СИСТЕМУ ОБРАЗОВАНИЯ ЖДЕТ РЕФОРМА, НО НЕ РЕВОЛЮЦИЯ

В системе российского образования грядут перемены. С приходом нового министра планируется возвращение в систему обучения подрастающего поколения некоторых элементов советской школы, больше заботы о педагогах и учащихся. Изменения эволюционного характера, которые коснутся высшего образования, будут направлены на повышение его качества.
Человек красен делами
19 августа решением президента РФ Владимира Путина на пост нового главы министерства образования и науки РФ была назначена Ольга Васильева. Всем стало ясно, что систему образования подрастающего поколения вновь будут реформировать – иначе зачем нужен новый министр? Сразу после назначения Ольга Юрьевна поспешила успокоить всех присутствующих: «Образование – не та сфера, которая требует преобразований. Здесь должны быть только поступательные движения».
Вопрос абсолютно не о личности. Как сказал председатель правительства РФ Д.А. Медведев, представляя президенту кандидатуру Васильевой О.Ю.: «Человек имеет хороший послужной список». В Википедии уже есть страничка о новом министре, все заслуги расписаны подробно – человек достойный, слов нет. Однако подобный список мы видим при назначении любого чиновника федерального уровня. Гораздо важнее услышать первые слова, увидеть реальные дела, оценить кадровую политику нового руководителя, в особенности руководителя в такой важной области нашей жизни, как образование.
Суммируя все высказывания самого министра в ходе прошедших встреч, а их уже было немало – с учителями средней школы, руководителями и профессорским составом высшей школы, а также родительских объединений России, глобальных изменений не будет – всю систему образования ждет реформа, но не революция.
Учебник должен быть один
Пожалуй, самое масштабное событие запланировано в системе начального и среднего образования – возвращение единого образовательного пространства. Что это такое? Представьте, что в Крыму и во Владивостоке в один и тот же день, например, в пятых классах учитель начинает урок с обсуждения одной и той же темы, изложенной в одинаковых учебниках. Или, скажем, семья переезжает в другой регион, ребенок идет в школу и… продолжает учиться по знакомому учебнику. Так было. Единые учебники – наверное, это хорошо. Хочется думать, что такой подход избавит неокрепшие детские умы от откровенных ляпов и нестыковок, а порой и элементарной глупости в учебниках по русскому языку, математике и прочим предметам.
На различных прошедших мероприятиях министр образования РФ Ольга Васильева озвучила предстоящие нововведения в средней школе:
– возвращение полноценного трудового воспитания с восстановлением школьных приусадебных хозяйств и работающих систем профориентации в старших классах;
– усиление кружковой работы с учащимися во внеурочное время;
– необходимость модернизации ЕГЭ;
– совершенствование системы квалификации педагогического состава;
– усиление воспитательной роли учителей, в том числе во внеурочное время;
– должна уйти в небытие система школьных «поборов» в виде самостоятельного приобретения родителями учебных тетрадей, прописей;
– необходимо остановить закрытие коррекционных школ;
– постепенный переход на односменную работу школ и, наконец-то, на пятидневку для учащихся (кроме 10–11 классов).
Еще одно новшество, необходимость и важность которого диктует наше стремительное и технологичное время, – появление в школьной программе курса основ финансовой грамотности. По инициативе Банка России специально для школьников старших классов был разработан учебно-методический комплект «Основы финансовой грамотности». По решению школьной администрации курс может преподаваться в рамках обязательных предметов – обществознания и экономики – или в рамках самостоятельного предмета. В его содержании для школьников 7, 8, 11-х классов рассматриваются вопросы личного финансового планирования, расходов и доходов семьи, что такое и как функционирует финансовый рынок, какие бывают банки, что такое депозит, кредит и многие другие составляющие финансовой грамотности.
В ходе работы августовского Всероссийского совещания педагогических работников, прошедшего с участием председателя правительства РФ Дмитрия Медведева, сформирована резолюция, в которую вошли, в числе прочих, следующие предложения его участников:
– отметить особую роль и статус педагога в Российской Федерации, обеспечить сохранение социальных гарантий, академических прав и свобод педагогических работников на достигнутом уровне, в том числе права на досрочную пенсию, удлиненный отпуск, гарантии по заработной плате;
– обеспечить разработку и внедрение государственных механизмов построения карьеры, единой системы аттестации педагогических работников общеобразовательных организаций;
– обеспечить внесение соответствующих изменений в содержание и сроки применения профессиональных стандартов педагогических работников;
– обеспечить внедрение единых прозрачных принципов формирования отраслевой системы оплаты труда педагогических работников;
– считать приоритетными для Российской Федерации проекты программ содействия созданию новых мест в общеобразовательных организациях и «Российскую электронную школу»;
– считать необходимым подготовку актов, ограничивающих запрос информации от образовательных организаций, размещенной в официальных открытых источниках, а также актов, ограничивающих количество проверок и межведомственную координацию при их проведении;
– в целях достижения новых образовательных результатов создать механизм взаимодействия органов власти, организаций различной ведомственной принадлежности, профессиональных ассоциаций, общественных организаций и объединений, в том числе «Российского движения школьников».
Высшая школа – опора страны
26 августа 2016 года на площадке университета ИТМО в Санкт-Петербурге прошел форум «Развитие высшего образования», в ходе которого обсуждалась роль университетов в развитии регионов, возможности стимулирования научных исследований, а также внедрение современных технологий и новых форматов обучения.
В мероприятии приняли участие 450 ректоров и представителей профессорско-преподавательского состава более чем из 60 ведущих вузов 71 региона России. По итогам тематических дискуссий министр образования и науки РФ Ольга Васильева и модераторы секций представили результаты председателю правительства РФ Дмитрию Медведеву.
В ходе встречи были озвучены несколько важных направлений реформ в высшей школе. Так, премьер-министр рекомендовал главам субъектов войти в наблюдательные советы опорных университетов, как это уже сделал губернатор Санкт-Петербурга Георгий Полтавченко, возглавив Санкт-Петербургский государственный университет аэрокосмического приборостроения, а также принимая участие в работе наблюдательных советов СПбГУ и Университета путей сообщения.
Также прозвучало предложение разработать и внедрить программы продвижения вузов за рубежом и онлайн-обучение, причем с обозначенными темпами в 2017–2020-х годах. Говоря о развитии системы аттестации научных кадров, представители вузов предложили рассмотреть возможность утверждения единых подходов по формированию диссертационных советов вне зависимости от ведомственной принадлежности вуза, а также заявили о необходимости сбалансировать сеть региональных диссоветов.
В отношении высшей школы Ольга Васильева, показав понимание противоречий высшей школы с прежним министром образования Дмитрием Ливановым, заявила, что программы сокращения филиалов вузов нет, решения по аккредитации будут выноситься исключительно по результатам проверок Рособрнадзора (Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки).
Итак, смена министров состоялась. Внезапно для нас, и видимо, в плановом порядке для президента и премьера. Зачем? Рискну предположить – сошлись несколько задач в одно решение: прежний министр Ливанов Д.В. поссорился с РАН, разработав поправки к закону о РАН, объединяющие все РАН в одну суперакадемию, и отняв у Академии наук право распределять бюджетные средства, самостоятельно управлять имуществом. Впрочем, тем самым он начал выполнение поставленных ему задач при назначении, и, видимо, за это сегодня и президент, и премьер отзываются о Ливанове только положительно.
Качество образования средней школы, по свидетельствам общества в целом и родителей, в частности, продолжает неизменно снижаться. Да, зарплата у учителей в абсолютных цифрах поднялась. Но спросите у педагогов, за счет чего? Ответ прост: за счет увеличения нагрузки.
Отношения Ливанова с высшей школой испорчены не менее серьезно, чем с РАН, поскольку бывший министр взял курс на снижение количества бюджетных мест в вузах, количества вузов вообще, снижение затрат в итоге. Надо признать, что появившиеся в 90-е годы прошлого века многочисленные коммерческие вузы очень часто девальвируют ценность высшего образования низким качеством преподавания. Чистой воды бизнес: заплатил студент деньги в полном объеме – получил диплом. А кто владеет такими вузами – богатые предприниматели и (или) представители ученого мира. Вот и получается, что прежний министр, что называется, перешел дорогу и сильным, и умным мира сего…
Зачем я вспомнил уже бывшего министра Ливанова? Чтобы понять, чего ожидать от О.Ю. Васильевой, логично предположить, что ей нужно, продолжая начатые Ливановым реформы, примирить с ними и РАН, и вузы, и среднюю школу. Сможет? Думается – да. Послужной список – внушительный, ученых регалий – достаточно, моральный стержень просматривается. Да и последнее место работы – Москва, Кремль, администрация президента.