От мела и чернильницы – к планшету и вебинару

Информационные технологии повлияли на образование как минимум в двух аспектах. Первый – изменились формы передачи знаний: стало больше возможностей. Второй – изменилась сама организация образования, вследствие чего меняются и отношения между преподавателем и обучающимся. Кроме того, появляются новые специальности в сфере образования. Так, согласно атласу профессий будущего, в скором времени будут востребованы тьюторы, организаторы интерактивных обучающих конференций, игропедагоги, игромастера, тренеры по майнд-фитнесу.
«Цифра» для дошкольников
Цифровой детский сад – дело недалекого будущего: на рынке появляется всё больше технических устройств, предназначенных для проведения развивающих занятий в детских садах. Вместо диапроекторов и обычных занятий – мультимедийные центры, планшеты с говорящими интерактивными персонажами. Некоторые садики уже оснащены интерактивными столами. Вокруг горизонтально установленного экрана одновременно могут расположиться до шести человек. Помимо того, что дети учатся читать, считать, решать простые задачки, во время такой групповой работы каждый ребенок обучается взаимодействию в команде, учится слышать и слушать сверстников. А программное обеспечение интерактивного стола настроено так, что воспитатель может оценить в баллах или процентах вклад каждого ребенка в решение задач.
Производители из КНР уже сейчас готовы поставлять интерактивные доски стоимостью всего в несколько сот долларов, что, собственно, вполне доступно даже рядовому муниципальному детскому саду.
IT и школа
Школа тоже не остается в стороне от информационных революций. Система электронных дневников, наличие собственного сайта, компьютерные классы... Да что там говорить, если учителя уже задают на дом задания в духе «Найти в Интернете значение старославянских слов…» или «Подготовить доклад с использованием Google Maps». Еще несколько лет назад самым крутым учебным пособием был скелет человека и киноаппарат, а сегодня рынок готов предложить для школы мультимедийные аудитории, цифровые лаборатории для занятий по химии и физике, интерактивные доски, аудитории для проведения видеоконференций.
Ведущие мировые производители оборудования на основе 3D-технологий считают образовательные учреждения перспективным рынком. Так, компания Casio выпустила на рынок аппаратуру, позволяющую визуализировать образовательный контент по любой дисциплине. Контент можно не только создавать и оперировать им, но и модифицировать. Пока что технические средства обучения для детей в новинку, они охотно включаются в процесс обучения, начинают творчески относиться к занятиям.
Новое оборудование влияет и на организацию обучения. Уже нет необходимости рассаживать детей за парты, заставлять что-то записывать, соблюдать дисциплину. Мультимедийные классы позволяют больше внедрять интерактивных технологий обучения – таких, как работа в мини-группах, групповые дискуссии, проектная работа, мозговой штурм. Соответственно меняются и требования к помещениям и мебели. Возможно, в скором будущем стандартные парты заменят удобные кресла-трансформеры, вместо ручек и тетрадей будут планшеты и стилусы, а сами классы превратятся в уютные комнаты с ковровым покрытием, звукоизоляцией и белыми стенами для трансляции обучающих программ.
Для малокомплектных и отдаленных школ, которым сложно держать у себя преподавательский состав по всем дисциплинам, современные технологии дистанционного обучения позволяют закрыть дефицит учителей дистанционными уроками и конференциями. В 2011–2012 году компания Polymedia реализовала в Краснодарском крае проект по созданию системы дистанционного обучения. В единую сеть были объединены удаленные малокомплектные школы, начальные школы и ресурсный центр. Сразу же проявился и положительный побочный эффект этой модернизации – во время ликвидации последствий наводнения 2012 года через классы, оборудованные системами для видеоконференций, работали представители МЧС.
Цифра в «вышке»
На школу, помимо передачи знаний, пока возложена и функция воспитания и структурирования времени детей, пока родители на работе. Среднее и высшее образование в первую очередь решает задачу подготовки специалистов для конкретных отраслей экономики.
И получается парадоксальная вещь: классическое образование – это довольно консервативная система,
но для того, чтобы выпускать конкурентоспособных специалистов, особенно в сфере технических и естественно-научных направлений, эта система должна знакомить студентов с самыми передовыми разработками. Производители и поставщики образовательных комплексов, кстати, готовы решать эту задачу. Например,
в Московском колледже градостроительства и предпринимательства оборудован специальный автокласс для подготовки специалистов по обслуживанию и ремонту автомобилей. Основной учебный стенд – автомобиль Ford в разрезе, в котором установлены камеры, транслирующие изображение деталей и агрегатов на несколько экранов.
Процесс «оцифровки» образовательных учреждений начался давно. Большинство высших учебных заведений сегодня – это единая компьютерная система, в которой есть своя электронная библиотека, база данных по студентам и преподавателям, системы коммуникации и контроля за обучением. Новые способы коммуникации меняют и технологию передачи знаний, и формат взаимодействия в системе «студент-студент» и «студент-преподаватель». И рынок чутко откликается на эти потребности, предлагая целые компьютерные системы управления и самим учебным заведением, и учебным процессом.
По мнению Сергея Кувшинова, директора Института новых образовательных технологий РГГУ, цифровая реальность позволяет перевести образование на качественно новые уровни: коммуникативный, визуальный и материальный.
Коммуникации упрощаются и ускоряются – благодаря видеоконференциям, общению через интернет-приложения. Визионариумы транслируют образы, максимально приближенные к реальности, дают возможность получить более полное представление об окружающем мире или реконструировать какое-то событие или явление. 3D-принтеры, фрезерные станки обеспечивают выход из плоского мира и учат материализации сложных вещей.
Обучение на расстоянии
Цифровые технологии породили и такое явление, как дистанционное образование – обучение без физического присутствия студента в аудитории. Дистанционная форма обучения всё больше набирает популярность, так как значительно экономит время и прочие ресурсы и студента и преподавателя. Более того, дистант стал не только формой организации обучения в университетах и институтах, но и формой самостоятельного обучения. Всемирная сеть сегодня предлагает целые порталы, наполненные обучающими курсами по самым разным дисциплинам. Часть курсов – бесплатна, часть – предполагает за вполне посильную плату в несколько десятков долларов не просто пройти курс, но и сдать квалификационный зачет и получить документ о прохождении обучения. Такие сертификаты вполне могут котироваться и при прохождении обучения в учебном заведении и, допустим, при приеме на работу. Кроме того, ведущие мировые университеты выкладывают в открытый доступ свои курсы, которые может скачать и прослушать/просмотреть любой желающий. Хотите хотя бы дистанционно стать на время слушателем Массачусетского технологического института, причем совершенно бесплатно? Пожалуйста – регистрируйтесь на официальной платформе института, выбирайте понравившейся курс и изучайте.
Самые крупные онлайн-университеты мира на сегодня, к услугам которых обращается ежегодно сотни тысяч и даже миллионы человек – это Coursera, TEDx, Khan Academy.
Cuorsera – стартап профессоров Стенфордского университета – уже аккумулировал на своей платформе несколько сотен курсов ведущих университетов мира. Тут есть курсы, разъясняющие базовые постулаты научных дисциплин, и специализированные программы по весьма узким темам. Портал Tedx больше специализируется на конференциях как форме обмена опытом и последними новостями из мира науки. Khan Academy предлагает бесплатные видеоуроки более чем на 20 языках.
Помимо образовательного контента, объединенного на разных платформах под патронажем профессиональных преподавателей, по сути, сегодня любой человек может составить обучающий курс, сделать видеоуроки или презентации, выложить всё это в сеть бесплатно или просить за свою информацию денег. Обучающего контента уже столько, что для ориентирования в этом море знаний нужны специальные лоцманы – эксперты по образовательным программам. И это еще одна профессия будущего.
В русскоязычном пространстве тоже появились образовательные ресурсы. Желающие получить новые знания могут смело идти на intuit.ru, openlearning.ru, universarium.ru.
Корпоративный e-learning
Наряду с приходом цифры в классические образовательные учреждения, развивается рынок и корпоративного обучения. Именно в этом сегменте появилось такое понятие, как LMS (Learning Management System) – система управления обучением. Компании сами ощущают потребность учить своих сотрудников фирменным стандартам, технологиям, особенностям ведения бизнеса – словом, всем тем тонкостям, которые вряд ли можно постичь самостоятельно и вне корпорации и её культуры. Системы управления обучением создаются как с нуля под потребности крупной компании, так и на готовых платформах. С их помощью можно настроить план обучения для конкретной компании, включив туда и базовые курсы (например, основы сервисного обслуживания или технологию продаж), и специфические дисциплины, разработанные именно под потребности конкретной компании. План обучения состоит собственно из курсов, а также методики диагностики персонала. LMS-системы в первую очередь могут быть интересны для тех корпораций, которые либо имеют много филиалов и большой штат сотрудников, либо привлекают большое количество внештатного персонала, агентов. Идеально для сетевых компаний, страхового бизнеса.
Сенсей и технологии
Возникает закономерный вопрос: какова роль преподавателя в век цифровых технологий? Нужен ли учитель в современной высокотехнологичной школе или вузе? Ответить на него становится всё сложнее, но эксперты считают, что на данном этапе развития общества учитель необходим. Какими бы совершенными ни были технологии – ни одному компьютеру пока не под силу стать той силой, которая заставляет все время познавать что-то новое, искать ответы на нерешаемые задачи и вызовы времени, находить взаимосвязи между, казалось бы, несвязанными понятиями. И есть еще такое древнее восточное поверье – вместе со знаниями ученик получает от Учителя часть его силы, его духа и часть его истории. Так что в любом раскладе в ближайшие десятилетия в образовании сохранится потребность в наставниках, учителях. А уж каким образом они будут взаимодействовать с учениками – это другой вопрос. В конце концов, еще неизвестно, какой гаджет придет лет через 10 на смену планшетам, ноутбукам и 3D-проекторам.