Курс на Америку?

19.02.2014  |  В мире
Курс на Америку?

В США 95% граждан выбирают внутренний туризм. Развитая дорожная сеть и инфраструктура делают отдых в стране комфортным и интересным. России следует перенять американский опыт – считает Максим Пузанков.

Насколько интересен сегодня туристический рынок США?

Америка относительно молодая страна, тем не менее первые культурные события в ней произошли более 300 лет назад. Для сравнения: ровесник Штатов – город Санкт-Петербург, который считается одной из мировых культурных и архитектурных столиц. У США есть своя история и её артефакты. В то же время в крупных городах возводятся новые здания, небоскрёбы. Американцы, наверное, лучше всех в мире знают, как создать бренд территории. Они способны взять клочок земли, например, в штате Массачусетс, и превратить его в историческую достопримечательность, куда будут приезжать миллионы. В США туризм начался, как ни банально, со строительства автомобильных дорог в 1930-х. Поэтому до сих пор самым популярным видом отдыха в Америке является автотуризм, fly & drive: человек прилетает в какой-то крупный аэропорт и берёт там машину в аренду. Прокатных салонов в Штатах великое множество. В каждом большом аэропорте многоуровневые стоянки с транспортом, который можно недорого взять на время отдыха. В США хорошая навигация и понятные маршруты – то, чего не хватает России и не всегда в должном качестве есть в Европе. Заблудиться на дорогах Америки невозможно. В тех же 1930-х президент Рузвельт заявил, что из 100 долларов, которые американец тратит на отдых, 95 должны оставаться внутри страны. Этот принцип работает в США и по сей день. 95% американцев путешествуют на родине. И государство старается создать такую туристическую инфраструктуру, чтобы гражданин не чувствовал потребности уезжать за границу. У США выгодное географическое положение – они омываются двумя океанами, расположены в нескольких климатических зонах, есть горнолыжные курорты на севере, экстремальный туризм на юге... И если страна в состоянии удовлетворить потребности своего большого населения, то немногочисленные российские путешественники, которые добираются в Штаты, тоже будут удовлетворены.

Американцы предпочитают путешествовать на большие расстояния? Есть ли у них варианты «дачного отдыха»?

В США существует понятие summer house. Многие пенсионеры, особенно из северных штатов, имеют дома на юге страны, например во Флориде. Только у них всё наоборот: лето они проводят на севере, где живут и работают их дети и внуки, а холодной зимой уезжают в южный штат. Такая практика распространена, но назвать «летний дом» дачей нельзя – это просто второе жилье. Многие отдыхают на кемперах. Это очень развитая индустрия в США, которая позволяет перемещаться на любые расстояния в доме на колёсах. Для такого вида туризма создана качественная инфраструктура – через каждые 50 км расположены заправки, где можно пополнить запасы бензина и питьевой воды, места для зарядки электроприборов. Комфортные условия отдыха заставляют американцев оставаться внутри страны. К тому же у них развито чувство патриотизма, поэтому они хотят изъездить всю свою территорию, побывать в каждом примечательном месте, увидеть западный берег, который не похож на восточный, посетить северные штаты, отличающиеся от южных.

Также в Америке популярен событийный туризм. Из любой мелочи они делают бренд. Например, совершенно непонятный с точки зрения россиянина День сурка. Миллионы людей сосредоточенно ждут – вылезет зверек из норки или нет. В России мы только сейчас начинаем развивать направление событийного туризма. В США он привычен для каждого гражданина. Американцы традиционно летают друг к другу на Рождество и День благодарения, собираются всей семьей за одним столом. Как правило, к самым старшим родственникам – бабушкам и дедушкам – прилетают младшие. Главное, они могут себе это позволить.

Туристические маршруты планируются заранее или в Штатах выбирают спонтанный отдых?

Спонтанно уезжают отдыхать россияне. У американцев другой менталитет. Они наверняка знают, где будут ровно через год. Они привыкли планировать всё заранее. Чтобы составить туристический маршрут, существует масса ресурсов – системы бронирования, поисковые (в Америке они отличаются от европейских), классификаторы по виду отдыха. Даже на сайте авиакомпаний можно купить готовый маршрут. В России этого ещё нет. Максимум, что могут предложить наши авиаперевозчики, – это перелет плюс трансфер. В США разработаны специальные тарифы. Например, при покупке билета бизнес-класса по чуть более высокой цене вы получаете в комплекте проживание в отеле и набор экскурсий. Многие американские авиакомпании выступают и туроператорами. Например, Delta Air Lines регулярно предлагает пакеты из Нью-Йорка за 800 – 900 долларов, включающие недельное проживание в пятизвёздочном отеле в Майами. Подобную услугу вам не окажет ни один российский туроператор. Надеюсь, в будущем ситуация изменится. Географически Россия похожа на США. У нас много авиаперевозчиков, которые летают на большие расстояния. Если какая-нибудь крупная федеральная компания предложит своим пассажирам туристические пакеты, это поднимет её во всех рейтингах. Попытки предпринимались, но в рамках дочерних организаций, которые самостоятельно работают на туристическом рынке.

Можно ли применить американский опыт у нас?

Сейчас мы пытаемся по его образу и подобию развить собственную систему внутреннего туризма. Начали с дорог. Без них, инфраструктуры и понятной навигации путешественник не будет чувствовать себя безопасно на маршруте. Сегодня в России через 30 км от города пропадает мобильная связь и радио. Человек становится оторванным от цивилизации. Например, если отправляетесь покататься на лыжах в Абзаково, вас ждет экстрим ещё до прибытия на место – по дороге из Екатеринбурга в Магнитогорск. В то же время в США на федеральных трассах через каждые полмили есть телефон. Если сломалась машина или кому-то стало плохо, вы идете до ближайшей будки и сообщаете о своем месте нахождения. Служба 911 тут же присылает за вами вертолёт или автомобиль. Ощущение того, что цивилизация не заканчивается, присутствует всегда. Мы начали перенимать этот опыт, развивать инфраструктуру. Нужно создать сеть информационных стоянок, заправок, мест для отдыха, закусочных, кафе.

Туристические программы в России, развивающие инфраструктуру, – это социальные проекты? Участвует ли государство в подобных мероприятиях в США?

В Америке туризм не зависит от государства, он существует за счет саморегулирования. В каждом штате создана туристическая организация, которая объединяет всех операторов. Бизнесмены понимают, что развиваться всем вместе за счет общей структуры гораздо проще. Они платят взносы – организация участвует в выставках, привлекает туристов, делает рекламники. При этом, конечно, от членов сообщества требуется выполнение определенных условий. Кто им не соответствует, тот вне игры. Я думаю, российский туризм, и выездной, и не выездной, тоже через это пройдет. Движение в сторону создания подобных организаций есть. Ростуризм чётко дал понять, что не будет регулировать агентскую деятельность на выездном рынке. Мы будем делать это сами. Сообщества должны образоваться на уровне областей, потому что у каждого региона есть свои потребности и условия. Это может быть одна большая федеральная организация, разделенная на независимые представительства, как это было в США.

Почему в России граждане предпочитают отдыхать, например, в Турции, а не на черноморском побережье?

Турция – это тренд. Люди привыкли приходить в турагентства и покупать готовые пакеты. Если оператор предложит цельный маршрут по России, он будет пользоваться огромным спросом. Возможно, первые подвижки произойдут в течение ближайших двух-трех лет. На внутренний рынок выходит оператор «Библио-Глобус», который привык работать с пакетными турами. Надо сказать, что россияне недостаточно путешествуют не только по стране, но и в собственном регионе. Например, большинство екатеринбуржцев не представляют, что творится на Урале, куда можно съездить отдохнуть. Дело не в том, что они не интересуются родным краем. Внутренний ресурс Свердловской области огромен, но не реализован. Единственное место, куда выезжают летом свердловчане, – это не облагороженные челябинские озера. Другие направления совершенно не освоены. В Санкт-Петербурге на выборгской стороне вдоль Финского залива была создана прекрасная инфраструктура для отдыха. На расстоянии 60 км от города повсюду рестораны, магазины, заправки, зоны отдыха, обустроенные пляжи. И хорошая дорога! Летом весь Питер проводит там выходные. Перед другими городами стоит задача создать подобнst зонs отдыха.

Увеличилось ли число внутренних туристов за последние годы?

Точной статистики нет. Но, исходя из тех исследований, которые проводились, прирост есть. Внутренних туристов в России становится больше. Государство вкладывает немалые средства в развитие регионов. Традиционно популярными городами остаются Москва и Санкт-Петербург. Из года в год прирост путешественников в столицы увеличивается на 20%. Для развития отечественного туризма в регионах нужно, прежде всего, строить инфраструктуру. Начать следует с дорог и только потом думать о музеях.


Возврат к списку

Наверх