• Главная
  • Мнение эксперта
  • Михаил Плотников, основатель и руководитель Vadens Business School: «Бизнес-решения сегодня определят успех компании на годы вперед»

Михаил Плотников, основатель и руководитель Vadens Business School: «Бизнес-решения сегодня определят успех компании на годы вперед»

Михаил Плотников, основатель и руководитель Vadens Business School: «Бизнес-решения сегодня определят успех компании на годы вперед»

Этот кризис далеко не первый даже в нашей жизни, а тем более в истории – она вся состоит из кризисов. Кризис – это не смерть. Наоборот, застой и деградация начинается тогда, когда кризисов мало. Нынешний кризис будет иметь долгосрочные последствия, поскольку сейчас происходит технологический сдвиг, меняется бизнес-ландшафт, правила игры. А потому выбор стратегии развитии компании может обеспечить ее успешность (или неуспешность) на несколько лет вперед. Но как выбрать правильную стратегию?

Можно учиться у природы, разработавшей за миллионы лет эволюционные механизмы выживания. Природа подсказывает всего три базовых стратегии. Первая – гиперрепродукция: плодиться как можно больше, в результате кто-нибудь да выживет. Вторая – специализация: обладать какими-либо уникальными чертами, благодаря которым с тобой не смогут конкурировать. И третья стратегия – дженерализация: обрести наибольшую гибкость, научиться приспосабливаться к различным условиям.

Бизнес использует все три пути. Гиперрепродукция – значит, продавать как можно больше в рамках старой модели бизнеса, значительно повысив интенсивность продаж. В результате, что-нибудь да продадите. А возможно, продадите и много. Специализация – значит, нужно сделать ставку на уникальное производство, уникальные товары и услуги. Дженерализация – вложиться в высококвалифицированную команду, чтобы прокачать больше универсальных или уникальных компетенций. Какой путь выбрать в нынешней ситуации? Универсального ответа не существует. Каждый путь имеет свои преимущества и недостатки, и каждый сопряжен со своими рисками.

Так что же делать? В кризисной ситуации бизнес одновременно сталкивается с двумя факторами – неопределенности и рациональности. Фактор неопределенности: мы не понимаем, куда идти, можем опираться только на интуицию, здравый смысл и ощущения, но нужно действовать, чтобы получить хоть какой-то положительный результат. Фактор рациональности – требования аналитики, фактов, расчетов… А пока этого нет, хочется подождать, понять, рассчитать… Особенность критической ситуации в том, что каждый предприниматель должен для себя найти правильный баланс. Если прямо сейчас не делать ничего, есть шанс оказаться выкинутым из рынка. Если действовать неправильно – тоже проиграешь. Так как же действовать? Работать в разных направлениях, пробовать, тестировать и думать.

В сложной ситуации предприниматели должны определить три горизонта. Краткосрочный, что нужно делать прямо сейчас? Ключевой акцент должен быть поставлен на действия. Важно мобилизовать команду, сократить расходы, сосредоточиться на быстрых (хоть и маленьких) победах, увеличить свои ресурсы…

Для работы на среднесрочную перспективу требуется больше обдумывания, анализ трендов (а они уже появились), перестройка модели бизнеса, запуск одновременно нескольких перспективных проектов… При этом нужно помнить, что успех этих проектов отнюдь не гарантирован. А значит, нужно быть готовым их свернуть после неудачного тестирования.

И наконец, для долгосрочного развития компании нужно найти новую большую идею. Не пытайтесь вернуть все, как было – ищите новое и большое. Найдете – развивайте успех, осваивая незанятые территории.

О долгосрочном развитии нужно думать уже сейчас, и через пару месяцев приступать к реализации своих идей. Сейчас появляется большое количество новых возможностей, незанятых рынков и ниш. Но свободными они будут оставаться недолго. Сейчас период затишья, но через несколько недель он пройдет, они начнут быстро заполняться. Поэтому действовать нужно прямо сейчас, привлекая необходимые ресурсы и технологии.

Колонка написана на основе выступления Михаила Плотникова на Online бизнес-завтраке Делового клуба NationalBusiness. Посмотреть выступление полностью можно здесь

 


Возврат к списку

Наверх