих и ориентироваться на самые современные и передовые стандарты. Такие мероприятия работают на престиж рабочих и инженерных профессий, что немаловажно в условиях, когда рынок труда перенасыщен свежеиспеченными экономистами и юристами.

Сегодня мы думаем о дне сегодняшнем и завтрашнем, а пора уже нацелиться на долгосрочную перспективу и обратить взоры промышленников на профориентационную работу в школах. Как показывают опросы, выпускники школ делают выбор своей будущей специальности по случайным факторам, более половины из них даже не имеют представления о реальном спросе на специалистов на современном рынке труда города и области.

Эти вопросы и стали темой очередного совместного заседания Арзамасской ассоциации промышленников и предпринимателей «Развитие» и совета руководителей образовательных организаций среднего и высшего профессионального образования города Арзамаса. В ходе заседаний было высказано немало интересных и полезных предложений: для проведения уроков профессионального и трудового обучения школьников, профориентационной работы можно использовать современную материально-техническую базу профессиональных образовательных учреждений, потенциал ресурсных центров, действующих в АПК и АКТТ. Также было предложено промышленным предприятиям оказать помощь в ревизии материальной базы школьных мастерских. И в этом тоже есть рациональное зерно. Никто не отменял такую форму работы, как экскурсии на предприятия, только они должны стать неформальными, интересными. В этом плане интересен творческий опыт музея АПЗ, который с удовольствием посещают школьники и студенты.

Подводя итог, скажу, что сегодня система профобразования в городе качественно меняется на всех уровнях. Выстраивается конструктивный диалог между образованием и бизнесом, появляется четкое понимание того, что только тесное взаимовыгодное сотрудничество позволит эффективно решить проблему кадрового обеспечения города и региона.


Возврат к списку

Наверх