«Ростелеком» прогнозирует бестелефонное будущее

24.12.2018  |  Технологии
«Ростелеком» прогнозирует бестелефонное будущее

В уходящем году «Ростелеком» принял новую стратегию, в соответствии с которой компания за пять лет должна совершить переход от оператора связи к интегрированному провайдеру цифровых услуг. Что уже удалось сделать в реализации этой стратегии? Какие задачи предстоит решить в ближайшем будущем?
Дмитрий Проскура, вице-президент, директор макрорегионального филиала «Волга» ПАО «Ростелеком».

 Дмитрий Викторович, прежде всего, для чего «Ростелекому» потребовалась новая стратегия?
Классическая фиксированная телефония уходит в прошлое. Пик ее развития в России пришелся на 2003-2004 годы, когда мы быстро увеличивали емкость сети, чтобы ликвидировать существовавший дефицит. Но, получив мобильные телефоны и научившись разговаривать с помощью IP-протокола, люди начали постепенно отказываться от стационарных телефонов. Если в 2011 году у «Ростелекома» в Поволжье было 5,1 млн абонентов, то сейчас их уже чуть менее 2 млн. В настоящее время у нас загружено примерно 11-12% от монтированной емкости фиксированной связи. В США, которые обгоняют Россию в развитии технологий лет на десять, падение остановилось примерно на 6%. Стационарные телефоны существуют и будут существовать, но их останется мало. Наша задача – вместо традиционной телефонии предложить рынку современные цифровые услуги. При этом выручка «Ростелекома» должна расти.   

Насколько удачным был уходящий год с точки зрения реализации этой стратегии?

Финансовые итоги года окончательно не подведены, но могу сказать, что в 2018 году показатели бюджета, который сформулирован в рамках новой стратегии, будут немного перевыполнены как по выручке, так и по прибыли. При этом доля выручки от цифровых услуг в нашем продуктовом портфеле серьезно выросла и достигла примерно 62-64%.

Если говорить о сегментах рынка, то существенный рост мы наблюдаем среди физических лиц. Сейчас вступают во взрослую жизнь поколения Xи Z. Этим людям нужен Интернет на высоких скоростях. По новостройкам, куда заезжают молодые семьи, мы видим, что для них это норма жизни. Они выбирают более дорогие тарифы, например, «Игровой», чтобы играть и обеспечивать себе потоковое видео. И «Ростелеком» смог предоставить молодежи необходимое качество услуг.

Плюс к этому, блестящие результаты показало наше интерактивное телевидение. Мы запустили новый сервис Wink, благодаря чему нашим телевидением теперь можно пользоваться с любого мобильного устройства или компьютера, подключенного к Интернету, что еще больше подстегнуло спрос. Высокоскоростной Интернет и Интерактивное телевидение были для нас основными драйверами, растущими двузначными цифрами – быстрее рынка.

 

На корпоративном рынке вы также добились роста?

Вырос сегмент крупных корпоративных заказчиков. Многие предприятия проводят модернизацию своей инфраструктуры, цифровизуются, устанавливают новые или модернизируют существующие АСУТП. А для этого от нас требуется расширение существующей инфраструктуры.

Серьезный прорыв в 2018 году обеспечен в сфере работы с кибербезопасностью. Этим направлением мы занимались несколько лет, а в 2018 году «Ростелеком» приобрел крупнейшую на рынке информационной безопасности компанию SolarSecurity (сейчас – Ростелеком-Solar) и создал Единую платформу сервисов кибербезопасности (ЕПСК), что позволило нам на крупных и средних предприятиях приступить к реализации Закона о безопасности критической информационной инфраструктуры. И рынок хорошо воспринял наше предложение. Руководители энергетических компаний, к примеру, хорошо понимают, каковы будут последствия, если электроника перекроет не тот вентиль.

А вот в сегменте малого и среднего бизнеса у нас будет нулевой рост или даже небольшое падение. Это связано, во-первых, с экономическим состоянием МСБ, а во-вторых, предприниматели научились оптимизировать затраты на связь. Многие малые и средние компании отказываются от традиционной проводной телефонии. Зато в двузначных цифрах выражается рост того, что мы называем новатика в цифровых продуктах для МСБ: это виртуальная АТС, виртуальный ЦОД, управляемый Wi-Fi… Предприниматели их уже распробовали, хотя эти продукты еще не используются повсеместно. Например, предприниматели уже не хотят устанавливать учрежденческую АТС: это устарело, это неинтересно. Они хотят для удаленных сотрудников и командированных доступ к информационным ресурсам. Они желают объединить возможности АТС и CRM и управлять звонками, чтобы, к примеру, бухгалтеры могли звонить только в приемную, а продавцы – повсюду.

Чем вам запомнился уходящий год?

В первую очередь, разумеется, Чемпионатом мира. В Поволжье мы отвечали за три стадиона: в Нижнем Новгороде, Самаре и Саранске. Проекты были очень непростыми. К примеру, в Нижнем Новгороде структурированная кабельная система проводилась вдогонку проекту. Ее изначально не было. Тем не менее, мы справились. Инфраструктура, видеонаблюдение, безопасность, Wi-Fi не вызвали ни одного нарекания. Когда человек, отвечающий за безопасность в городе, сказал, что стадион – это самое безопасное место в Нижнем Новгороде, нам было чем гордиться.

Продолжилась и реализация наших других крупных проектов. В Поволжье выполнено уже более половины работ по проектам фотовидеофиксации и видеонаблюдения. Сейчас идет речь об их дальнейшем развитии, например о распознавании номерных знаков автомобилей. Встал вопрос о масштабной интеллектуальной видеоаналитике. И здесь у нас тоже есть успехи. Например, мы не только подключили к скоростному Интернету все 80 точек продаж холдинга «Павловская курочка», но и помогли создать аналитический сервис, благодаря которому на экранах в магазинах адресным образом выводится реклама именно тех продуктов, которые предпочитает проходящий мимо покупатель.

В уходящем году запущена платформа биометрии. Когда критическая масса информации будет достигнута, станет возможной идентификация человека не по банковской карте, не по отпечаткам пальцев, а по лицу и голосу. Количество удобств резко возрастет. Вы без карточки снимаете деньги в банкомате. Вы расплачиваетесь в бескассовом магазине самообслуживания фразой вроде: «Я подтверждаю платеж». Вы оплачиваете проезд в автобусе своим входом в него. Вы всегда точно знаете, где находится ваш ребенок… Разумеется, есть обратная сторона внедрения этой технологии – обсуждается степень контроля человека государством и окружающими. Но это вопрос законодательства и гуманитарного процесса, а не технологий, которые мы развиваем.

 

Какие задачи стоят перед «Ростелекомом» в следующем году и среднесрочной перспективе?

У «Ростелекома» три основные задачи по цифровизации страны. Во-первых, это строительство инфраструктуры. Мы уже провели гигантскую работу по прокладке оптоволоконных линий. До конца 2019 года оптоволокно будет проведено во все населенные пункты с населением от 250 до 500 человек. Россия первая реализует подобнуюу задачу в таких масштабах.

Во-вторых, мы обладатели инфраструктуры ЦОДов и впечатляющими темпами увеличиваем их емкость. Сегодня не только бизнес, но и крупнейшие государственные учреждения страны, такие, как Росреестр, например, размещают свою информацию в ЦОДах «Ростелекома». В 2019 году планируется построить дополнительный ЦОД в Нижнем Новгороде. Скорее всего, здесь же будет создана и площадка обмена трафиком. (В Поволжье такая площадка есть только в Самаре). А это значит, что скорость и качество Интернета возрастут еще выше.

И в-третьих, «Ростелекому» поручено создание ряда базовых инфраструктурных программных платформ, таких как платформа биометрии или Единой системы идентификации и аутентификации (ЕСИА), благодаря которой стало возможно пользоваться множеством сервисов портала Госуслуг.

В рамках реализации этих задач «Ростелеком» активно работает с учреждениями здравоохранения. Несколько лет назад мы разработали Региональную медицинскую информационную систему (РМИС). На уровне региона появилась возможность электронной записи к врачу, электронного ведения расписания, подключения аптек, всевозможного учета и тому подобных сервисов. К сожалению, не все медицинские учреждения пользуются РМИС, но те, что начали пользоваться, получили большие возможности по повышению качества услуг, оптимизации времени работы сотрудников, получению дополнительных заработков и т.д. Сейчас стоит вопрос об объединении региональных медицинских информационных систем в общегосударственную. Еще одна часть этой программы – это автоматизация фельдшерско-акушерских пунктов с возможностями телемедицины, над чем мы будем работать в ближайшие годы. Кроме того, я бы очень хотел повсеместно запустить проект Центрального архива медицинских изображений (ЦАМИ). От пациента, сделавшего рентген в Шаранге, в нижегородской больнице просят сделать рентген повторно. С появлением ЦАМИ такой необходимости не будет: сделанные снимки можно будет посмотреть в любом лечебном учреждении.

Мы начали активно развивать дистанционное образование, и сейчас разрабатываются пилотные проекты. Их цель к – сделать качественное образование вседоступным. Помимо этого, мы много усилий вкладываем в цифровизацию ЖКХ, и в ближайшие три-пять лет это существенно скажется на качестве жизни россиян. Сегодня потребители не очень хорошо понимают, как формируются тарифы на жилищно-коммунальные услуги и как стоимость этих услуг зависит от их качества. В ближайшие годы показания счетчиков будут сниматься автоматически, а мы через приложение в мобильном телефоне будем контролировать расход ресурсов стараться экономить на ЖКУ... И это очень важно. Я считаю, что главная наша задача – с помощью цифровых технологий сделать жизнь людей комфортнее, удобнее, безопаснее. Поэтому важнейшими проектами «Ростелекома» и становятся «Умное образование», «Умное здравоохранение», «Умный город», Умный транспорт»…

 

И в качестве последнего вопроса. Вы считаете, что следующий год для «Ростелекома» будет сложнее уходящего?

Думаю, нет. В 2019 году Чемпионата мира по футболу в Поволжье не планируется.


Возврат к списку

Наверх