Наше будущее – падающие рынки

17.12.2013  |  В мире
Наше будущее – падающие рынки
<p class="conttext_b">До недавнего времени мировая экономика росла. Кризис 2008-го перевернул картину с ног на голову. Выступать на бизнес-арене, руководствуясь старыми правилами,  уже невозможно.</p>



<p class="conttext_b">Истоки рисков</p>

<p>Современная экономика развивается в рамках научно-технического прогресса. Однако прогресс был и в Средневековье, и в древнем мире, но только с конца XVI века процесс разделения труда стал основой развития. В эпоху феодализма новое изобретение никак не влияло на экономическую прибыль. Сегодня появление инноваций встроено в сам механизм экономического развития. Мы не можем позволить себе сидеть и ждать. Это равносильно смерти. Ускорение научно-технического прогресса (НТП) имеет свои положительные и отрицательные стороны. Темпы развития возросли, но при этом появился один очень важный, прежде всего, негативный фактор для бизнеса – риски. В условиях натурального хозяйства рисков для производителей почти не было, поскольку они выпускали продукт либо для себя, либо для ближайших соседей. Сегодня риски – главная проблема экономической модели. Они всё время растут, поскольку бизнесмен должен встраиваться во всё более сложную и дорогую производственную цепочку, концов которой он не видит.</p>



<p>Для решения проблемы были изобретены два механизма. Первый и самый простой –  кредитование. Одалживая деньги бизнесу, банк берёт на себя часть рисков. Второй способ – это расширение рынков. Производитель находит новые ниши либо новые рынки сбыта. При этом предприниматель понимает, что, если он выходит на бизнес-арену со своей высокотехнологичной продукцией, старая экономическая система разрушается. Следствием этого может быть пресловутый голодомор. Классический образчик – это Индия, где имели место пять-шесть социальных бедствий, связанных с массовым голодом, с миллионами погибших. Они начались в конце XVIII века, когда англичане стали завозить в Индию машинные ткани, которые были дешевле, чем материалы, изготавливаемые местными ткачами. В результате миллионы людей остались без работы и погибли. Как писали современники, все обочины индийских дорог были засыпаны человеческими костями. И такое в истории происходит всюду, где начинает активно развиваться экономика: в Ирландии в конце XIX века, в СССР и США в начале 1930-х. Резкая перестройка экономики приводит к тому, что традиционные сферы деятельности становятся нерентабельными, риски растут.</p>





<p class="conttext_b">Первые кризисы и рефинансирование банков</p>

<p>Если расширяться и выходить на новые рынки больше невозможно, начинается «кризис падения эффективности рынка». В современной модели, построенной на углубленном разделении труда, эти кризисы неизбежны. Первый пришелся в США на 1907–1908 годы, для его преодоления был придуман специальный механизм. Поскольку это был кризис межбанковского кредитования, была произведена операция по взаимозачету. В 1910 году на закрытом совещании лидеры финансовой отрасли США и Европы приняли решение о регулярном рефинансировании банковской системы. В 1913-м Конгресс США принял закон о федеральном резерве. С 1914 года заработала федеральная резервная система (ФРС). Над банковской системой создалась ещё одна надстройка, которая снимала часть рисков. Почему произошел межбанковский кризис? В начале XX века банки были самостоятельными и независимыми. Риски росли, это означало, что процентная ставка должна либо увеличиваться, но тогда клиенты перестают брать кредиты, либо банки должны кредитовать по рыночным ставкам, но тогда растут невозвраты, возникает ликвидность. В какой-то момент система застопорилась. Так произошло и в России в 1995 году. К 1930-м механизм рефинансирования был исчерпан, наступил новый кризис падения эффективности капитала. Дальше – Вторая мировая война и расширение рынков, прежде всего,  Японии и Германии, а также частично Великобритании, поскольку Британская империя распалась. Следом начался новый спад: в СССР – в 1960-е годы, в США – в  1970-е.</p>



<p class="conttext_b">Кредит под бизнес-план?</p>

<p>В конце 1970-х годов в США разработали еще один механизм снижения рисков – впервые в истории человечества началось кредитование потребителей. Ипотека существовала ещё с 1930-х, но осуществлялась государством, а не бизнесом, поскольку банки рефинансировали государственные структуры и были приватизированы только в 1980-е годы. Это была государственная программа с политическими целями. Чтобы люди, вернувшиеся из армии, защищали капитализм, а не становились коммунистами, им необходимо было предоставить имущество – собственное жилье. В 1970-е в США начали давать кредиты гражданам на бизнес; для их получения был необходим бизнес-план. По статистике, когда предприниматель начинает своё дело, далеко не первая его попытка успешна, в среднем удачной становится пятая. Представьте себе, что сегодня бизнесмен, обанкротившийся четыре раза, приходит в банк за очередным кредитом. Конечно, ему откажут. В 1970-е банкротство не могло быть причиной отказа. Главное, чтобы у предпринимателя был бизнес-план.</p>



<p>Начиная с 1980-х годов потребитель из года в год брал кредиты. Их сумма росла, а процентная ставка снижалась. При этом заёмщик всё время платил фиксированную сумму, которая не обременяла его бюджет. Таким образом, его благосостояние росло. Эта схема рефинансирования долга работает только при падении стоимости кредита.</p>



<p class="conttext_b">Три принципа растущих рынков</p>

<p>На протяжении 40 лет активно развивалась модель ведения бизнеса в условиях растущих рынков. Она была построена на трёх базовых принципах. Первый – спрос всё время растет. Второй – постоянно увеличивается денежное предложение. Если вы что-то производите, вам всегда дадут кредит, чтобы обеспечить выработку продукции под растущий спрос. И третье – стоимость кредита постепенно падает. Схема успешного бизнеса проста: все непрофильные предприятия надо продать и взять как можно больше кредитов, полученные деньги вложить в основной бизнес, максимально увеличить объем продаж… Сегодня эта модель устарела. В конце 2008 года в США ставка упала до нуля. При этом совокупный долг в домохозяйстве сильно вырос. Если до 1980-го он не превышал 50 – 65% годового дохода, то к началу кризиса в сентябре 2008 года он составил более 130%. Это критическая точка. Расширение рынка стало невозможным. Достигнуто насыщение по всем направлениям снижения рисков. Граждане больше не могут брать кредиты. Банковская система не в силах снижать стоимость и давать деньги в долг, потому что они не возвращаются. Центральные банки не могут активизировать банковскую систему – все механизмы стимулирования сведены на нет. В 2011-м была сделана последняя попытка повторить фокус 1913 года – принять закон о федеральном резерве, но уже в масштабах не США, а всего мира. Решение обсуждалось в рамках всех форумов, на G7, G20 и уже было принято. Планировалось создать Центробанк на базе МВФ, выпустить новую валюту, регламентировать специальные права заимствования. Но в июне 2011-го возникает дело Стросс-Кана. И на следующий день после его ареста идея о международном резервном фонде исчезает из всех СМИ.</p>



<p class="conttext_b">Проблемы бизнес-образования</p>

<p>Недавно я читал статью в РБК: по прогнозам, через пять-семь лет производство в России не сможет развиваться в связи с нехваткой инженеров. Иными словами, в условиях падающих рынков появился новый риск – отсутствие специалистов. В США он существует уже давно, его снимают, приглашая профессионалов со всего мира. Чем глубже уровень разделения труда, чем более специализированной становится техника, тем более узкообразованным должен быть инженер. Чтобы получить его, придется включать в стоимость своего производства обучение инженеров. В современной модели бизнеса этого не происходит. Предприниматели опасаются, что выучат специалиста на свои деньги, и тот уйдет к конкурентам. Государство тоже не занимается подготовкой узкоспециализированных профессионалов, потому что это требует больших финансовых вложений. В результате образуется вакуум кадров. В нашей стране из-за учебной реформы и отсутствия подготовки педагогических кадров сегодня нет учителей и преподавателей. Они отсутствуют как вид.</p>



<p>Ещё одна проблема в том, что весь современный менеджмент обучался по программам, рассчитанным на работу в условиях растущих рынков. Никто не знает, как работать в кризисной ситуации.</p>



<p class="conttext_b">Адаптируйтесь к падающему рынку!</p>

<p>Мировая экономика остается в условиях, когда механизм снижения рисков больше не работает, ведение бизнеса на расширяющихся рынках невозможно. Необходим переход к новой модели – схеме работы на падающих рынках. На её успешное воплощение влияет несколько факторов. Во-первых, качество менеджмента. Причиной банкротства станет, в основном, неподготовленность руководства, которое привыкло работать в старых условиях. В нормальной ситуации, когда рынки растут, на работу принимают «офисный планктон». В период сокращения рынка вместо отдела из десяти человек выгоднее содержать двух грамотных специалистов и платить им втрое больше, потому что хороший менеджмент в кризисные моменты стоит дорого. Профессионалов мало, нужно их держать любой ценой. Не стоит отказываться и от аутсорсинга. Например, в условиях спада услуги юриста (грамотное оформление документов, к чему у нас всегда относились крайне несерьезно) становятся принципиально важными. Но профессиональных юристов не так много, поэтому брать их в штат не всегда есть возможность. Выход в работе по договору. Во-вторых, ни в коем случае не следует брать кредиты, поскольку их стоимость будет всё время увеличиваться. Низкая кредитная задолженность – гарантия того, что ваш бизнес просуществует дольше, чем конкурентный. Приведу пример. Крупная российская продовольственная компания с оборотом свыше 1 млрд долларов в 2010 году за полтора месяца увеличила объем продаж на 35%. Причина – банкротство двух конкурентов, которые два года после кризиса 2008-го смогли просуществовать на резервах и в конечном итоге закрылись. В-третьих, нужно искать инвесторов – людей, которые готовы вкладывать деньги в ваш бизнес, не ожидая немедленной отдачи. Как их привлечь? Необходимо презентовать свой бизнес-план, показать, что с помощью их вложений вы сможете контролировать всё больший процент рынка, на котором работаете. В-четвёртых, необходимо иметь связь с государственными структурами. В ситуации падения рынков у государства нет денег, поэтому оно лихорадочно начинает смотреть по сторонам, где бы их взять. Отсюда повышение налогов и ужесточение их сборов. Типичная ситуация: налоговый инспектор приходит на предприятие и требует некоторую сумму, и ему не важен реальный объем вашего долга, ему необходимо выполнить план. Мне известны такие ситуации.</p>



<p>Попадая в них, очень полезно иметь знакомства во власти. Например, в райцентре владелец маленького заводика – одноклассник главы администрации. Он может в любой момент позвонить главе и пригрозить: «Если вы сейчас возьмете с меня столько денег, у меня оголятся оборотные средства, я не закуплю комплектующие и  закрою завод, где работают 300 человек. Я выведу их с детьми на площадь перед администрацией. Они будут бить в кастрюли и кричать: «Дайте нам работу!».</p>



<p>В условиях кризиса стоит помнить и о том, что количество компаний сокращается быстрее, чем падают рынки. Нужно обладать большей живучестью, чем ваш конкурент, и тогда вы получите его клиентов. Нормально, что если рынок сокращается на 2 – 3%, количество компаний уменьшается на 20 – 30%. Вот ещё одна реальная история, которую мне рассказал бизнесмен, владелец сети магазинов. До 2008-го эффективными были торговые точки в регионах, где он контролировал 3 – 4% рынка; низкоэффективные магазины располагались там, где он занимал 20 – 30%. В  сентябре 2008 года случился кризис, и все магазины в регионах, где под контролем было менее 10% рынка, стали убыточными. А там, где контролировалось 25% рынка, прибыль резко возросла. Потому что количество потребителей снизилось, маленькие магазины обанкротились, зато в крупных торговых точках стало больше покупателей за счет умирания конкуренции. Поэтому все деньги предприниматель вложил в крупные магазины, а небольшие стал закрывать. Его бизнес пошел в гору. Проделывать подобные операции можно, только если у вас есть резерв. И главное, что необходимо для успешного бизнеса в условиях кризиса, – это финансовый ресурс.</p>

Возврат к списку

Наверх