Импортозамещение в действии

Импортозамещение в действии

Ольга Парле, предприниматель, дизайнер, руководитель координационного совета кластера легкой промышленности Нижегородской области, председатель правления нижегородского отделения Союза дизайнеров России.


Пандемия дала мощный импульс к развитию легкой промышленности региона: на подъеме оказались и швейные предприятия, и модные марки. На фоне этого восходящего тренда отраслевые и рыночные проблемы стали еще заметнее: нехватка кадров, изменение потребительского спроса, продвижение продукции в Интернете. Как сейчас живет отрасль? Как модные бренды объединяют экономику и творчество?

Parle_22.JPG

Рост сдерживают кадры

Ольга, как вы оцениваете сегодняшнее состояние нижегородской легкой промышленности? В чем ее возможности и проблемы?

Легкая промышленность страны и нашего региона находится на подъеме. Из-за локдауна и мировой экономической ситуации многие импортеры не смогли в нужном количестве привозить товары на российский рынок. Это способствовало тому, что продукция предприятий отечественного легпрома стала очень востребована на внутреннем рынке. Число заказов существенно возросло по сравнению с допандемийным периодом и это положительный тренд.


Во-первых, заказов стало больше внутри Нижегородской области. Сегодня даже крупные торговые марки (к примеру, сеть спортивных товаров, продающая в том числе спортивную одежду) предпочитают отшивать свою продукцию в том регионе, где находятся их магазины. Во-вторых, много заказов (например, по пошиву спецодежды) поступает из Москвы, Санкт-Петербурга, городов Сибири, то есть из крупных субъектов РФ, где развита промышленность или базируются госпорпорации. В-третьих, заказы дают предприятия модной индустрии – этот сегмент отрасли тоже переживает подъем. Я бы назвала все это импортозамещением в действии.


Другой положительный тренд – предприятия выросли в профессиональном плане. Многие переоборудовались – в том числе, благодаря мерам государственной поддержки по льготному кредитованию, подняли уровень менеджмента, что тоже привело к увеличению доходов. Картина могла бы быть еще лучше, если бы не кадровая проблема в отрасли.


Практически все швейные производства имеют мощности для работы в две-три смены и необходимое количество заказов. Но сдерживает нехватка кадров. Сегодня на нижегородских предприятиях легпрома образовалось порядка 1 тыс. вакантных рабочих мест по таким специальностям, как швея, конструктор, закройщик, технолог.

 

Как может быть решена эта проблема?

Возникший кадровый голод обусловлен исторически: за два десятилетия, пока разрушалась отрасль легкой промышленности, профессии швеи, закройщика, портного обесценились. Сейчас наша задача – поднять престиж этих профессий и доказать, что данный рынок развивается и все специалисты будут на нем трудоустроены.


Быстро ситуацию не изменишь, но работа началась. Кластер легкой промышленности не так давно обратился в областное Министерство образования, науки и молодежной политики с инициативой о запуске совместного проекта дуального образования. Наше предложение заключается в следующем. Учебные заведения, которые прекратили набор по этим специальностям, возобновляют его, а предприятия нижегородского легпрома обеспечивают для таких студентов производственную практику и оплачиваемую стажировку. Участвуя в обучении студентов, предприятия сразу вовлекают их в производственные процессы. Таким образом, у учебных заведений и обучающихся появляется гарантия востребованности и последующего трудоустройства молодых специалистов, а предприятия закрывают свои кадровые потребности.


Реализация проекта дуального образования – процедура сложная и небыстрая. Мы уже не успели встроиться в планы на 2022-2023 учебный год, но надеемся внедрить нашу инициативу в 2023-2024 учебном году.

 

А что происходит в отрасли в плане смены игроков?

Отрасль находится в динамике. Какие-то предприятия закрываются и это естественный ход событий. Например, прекратили свое существование несколько крупных предприятий, которые раньше работали в других рыночных условиях и поэтому выживали. А поскольку освобождающиеся ниши – благоприятные, в них появились другие, более подвижные форматы бизнеса. И они успешно развиваются. Новые игроки выкупают оборудование закрывшихся производств, трудоустраивают высвобожденных работников. Только я лично знаю несколько малых предприятий, которые возникли на ресурсной базе фабрик «Весна», «Маяк» и «Восход».

 0C8A5503.jpg

Сейчас создается региональная ассоциация предприятий легкой промышленности. Какие задачи отрасли она будет решать?

Создание ассоциации сейчас активно обсуждается предприятиями легпрома. Полагаем, что уже в этом году она будет создана. Это та форма, которая позволяет формулировать свою отраслевую позицию и доводить ее до органов власти. Ассоциация поможет нам выйти на решение системных проблем, возникших из-за локальных особенностей рынка. Например, есть еще один способ справиться с нехваткой кадров – это изменение миграционной политики. Если наши сограждане не хотят работать швеями, можно привлечь специалистов из того же Узбекистана, но действующая миграционная политика этого сделать не позволяет. Ассоциация как официальная структура могла бы обратиться с этой проблемой к депутатам Законодательного собрания Нижегородской области и Государственной думы и просить помощи в ее решении.

 

Модные бренды требуют скорости

Как развивается сейчас нижегородская модная индустрия? Взаимодействует ли она с местными швейными производствами?

Мода и фешн-индустрия страны и региона тоже изменились. Появился тренд на маленькие, капсульные коллекции, на разумное потребление. Люди не хотят покупать много одежды, как было еще несколько лет назад. Они хотят иметь четко продуманный гардероб, который прослужит долго.


Дизайнеры выпускают свои коллекции не два раза в год, как раньше, а каждые два-три месяца и даже чаще. Мы теперь не отшиваем по тысяче единиц на один артикул, а ограничиваемся ста единицами, которые потом распределяются по нескольким торговым точкам или маркетплейсам.


У покупателей сейчас огромный выбор. Они могут купить одежду раскрученных брендов с многолетней историей либо молодых креативных брендов. Новых модных марок появилось колоссальное количество. Только на «Вайлдберриз» за 2020 год зарегистрировано несколько тысяч российских брендов.


А вот швейные предприятия не успевают реагировать на этот тренд. Мало кто из них готов брать в пошив маленькие партии. Многие, особенно крупные производства, привыкли работать с тысячей единиц на артикул и хотят оставаться в таком формате.


Действительно, подготовить всю документацию, создать лекала и раскроить ткань на тысячу единиц продукции гораздо рентабельнее, чем быстро перестраивать производство под малые партии. При их пошиве сильно удорожает конечную стоимость продукции блок, связанный с работой конструкторов, закройщиков, технологов. В результате швейному предприятию приходится увеличивать итоговую стоимость своих услуг, а это сказывается на конечной стоимости коллекций. Получается нестыковка: модная индустрия требует быстрого движения, а швейные производства к этому не готовы. Решить проблему могут малые предприятия, которые как раз и нацелены на работу с небольшими партиями и молодыми модными брендами. Но пока эти производства и бренды с трудом находят друг друга на рынке, который сильно меняется в последние годы.

 

Новый формат арт-пространства

Как предприниматель вы привлекли инвестиции в создание «Арт-лофт PARLE». Что побудило объединить формат арт-лофта и модную индустрию?

Связка арт-лофта и модной индустрии возникла из-за того, что я сама владелец модного бренда и дизайнер. А еще руковожу нижегородским отделением Союза дизайнеров России, который объединяет специалистов всех направлений (графический, промышленный, средовой дизайн, дизайн интерьеров, фешн-индустрия), и знаю запросы этого креативного сообщества. Сейчас для дизайнеров нет никаких созданных государством площадок, а они нужны. Представителям этой профессии необходимо где-то работать, выставлять свою продукцию, да и просто общаться – друг с другом и с клиентами. Пространство «Арт-лофт PARLE» возникло как ответ на запрос участников креативной индустрии.

 photo_0882.jpg

Для чего предназначено такое пространство-трансформер?

Прежде всего, это шоурум, где выставляются несколько нижегородских дизайнеров одежды. Но когда нам нужно провести мероприятие (круглый стол, мастер-класс, совещание, творческую встречу, вечеринку), шоурум сворачивается и остается открытое пространство. Помещение подходит под разные цели: есть интересный интерьер, световое и звуковое оборудование.


В 2021 году мы основали здесь еще и небольшой музей дизайна, моды, портновского искусства имени Н. П. Ламановой. Это великий модельер, нижегородка, которая прославила российскую моду сначала в царской России, а потом и в советской. В этом году ей исполнилось бы 160 лет.

 

Как в дальнейшем будет развиваться арт-пространство?

Что касается шоурума, помимо женской одежды здесь активно развивается мужское направление. А еще мы намерены развивать музей и планируем привлечь для этого средства грантов. Уже поданы две заявки – в Фонд президентских грантов и Президентский фонд культурных инициатив. Хочется дополнить наш музей современными экспонатами – интерактивными книгами, виртуальной примерочной, интерактивным столом, на котором каждый желающий сможет сам собрать грандиозные платья Ламановой.


Просветительская функция будет одной из главных для «Арт-лофт PARLE». И такая работа уже ведется: например, сюда приходят на экскурсию школьники, да и взрослым здесь интересно. На экскурсии мы знакомим с персоной Надежды Ламановой, историей русского национального костюма, Горьковского дома моделей, слава о котором гремела на всю страну, переходим к существующим сегодня художественным промыслам и предприятиям легпрома, модным брендам. И даже даем каждому возможность попробовать себя в модной индустрии – создать платье на манекене методом наколки, который использовала Ламанова. Такие эксперименты проходят «на ура». Людям интересно узнать, как работает модный дом, окунуться в творческую атмосферу.

 

Русский дух модного дома

Вы – владелец и глава модного дома PARLE. В каком направлении он работает? На каких покупателей ориентируется?

В ДНК моего бренда очень много отсылок к народным художественным промыслам, национальному костюму и русскому стилю. Используются вышивка, ручное ремизное ткачество, элементы конструкции национального костюма и др., а в результате создаются модные вещи, которые наполнены смыслом, содержанием и при этом прекрасно вписываются в гардероб современной женщины. Моя героиня – это интеллектуалка: думающий, увлекающийся и ценящий культуру человек. Такая женщина хочет получить не просто одежду, а еще и заложенную в нее историю, и я стараюсь ответить на этот запрос. Женская линия создается в ценовых сегментах «средний плюс» и «премиум». Кроме того, в премиальном сегменте модный дом совместно с итальянцами выпускает мужские костюмы – для тех, кто ценит жизнь, занимается бизнесом и кому важно выглядеть статусно.


Под русским духом, ставшим основой стиля модного дома, подразумевается весь пласт научно-технической и культурной жизни России от царской эпохи до сегодняшних дней. Например, в этом году я вдохновилась такими знаковыми для нашей страны событиями, как 75-летие атомной отрасли и 100-летие плана ГОЭЛРО. И сейчас готовится коллекция, в которой использовано, например, оптоволокно и в которой читается тема электрификации.

 

Продажи модного дома локализованы в Нижнем?

Наши покупатели – это в первую очередь нижегородцы. Но юбилейное лето-2021 показало огромный интерес туристов к модному дому. Изделия из коллекции «Нижний. Собрание сочинений» с видами города и элементами местных народных художественных промыслов уехали в Курск, Калининград, Новосибирск, Саратов, Самару и даже за границу. Поэтому мы ориентируемся и на туристический поток, который формирует для нас дополнительный спрос, и рассчитываем на его увеличение после пандемии.

 100.jpg

Изменились ли из-за пандемии предпочтения покупателей и спрос на дизайнерскую одежду?

Сократился средний чек покупки, а сам спрос стал зависеть от назначения одежды. Люди меньше покупают наряды на выход, зато развивается сегмент повседневной одежды в стиле casual и домашней одежды. Популярностью пользуются спортивный стиль, стиль «спорт-шик», трикотажные изделия. Наш дом откликается на изменения. Например, мы готовим линейку полуспортивных костюмов, которые будут гармонично смотреться и в офисе, и на отдыхе. С вышивкой, конечно.

 

А с какими проблемами сегодня сталкиваются дизайнеры и модная индустрия?

Помимо того, что трудно найти швейное предприятие, которое качественно воплотило бы в жизнь твои идеи, проблемной зоной часто становятся продажи. Они во многом сместились в Интернет, а здесь готовых алгоритмов успеха не существует. Ситуацию сложно спрогнозировать даже внутри одного региона и ценового сегмента: у одного бренда алгоритм продаж сработает, а у другого тот же алгоритм не даст никакого результата. Почему? Неизвестно. Так что приходится постоянно экспериментировать, рисковать, занимаясь креативом и производством и одновременно пробуя новые технологии продаж.

 

 

NB справка

Кластер легкой промышленности Нижегородской области объединяет более 60 предприятий. Основные направления его деятельности - производство и пошив одежды (в том числе дизайнерской), производство вязаной одежды, спецодежды, текстильных изделий.

Цель кластера – создать условия для развития легкой промышленности региона на высокотехнологичной инновационной основе, объединив для этого усилия бизнеса, власти, инфраструктурных и научно-образовательных организаций. Кластер позволяет его участникам более эффективно взаимодействовать друг с другом, решать отраслевые проблемы, а также получать различную поддержку (правовые консультации, составление бизнес-планов, обучение, маркетинговые услуги, помощь в создании сайтов, участии в выставках и конференциях).

 


Возврат к списку

Наверх