Вторая волна COVID-19 не обрушила спрос на персонал в регионе

Компании малого и среднего бизнеса в Нижегородской области в октябре и ноябре активно нанимали новых сотрудников, несмотря на вторую волну COVID-19 и риск введения новых ограничений. Спрос на них был заметно выше, чем до начала пандемии, несмотря на снижение числа открытых вакансий в эти месяцы, свидетельствует исследование, проведенное крупнейшей российской платформой онлайн-рекрутинга hh.ru и инвестиционной платформой «Поток». Наибольший прирост числа открытых вакансий в ноябре к марту был, в частности, в образовательной отрасли, в сфере телекоммуникаций / связи и в IT.
Наиболее тяжелые времена для желающих устроиться на работу в компании малого и среднего бизнеса в Нижегородской области остались позади, а именно в апреле-июне, когда количество открытых вакансий снизилось на 28% к I кварталу и на столько же ко II кварталу прошлого года.
По мере ослабления ограничений, адаптации бизнесов к новым условиям и действию мер господдержки количество вакансий в июле-сентябре не только выросло по сравнению с кризисным II кварталом (на 95%), но и на 40% превысило показатель докризисного I-го квартала. В сентябре оно достигло максимальных с 2019 года 5980 штук.
В октябре и ноябре в условиях второй волны COVID-19 и риска введения новых ограничений число открытых вакансий снизилось, но в сравнении с весной темпы снижения были незначительными (в октябре — на 7% к сентябрю, в ноябре — на 11% к октябрю) и в ноябре число вакансий (5 тыс.) оставалось вблизи сентябрьского пика — на 14% больше, чем в марте, и на 17% больше, чем в ноябре прошлого года.
Стало больше выбора, в частности, у желающих устроиться на работу в компании в сферах образования (число вакансий здесь выросло к марту более чем вдвое), телекоммуникаций и связи (78%), IT (40%), химического производства (23%), энергетики (23%), медицины и фармацевтики (13%), розничной торговли (13%). Предприятия розничной торговли — одна из наиболее пострадавших этой весной отраслей, — в III квартале увеличили количество открытых вакансий по сравнению с докризисным I-м на 34%.
В то же время сузился выбор для желающих устроиться в компании в сегментах, в частности, тяжелого машиностроения (в ноябре число открытых вакансий здесь снизилось на 55% к марту), нефти и газа (-37,5%), сельского хозяйства (-34%), услуг для населения (-29%), промышленного оборудования (-27%), медиаотрасли (СМИ, PR-, дизайн-, маркетинговые, рекламные — -19%).
Отраслевые лидеры и аутсайдеры по динамике вакансий
Изменение числа открытых вакансий в ноябре к марту | Изменение числа открытых вакансий в III кв. к I-му | |
Образовательные учреждения | 121,05% | 115,71% |
Телекоммуникации, связь | 78,26% | 11,70% |
Информационные технологии, системная интеграция, интернет | 39,93% | 34,27% |
Химическое производство, удобрения | 22,92% | 41,50% |
Энергетика | 22,58% | 35,21% |
ЖКХ | 16,67% | 21,71% |
Медицина, фармацевтика, аптеки | 13,48% | 3,81% |
Розничная торговля | 12,81% | 34,57% |
Автомобильный бизнес | 12,62% | 27,54% |
Услуги для бизнеса | 9,59% | 25,25% |
Электроника, приборостроение, бытовая техника, компьютеры и оргтехника | 8,16% | 34,17% |
Продукты питания | 6,52% | 10,46% |
Товары народного потребления (непищевые) | 5,84% | 84,99% |
Гостиницы, рестораны, общепит, кейтеринг | -12,69% | 3,78% |
Добывающая отрасль | -14,29% | 14,81% |
Строительство, недвижимость, эксплуатация, проектирование | -14,65% | 15,34% |
Металлургия, металлообработка | -18,09% | 257,52% |
СМИ, маркетинг, реклама, BTL, PR, дизайн, продюсирование | -19,21% | -4,49% |
Лесная промышленность, деревообработка | -24,24% | 13,48% |
Перевозки, логистика, склад, ВЭД | -24,36% | 24,26% |
Промышленное оборудование, техника, станки и комплектующие | -27,58% | 5,88% |
Услуги для населения | -28,75% | -14,65% |
Сельское хозяйство | -33,93% | -18,12% |
Нефть и газ | -37,50% | 328,99% |
Тяжелое машиностроение | -55,36% | -23,12% |