Поход на глобальные рынки

30.09.2013  |  В мире
Поход на глобальные рынки

Вступление России в ВТО открыло малому и среднему бизнесу путь на международные рынки. Однако, пока темпы развития международной экономической деятельности МСБ почти не растут. Как выйти на глобальные рынки, и что необходимо сделать, чтобы работать на них эффективно. На эти и другие вопросы ответили участники организованного журналом National Business круглого стола «Малый и средний бизнес: от регионального предприятия до глобальной компании».

Сергей Зуденков, депутат Законодательного собрания Нижегородской области, Председатель правления ассоциации коммерческих организаций «Русский капитал»: «Государство должно стимулировать экспортную ориентацию бизнеса».

В текущем году на поддержку малого и среднего бизнеса правительство Российской Федерации выделило 21 млрд руб. В том числе, Нижегородской области на поддержку МСБ запланировано порядка 500 млн руб. при том, что собственной продукции у нас выпускается примерно на 350 млрд руб. Понятно, что этого не достаточно. Более того, у нас все хотят облегчить жизнь предпринимателей, но при этом на федеральном уровне принимаются безбашенные законы, которые загоняют малый и средний бизнес в тень или вовсе вынуждают закрывать компании. Доля малого и среднего бизнеса в экономике России сегодня составляет порядка 20%. В европейских странах эта цифра больше в разы. Удельный вес инвестиционно-активных компаний среди российского МСБ составляет 3-4%. Нижегородская же область, по оценке аналитического центра Сбербанка, мягко говоря, не входит в группу регионов - лидеров. У нас до сих пор существует масса административных барьеров. К тому же сами предприниматели часто недооценивают свой бизнес и потенциал его участия в мировой глобальной экономике. Многие предприниматели даже не задумываются о выводе своей продукции на экспорт, либо думают, что их товары неконкурентоспособны, либо просто не хотят в участвовать в международной экономической деятельности.

Существует и финансовая проблема. Для российских фирм, по разным данным, выход на международный рынок стоит от 300 до 500 тыс. долларов. Поэтому, если мы хотим расширения участия МСБ на международных рынках, государство должно использовать как финансовые, так и нефинансовые меры поддержки экспортоориентированных предприятий. С одной стороны, им нужно помочь снизить затраты на выход на глобальные рынки, с другой – вселить в предпринимателей дополнительную уверенность в себя.

Владимир Селезнев, директор ГАУ «Центр развития экспортного потенциала Нижегородской области»: «В регионе уже внедрены программы поддержки экспорта для малых и средних предприятий».

«Центр развития экспорта создан в Нижегородской области ещё в 2010 году. За три года мы опробовали и внедрили целый комплекс мероприятий, по стимулированию экспорта. Самая главная и основная задача на сегодняшний день – это повышение квалификации и уровня знаний предпринимателей, готовности компаний к ведению внешнеэкономической деятельности. В рамках этого направления мы планируем проведение различного рода образовательных мероприятий: как семинаров и круглых столов, так и курсов повышения квалификации профессиональными учебными заведениями с выдачей государственных сертификатов.

Второе направление – изучение зарубежных рынков, как отраслевое, так и по персональной заявке предприятий. Третье направление – поиск контактов возможных зарубежных партнёров и организация встреч, как на территории России, так и за рубежом. Четвертое – непосредственная помощь бизнесу по продвижению его продукции на иностранные рынки. Пятое – оказание содействия по созданию и переводу сайтов на иностранные языки, производство презентационных материалов. Весь перечень информации о программах поддержки, соответствующие инструкции, другую информацию можно прочитать на нашем сайте: www.export-nn.ru.

Если мы говорим об ориентированном на внешнеэкономическую деятельность малом и среднем предпринимательстве, то не надо замыкаться на поддержке Центра развития экспорта. В Нижегородской области есть целый комплекс разного рода механизмов поддержки МСБ, мы поможем использовать все возможности, которые сейчас представляет государство. Использование разного рода инструментов поддержки, на мой взгляд, должно оказать больший эффект для становления внешнеэкономической деятельности предприятий.

Павел Солодкий, генеральный директор УК «Центр международной торговли – Нижний Новгород: «Издержки выхода на внешние рынки можно снизить, используя аутсорсинг».

Многие нижегородские предприятия МСБ могут быть вполне конкурентоспособными на международных рынках. Но часто малые и средние компании, которые никогда этим не занимались, не знают, как выйти на зарубежные рынки, не имеют соответствующих специалистов. Им я бы порекомендовал воспользоваться аутсорсингом у тех компаний, которые специализируются на внешнеэкономической деятельности. У нас, в Нижнем Новгороде, есть компании, которые оформляют экспортно-импортные контракты «под ключ», доставляют товары из любой точки мира, грамотно растаможивают продукцию, и не обязательно иметь 300-500 тыс. долларов, чтобы эффективно работать за рубежом.

Хочу предупредить предпринимателей, что при работе на внешних рынках особенно актуальна проблема защиты бизнеса, потому что мошенников за рубежом, как и у нас, немало. Но за границей из-за незнания законов и особенностей делового оборота проще стать жертвой махинаторов. Об этом нужно думать постоянно, а такие надежды, как «Я работаю в Германии, здесь всё цивилизованно и все честные», оправдывает себя не всегда. Самое же главное, нужно помнить, что успех внешнеэкономических проектов зависит, прежде всего, от амбиций руководителя и его команды: насколько они готовы расти и расширяться.

Михаил Черкасов, заместитель министра поддержки и развития малого предпринимательства, потребительского рынка и услуг Нижегородской области: «Предприниматели используют не все механизмы поддержки».

В министерстве поддержки и развития малого предпринимательства, потребительского рынка и услуг Нижегородской области существует комплексная программа по развитию международного сотрудничества, которая предусматривает практически все меры поддержки для малого и среднего бизнеса. В 2012 году в рамках этой комплексной целевой программы были произведены затраты на сумму 530 млн руб. Ещё 80млн руб. на эти цели на территории нашего региона распределило Министерство экономики Российской Федерации. Кроме того, у нас есть такие меры поддержки, как гранты для начинающих предпринимателей в размере 300 тыс. руб. (для инвестиционных компаний гранты составляют 600тыс. руб). Эти деньги можно потратить на покупку оборудования, начало нового дела.

Следующая мера поддержки – компенсация затрат по бизнесу. Мы очень надеемся на то, что предприятия хотят быть конкурентоспособными и предлагаем компенсировать до 50%затрат на оборудование, взятого в лизинг (но не более 2 млн руб.). В этом году мы реализуем еще одно новое мероприятие, в рамках которого компенсируем предприятиям затраты на покупку оборудования до 3млн руб. Также у нас существует программа компенсации затрат на инновационные проекты, по которой мы компенсируем затраты до 5 млн руб.

Получение помощи вполне реально для бизнеса. По наиболее популярным программам на один грант претендуют три компании, но есть программы, где грантов больше, чем заявителей. Например, в этом году мы вынуждены продлить конкурс на предоставление компенсаций затрат по реализации инновационных проектов, потому денег по этой программе существенно больше, чем заявок.

Есть у нас и инфраструктурные проекты, которые мы создавали вне министерства: так называемый гарантийный фонд, которые помогает предпринимателям получить гарантии для получения кредитов. Из него мы предоставляем предприятиям до 70% залога (но не более 40млн руб). Эти средства тоже можно использовать на развитие компаний и на модернизацию оборудования. Существуют инфраструктурные проекты, которые реализуются совместно с торговыми представительствами и с Министерством экономического развития РФ и помогают в продвижении российских товаров на западные рынки. У нас есть опыт такой работы. Например, Нижегородский инновационный бизнес - инкубатор таким образом продвигал проект «Лесной дозор», который реализован в большом количестве стран, и при этом компания-разработчик никаких затрат по выходу на глобальные рынки не понесла.

Я не думаю, что на вывод наших товаров за рубеж необходимо тратить огромные деньги, нужно просто активнее пользоваться уже существующими механизмами. Торгово-промышленная палата РФ очень активно работает в Западной Европе и с удовольствием помогает продвигать там наши нижегородские товары. Единственное требование – это наличие конкурентоспособной продукции, которая будет востребована за рубежом.

Игорь Плеханов, генеральный директор ЗАО «Даймонд»: «К выходу за рубеж нужно тщательно готовиться».

Компания «Даймонд» активно экспортирует свою продукцию в Казахстан и Беларусь. Я благодарен правительству Нижегородской области за то, что оно помогает производителям налаживать внешнеэкономическую деятельность. В частности, в последнее время региональным правительством организуется много бизнес-миссий в различные страны мира. Однако, должен предупредить, что к участию в бизнес-миссии нужно тщательно готовиться, иначе поездка может закончиться ничем.

Прежде всего, нужно заранее выявить потенциальных партнёров и пригласить их на свой стенд. После знакомства с будущими партнёрами нужно собрать о них максимально много информации. Мошенников за рубежом не много, а очень много. Без предварительной проверки покупателей работать с ними крайне опасно. Советую выстраивать личные отношения с руководителями предприятий – ваших партнеров и через такие знакомства собирать рекомендации и расширять круг потенциальных потребителей.

Личные контакты и встречи очень важны в бизнесе. В Казахстане, к примеру, без выстраивания личных отношений с руководством компаний бизнес вообще невозможен: таковы особенности страны и менталитета её жителей.

Перед встречей с иностранными партнёрами полезно хотя бы поверхностно изучить историю их страны, правила этикета и делового оборота в ней, чтобы где-то проявить свою заинтересованность и компетентность, показать свое желание сотрудничать с представителями бизнеса этого государства долго. Это всегда воспринимается очень хорошо. С дальним зарубежьем ситуация такая же.

Валерий Терехов, генеральный директор компании «Эван»: «Ментальность российских и европейских предпринимателей сильно различается».

В 2010 году наша компания завоевала 50% российского рынка теплового оборудования. Чтобы расти дальше, требовались либо большие маркетинговые затраты, либо серьёзная диверсификация компании. Для диверсификации своего портфеля мы решили привлечь зарубежного партнера, который участвовал бы вместе с нами прибылью, а мы получили бы его технологии и оборудование. Через два года такой партнёр был найден в Швеции. Им стал концерн NIBE – лидер производства тепловых панелей в Европе. В результате этого партнёрства мы оказались в уникальной ситуации – компания «Эван» имеет доступ к современным технологиям и сервису, а также к корпоративному образованию. Это те инструменты, которые помогут нижегородским компаниям выйти на международный рынок. За восемь лет партнёрства компания «Эван» не только расширила ассортимент продукции с двух продуктовых линеек до восьми, но и стала её активно экспортировать.

В то же время, опыт работы в международном концерне показал, что европейцы не очень сильно доверяют российскому бизнесу. Даже сегодня, спустя много лет совместной работы, у нас очень жёсткие условия по аудиту, контролю, отчетам… Разница между шведским и российским бизнесом в том, что в России принято строить бизнес на скорости принятия решения, а в Швеции – на минимизации рисков. Европейские предприниматели все прочитывают и минимизируют риски. Плодотворное сотрудничество с европейцами возможно только в том случае, если русский предприниматель сможет корректировать свой менталитет в сторону повышения эффективности компании и тщательного контроля рисков.

Александр Грицай, директор регионального центра «Волжский», директор Поволжского филиала ЗАО «Райффайзенбанк»: «Помощь в выходе на глобальные рынки оказывают международные финансовые организации».

Райффазенбанк присутствует на территории всей Восточной Европы, включая страны бывшего СНГ. В России сложился некий стереотип в отношении не только нашего банка, но и многих других крупных финансовых учреждений, будто эти организации не очень охотно работают с предприятиями малого и микробизнеса. Это не соответствует действительности. А потому я рекомендую малым и средним предприятиям: не бойтесь обращаться к нам, в крупные международные финансовые учреждения не только за финансами, но и за советами и консультациями. Мы готовы работать со всеми предпринимателями.

Продукты, которые может предложить наш финансовый институт при работе с иностранными контрагентами, весьма разнообразны: помимо кредитования это документальные операции, гарантии, мы оказываем содействие предприятиям – экспортёрам по возмещению НДС. Спектр помощи очень большой. Всё зависит потребностей той или иной компании. Инструменты поддержки международной деятельности есть, нужно лишь эффективнее их использовать.

Олег Колобов, представитель Делового клуба ШОС в Нижегородской области: «Не нужно смотреть исключительно на запад».

Когда российские предприниматели говорят о развитии внешнеэкономического сотрудничества, они, как правило, имеют в виду страны Запада. А это неправильно. Ведь есть ещё и гигантские рынки стран Востока, которые объединены Шанхайской организацией сотрудничества. Индийцы, к примеру, крайне заинтересованы в импорте российских «зелёных» технологий, медицинского оборудования, многих других высокотехнологичных товаров, к примеру, систем водоочистки. А Деловой клуб ШОС имеет определенные консолидированные ресурсы, позволяющие развивать очень интересные совместные проекты. Очень сложно что-то предложить Китаю, но вместе с Индийскими партнёрами выйти на китайский рынок вполне возможно. Верно и обратное: индийцы крайне обеспокоены китайской экспансией в их страну. Но совместное российско-китайское предприятие в Индии может добиться успеха.

В настоящее время в Деловом клубе ШОС имеется большой массив консолидированной информации о потребностях стран - участников этой организации. Здесь же помогут навести справки о потенциальных партнёрах, проконсультируют о возможности создания совместных предприятий. На мой взгляд, нижегородский бизнес должен активнее пользоваться этой возможностью выхода на внешние рынки.


Возврат к списку

Наверх