Лишь 18% малых компаний не верят в выход из кризиса

Лишь 18% малых компаний не верят в выход из кризиса

«Малый бизнес в целом настроен оптимистично, серьезный скепсис по поводу будущего выражают только 18% компаний» - как компании оценивают шансы выжить после коронавируса

Сергей Сучков, региональный управляющий по работе с малым бизнесом ПАО РОСБАНК в Нижнем Новгороде

Росбанк начал разрабатывать программы поддержки предпринимателей с самого начала пандемии. Работа с компаниями малого бизнеса является одним из основных фокусов нашего внимания и поддержка компаний в этот непростой период – наша ответственность. Мы активно включились и в правительственные программы поддержки бизнеса, и начали предлагать клиентам свои, дополнительные программы, которые помогут справиться с ситуацией. Мы провели широкое исследование наших действующих клиентов – компаний малого и среднего бизнеса. При этом в исследование вошли как компании, наиболее сильно пострадавшие от пандемии, так и бизнес, который был затронут в меньшей степени.

Практически сразу мы выяснили, что на абсолютном большинстве (80%) наших клиентов отразилась самоизоляция. Кто-то смог оперативно перестроиться и найти новые форматы взаимодействия со своими клиентами, а кому-то это не удалось. Мы спросили наших клиентов о том, какие шаги они предпринимают, чтобы справиться с ситуацией. Часть компаний (производство, строительные фирмы и др.) сдвинули сроки исполнения заказов. У 17% наших респондентов на сегодняшний день бизнес заморожен – здесь речь идет о предприятиях из наиболее пострадавших отраслей: фитнес-клубы, туристические компании, непродовольственные магазины, небольшие отели.

Часть предпринимателей пересмотрели стратегию развития своего бизнеса. 15% компаний смогли оперативно перейти в онлайн: если еще недавно у ряда предприятий либо не было своего сайта, либо это был неработающий инструмент, то сегодня многие компании уже создали собственные интернет-магазины и подключили к нему интернет-эквайринг и доставку. Еще одним способом адаптации к сложившейся ситуации является перевод сотрудников на удаленную работу: так, 8% опрошенных нами компаний сократили штат или перевели часть сотрудников на аутсорсинг.

Мы также попытались понять, насколько реалистично в нынешних условиях быстро перевести бизнес в онлайн: обеспечить онлайн-торговлю, бесконтактную оплату, бесконтактную доставку. К сожалению, 56% наших респондентов не смогли перестроиться: руководители этих компаний отметили нехватку знаний и ресурсов как основные причины. При этом 22% наших клиентов из сектора МСП и ранее работали в онлайн – им удалось не просесть по показателям, а кто-то смог вырасти в период кризиса.

Мы также опросили предпринимателей на предмет их планов инвестирования и кредитования. 70% компаний не планируют активно привлекать кредиты в ближайшей перспективе, при этом 20% наших респондентов резко нарастили свою активность в онлайн и нуждаются в пополнении оборотных средств. И оставшиеся 10% – это те, кто нуждается в кредитах на поддержание жизнедеятельности: на выплату зарплаты, на расчеты с поставщиками, на оплату аренды.

По итогам исследования мы сделали вывод о том, что у 54% наших респондентов бизнес стабилен: компаниям удалось вовремя перестроиться или предугадать развитие событий на ближайшую перспективу и на данный момент серьезных трудностей эти предприятия не испытывают. 25% компаний столкнулись с серьезными сложностями, но они уверены в том, что переживут кризис. И только 18% компаний оценивают свои шансы выйти из кризиса в пятьдесят на пятьдесят.

Со своей стороны, Росбанк предоставил своим клиентам из числа компаний малого бизнеса отсрочку как по уплате процентов по кредитам, так и по выплатам основного долга на шесть месяцев, дав компаниям простую передышку.

Второе – мы предоставили кредиты под 0% для выплат зарплат сотрудникам предприятий. Этот проект мы реализуем в партнерстве с МСП Банком.

Помимо этого, мы предложили нашим клиентам профинансировать их рекламные кампании, чтобы помочь бизнесу с продвижением. Компания может подать заявку на нашем сайте, описав суть своего бизнеса и рассказав о своих идеях для продвижения. Маркетинговые специалисты банка дают проектам свою оценку, помогают «докручивать» лучшие и реализовывать.

 

Наши программы поддержи бизнеса нацелены не только на поддержку в период кризиса, но и на дальнейшее развитие предприятий – мы как банк заинтересованы в успехе наших клиентов.

 

Колонка написана на основе выступления Сергея Сучкова на Online бизнес-завтраке Делового клуба Nationa Business. Видео выступления можно посмотреть здесь

Возврат к списку

Наверх