Социальное предпринимательство:сложно, но необходимо

29.10.2014  |  Маркетинг
Социальное предпринимательство:сложно, но необходимо

Владимир Яблонский, глава социального направления Агентства стратегических инициатив (АСИ)

Проекты: найти, реализовать, тиражировать

Все-таки система образования, система здравоохранения, система социальной защиты в особенности – это довольно большой реликт нашей советской эпохи. И все попытки те или иные инновации с точки зрения институционального устройства этих систем внедрить идут довольно медленно. Характерный пример – это частные детские сады. Вы знаете, мы уже почти три года этой темой занимаемся. Рост негосударственного сектора составляет, в лучшем случае один процент в год в большинстве регионов, хотя мы планировали выйти на другие цифры. Нельзя сказать, что это проблема, какая-то существенная борьба кого-то с кем-то; скорее, это отсутствие деловой практики, причем везде: и в лицензирующих органах, и в проверяющих органах, и в региональных минобрах, в которых это не входит в функционал.
И, соответственно, попытки изменить структуру этой социальной системы в регионах идут очень медленно. И соцпредпринимательство нам кажется рычагом, которое могло бы эту ситуацию существенно ускорить и изменить; конечно, при учете тех моментов, которые должны быть учтены, в том числе безопасность детей или оказание современных медицинских услуг.

И это создание миллионов рабочих мест! Мы понимаем, что современное производство – это роботизированные, технологизированные заводы, там, конечно, не так легко создать большое количество рабочих мест, а в социальном секторе у нас есть большой спрос, и мы можем создать много рабочих мест.

АСИ каждый месяц смотрит десятки проектов, но не все удается довести до тиражирования. У нас есть три основные задачи – это найти, поддержать, выделить, преодолеть типовые барьеры; вынести их на уровень нормативных изменений и, собственно, организовать тиражирование.

Вот если говорить об обобщении барьеров, то многие барьеры проектов социальных предпринимателей, которые в последние годы прошли через агентство, попали как раз в проект дорожной карты… При участии агентства за последнее время вышли поручения Правительства по разработке порядка субсидирования процентных ставок по кредитам, привлекаемым частным бизнесом, в коммерческих банках для реализации проектов в социальной сфере, в том числе ГЧП-проектов, введению налоговых преференций для юридических лиц частной формы собственности.

В конце прошлого года мы утвердили на набсовете агентства ряд проектов, например, в области детского отдыха – это строительство новых лагерей социальными силами или силами предпринимателей. Тем не менее, те нормативные меры, которые предлагаются сейчас к внедрению, коснутся сектора целиком и всех социальных предпринимателей. Например, проект, который фонд поддерживал, «Наше будущее» – это «Школа фермеров» в Пермском крае. Мы в течение двух лет пытаемся его не то что даже оттиражировать, но хотя бы поддержать и довести до работоспособного состояния. И не удается! Не всегда получается инициативу сильного харизматичного лидера сделать тиражируемой, не всегда получается ее вписать именно в формат предпринимательства. Проще, например, в этой ситуации перевести в формат муниципального учреждения. Как ни странно, это тоже тема для обсуждения. Говоря о развитии соцпредпринимательства, мы считаем необходимым создать инфраструктуру поддержки. Такой проект нами был реализован – это создание более чем 15 центров инноваций социальной сферы. В том числе и с помощью компании «РУСАЛ», которая тоже создает такие центры вместе с нами. Министерство экономики поддержало этот проект и с прошлого года раздает регионам субсидии на организацию работы таких центров, на обу-чение социальных предпринимателей, на организациювыставок типовых проектов. Здесь есть очень много, что делать дальше, потому что очень много проектов необходимо превратить в франшизы, в типовые кейсы. Вот над этим мы сегодня работаем!

Но, тем не менее, сегодня по открытию таких консалтингово-выставочно-методических центров в регионах образовалась очередь из желающих их открыть. Мы сталкиваемся с ситуациями – как в Красноярске, – когда у нас возникает некоторая здоровая конкуренция между людьми, которые хотят такие центры инноваций социальной сферы запустить и поддерживать. Как пример, можно сказать, что в прошлом году только на базе шести центров обучено 257 социальных предпринимателей и запущено 109 бизнес-проектов. Это, может быть, не очень много, но ведь за каждым проектом какое-то количество рабочих мест, и, действительно, эту систему нужно развернуть! Это не может возникнуть одномоментно; такая система работы, к сожалению, пробивает себе дорогу с большими трудностями.

Планы на будущее

Обратимся к нашей дорожной карте: действительно, большая работа уже сделана. Я думаю, тот документ, который сегодня мы разработали и дорабатываем, следующие коллеги смогут прокомментировать. Для нас принципиально важно его принятие и реализация тех мер, которые там заложены. Что мы планируем делать от лица агентства в этом году? Открытие новых центров инноваций, развитие мер их поддержки, поддержка непосредственно проектов социальных предпринимателей. Отбирая проекты для тиражирования, которые могут стать катализаторами системных изменений, мы сталкиваемся с тем, что только один из 50 или один из 100 доходит до финальной стадии. Поэтому нам все время требуются новые хорошие проекты, мы их ищем и готовы с ними работать. К сожалению, у нас очень слабая межрегиональная система взаимодействия с точки зрения лучших практик работы и по социальному предпринимательству, и вообще по модернизации социальной сферы. Продолжается развитие практик корпоративной социальной ответственности (КСО). Программы развития территорий, присутствие программы корпоративной социальной ответственности, которые компании развивают, – это мощный стимул для социальных предпринимателей, например, в моногородах. Есть, опять же, ресурсы в новых программах поддержки моногородов; они могут быть направлены на поддержку проектов социального предпринимательства, но где и как – здесь нужно обсуждать.

Артем Шадрин, директор Департамента инновационного развития Министерства экономического развития Российской Федерации:

Что надо поменять в законодательстве? Вот у нас уже есть в Законе «О малом бизнесе» возможность предоставления льготных кредитов, или субсидирование процентных ставок, или предоставление гарантий по кредитам малого и среднего бизнеса, но в отношении некоммерческих организаций в таком же профильном законе, седьмом ФЗ «О некоммерческих организациях» такого рода инструмент не предусмотрен. Мне кажется, очень важно распространить возможности, в том числе государственных институтов развития, использования этого инструмента для поддержки не только малого и среднего бизнеса, но и некоммерческих организаций. И чтобы эти гарантийные фонды также могли гарантировать займы не только малым и средним предприятиям, но и некоммерческим организациям.

Иван Бирюков, лаборатория Cloudwatcher:

Социальное предпринимательство отличается от классического бизнеса именно наличием социальной составляющей – того бонуса, который оно несет обществу. Оно отличается от классических некоммерческих благотворительных организаций именно своей финансово-экономической устойчивостью. Почему здесь это важно? Потому что, действительно, деятельность социального предпринимательства лежит как в рамках малого, так и среднего предпринимательства. Предприниматели в социальной сфере тоже зачастую являются субъектами социального предпринимательства, и некоммерческие организации также реализуют предпринимательские проекты. Наше действующее законодательство не препятствует осуществлению предпринимательской деятельности со стороны НКО, и более того, наши социально ориентированные НКО часто этим правом пользуются и реализуют свои предпринимательские проекты.

Олег Костин, вице-президент «Газпромбанка»:

Крупный бизнес, крупные промышленные и финансовые корпорации активно втянуты в систему социального предпринимательства России. С точки зрения развития деятельности нашей компании хотелось бы отметить два направления, по которым работает «Газпромбанк». Первое направление – это управление фондами целевого капитала, так называемыми эндаумент-фондами.

И второе направление – это опыт ГЧП проектов в социальной сфере. Он, на мой взгляд, гораздо более обширен на сегодняшний момент в Российской Федерации. Действительно, вкладываются средства в частные сады и образовательные учреждения. Вместе с Агентством стратегических инициатив мы обсуждали возможность подключения именно предпринимателей к системе поддержки детского оздоровительного отдыха. В рамках работы этой группы договорились о том, что с пилотными регионами подобные проекты будут реализовываться.


Возврат к списку

Наверх