Как окупают теплоходы

03.09.2021  |  Менеджмент
Как окупают теплоходы

Нижегородская компания «Гама» завершает строительство инновационного круизного теплохода «Золотое кольцо» и в ближайшее время приступит к достройке второго судна того же проекта. Это стало возможным благодаря кратному снижению сроков окупаемости инвестиций в судостроение. Каким образом компания добилась таких результатов?


Никита Галкин, генеральный директор ООО «Мета-Ком» (компании, входящей в состав холдинга «Гама»)


Нехоженые реки России

В настоящее время сроки окупаемости круизных судов в России составляют 25-50 лет. Никита Дмитриевич, как вы решились взяться за постройку кораблей в таких условиях?

Мы строим сейчас сразу два больших круизных судна. Первое из них – «Золотое кольцо» - начнет возить туристов уже весной следующего года. Мы планируем окупить эти суда за 14-15 лет, а это уже приемлемо. Окупаемость любого бизнес-проекта зависит от его стоимости и предполагаемой доходности. Когда мы закладывали это судно, то ставили две задачи. Первая – замена существующих круизных теплоходов ГК «Гама» – все они построены еще в середине прошлого века, и несмотря на хорошее обслуживание, в обозримом будущем их нужно будет выводить из эксплуатации. А вторая – уйти от лобовой конкуренции с другими туроператорами, построить такой корабль, который будет работать на тех маршрутах, где не смогут ходить другие. Поэтому и рассчитываем на высокую доходность.


Посмотрите (показывает рукой на Волгу) – вот идут четырехпалубные теплоходы. Это хорошие круизные суда. А некоторые из них, благодаря проведенной реконструкции, еще и комфортабельны. Они могут проработать еще лет 20. Но все они направляются либо до Астрахани, либо до Санкт-Петербурга, возможно, с заходом на Соловки. И конкуренция на этих маршрутах огромная. Почему? Разве в Волжском бассейне нет других мест, интересных для туристов? Есть, и немало. Но они недоступны для существующих круизных судов из-за мелководья на наших реках.


Малые глубины – это серьезнейшая проблема для речного транспорта страны. Из 100 тыс. км водных путей России только 50 тыс. км имеют глубины, по которым могут ходить суда с большой осадкой. На остальных нет гарантированной глубины. Реки мелеют. Еще несколько лет назад, к примеру, в нашей стране был популярным рейс по Каме до Уфы. В этом году пройти по нему не смог даже наш маленький двухпалубный теплоход «Алдан» – из-за недостатка глубины пришлось высаживать туристов и везти их в Уфу на автобусе.


И проблема только усугубляется. Из-за потепления климата и сокращения площади лесов российские реки продолжают мелеть. А потому мы решили построить теплоход с малой осадкой, который сможет возить туристов там, где другие круизные суда пройти не в состоянии, чтобы создавать новые маршруты, где у нас не будет конкурентов. Мы хотим показать российским и иностранным туристам те реки России, которые они не видели раньше. Для этого наше конструкторское бюро спроектировало инновационное судно с уникальными характеристиками. Головное судно проекта называется «Золотое кольцо». Малая осадка 1,23 метра, габарит по высоте 8,6 метров, высокая маневренность – все это позволяет расширить географию речных круизов более чем на 50 тыс. км российских речных путей не только в Европейской части страны, но и в Сибири, и на Дальнем Востоке.


Никита Дмитриевич Галкин


Эти маршруты, действительно, могут вызвать интерес?

Да, конечно. Если говорить о Европейской части России, то у нас есть такие красивейшие реки, как Ока, Москва-река, Белая, Вятка, Сура, Северский Донец, верховье Дона, где сейчас не может пройти ни одно существующее круизное судно. Список можно продолжать. Но первое, что приходит в голову, это маршрут, который был очень популярен в советские годы и назывался «Московская кругосветка». Теплоходы отправлялись с Северного речного вокзала Москвы, по каналу имени Москвы выходили в Волгу, шли до Нижнего Новгорода, затем сворачивали в Оку и заканчивали круиз на Южном речном вокзале Москвы. Такие круизы и раньше выполнялись лишь на маленьких двухпалубных теплоходах проекта 737 «Иосиф Сталин», но после обмеления Оки ходить здесь не смогли даже они. Мы не только восстановим, но даже и улучшим этот маршрут. С московского Северного речного вокзала теплоход пройдет через центр Москвы (под мостами, где ни одно из существующих круизных судов из-за больших габаритов пройти не может), мимо Московского кремля, Парка «Зарядье» и Парящего моста до Южного речного вокзала. А затем наш корабль пойдет по Москва-реке и по Оке: Коломна, Константиново, Рязань, Касимов, Муром, Нижний Новгород и далее по Волге через Городец, Кострому, Ярославль, Рыбинск, Мышкин, Углич в канал им. Москвы до Северного речного вокзала. Это настоящее Золотое кольцо России. Ни один из существующих российских круизных теплоходов не сможет повторить такой маршрут.


Вы считаете, что на этот маршрут существует платежеспособный спрос?

Да. Причем, как внутренний, так и внешний. Мы планировали построить два судна этого проекта. Головное, которое достраивается сейчас, изначально предназначалось для иностранных туристов. У ГК «Гама» заключен контракт с швейцарским туроператором, который зафрахтовал наш корабль на десять лет вперед. Работа с ним должна была начаться уже в этом году, но вмешалась пандемия. Границы закрыты, самолеты не летают, визы не выдаются, а потому реализацию контракта пришлось отложить. Поэтому мы и задержали строительство теплохода. Но наши швейцарские партнеры не отказываются от сотрудничества, они на связи и гарантируют продажи туров, как только это станет возможно.


Второе судно будет предназначено для российских туристов. Ведь не случайно наш маршрут будет начинаться и заканчиваться в Москве. Здесь проживает много платежеспособных любителей отдыха на воде. Многие из них уже побывали в морских круизах. Сам я участвовал в круизах по Средиземному морю неоднократно и могу засвидетельствовать – во второй раз было уже скучно. А мы покажем им нечто новое. Кроме того, им не нужно никуда лететь, получать визы, отлучаться из города на длительный срок… Плюсов много. А потому я не сомневаюсь, что мы сумеем загрузить и второе судно.


"Золотое кольцо"


Пять звезд над килем

Люди о которых вы говорите, привыкли к высокому уровню комфорта в путешествиях. Вы сумеете его обеспечить?

Да. У нас уже есть опыт работы с взыскательными туристами. ГК «Гама» реконструировала теплоход «А.С. Попов», чтобы он соответствовал современным требованиям, и в навигацию 2019 года мы возили на нем европейских туристов. Эта навигация прошла более чем успешно. Отзывы европейских туристов были очень хорошими, наш швейцарский партнер сделал предоплату на 2020 год и даже пригласил нашу команду для обмена опытом в путешествие по Рейну, Майну и Дунаю. Не наша вина в том, что из-за пандемии в 2020 году это сотрудничество пришлось приостановить.


Но «А.С. Попов» – это теплоход 1961 года постройки, и, поверьте, реконструировать его под современные европейские стандарты было гораздо сложнее, чем построить заново. У нас это получилось. Мы считали, что после проведенной реконструкции теплоход по комфорту соответствует уровню четырехзвездного отеля. Швейцарцы оценили его на три звезды с плюсом.


«Золотое кольцо» мы строим как пятизвездочный отель. Возможно, швейцарцы поставят ему четыре звезды плюс. Тем не менее, это будет очень комфортный корабль. Он рассчитан на 170 туристов, которые будут размещаться в люксах и стандартных номерах. Во всех номерах предусмотрены приватные балконы, где можно посидеть в халате, полюбоваться открывающимися видами. А в люксах на балконах мы поставим даже джакузи, чтобы гости могли одновременно понежиться в воде.


Приватные балконы – это современная тенденция: люди хотят иметь возможность побыть в одиночестве. Но на теплоходе много и общих пространств: прогулочные палубы, ресторан, два бара, тренажерный зал, спа-зона с парикмахерской, массажным салоном и хамамом, солярий…  Я был в круизах на нескольких пятизвездочных теплоходах в Европе, изучил их интерьеры, современные тенденции в дизайне, подсмотрел много дизайнерских и технических «фишечек», и уверен, что у нас получится даже лучше.


Да и как показал опыт обслуживания европейских туристов на «А.С Попове», с сервисом у нас все получается. Европейцам, к примеру, очень нравится, когда на теплоходе проводятся внутренние мероприятия, не с привлечением каких-то сторонних артистов, а то, что у нас в советские годы называлось «самодеятельность». Когда капитан вместе со старпомом сыграли какую-нибудь сценку, когда туристы вместе с руководителем круиза разучили и исполнили песню…А такие внутренние мероприятия, как, например, лепка пельменей с директором ресторана, способны привести их в полный восторг. Это то, в чем у нас есть богатый опыт, в чем мы сильнее европейских туроператоров.


Строительство корабля "Золотое кольцо"


Качество за разумные деньги

Судя по тому, что вы рассказываете, новый теплоход стоит безумных денег.

ГК «Гама» умеет превращать безумные затраты в разумные, поскольку бОльшая часть работ по строительству судов осуществляется входящими в холдинг предприятиями. По сути, мы заказываем на верфях только корпус судна. Все остальное: монтаж оборудования, внутреннее обустройство – выполняем сами. В том числе на нашем же заводе «Мета-Ком» изготавливаются некоторые крупные комплектующие, например, гребные валы.


Как вам это удается?

На заре своего существования компания «Гама» приобрела круизные теплоходы постройки середины прошлого века. Их нужно было реконструировать – расширить каюты, установить кондиционеры и прочее. С этих работ мы и начинали. Потом выполняемые нами работы усложнялись. А затем ГК «Гама» разработала проект нового судна, в котором используется инновационный колесный движительно-рулевой комплекс. И в 2011 году мы построили свой первый корабль-колесник ПКС-40 «Сура» по нынешней производственной схеме: корпус заказывается на сторонней верфи, а все остальные работы выполняются на нашей площадке в Балахнинском районе, возле загородного отеля «Волга». Затем в дополнение к «Суре» построили еще два судна того же проекта: «КолесовЪ» и «ДоброходЪ». Так что, «Золотое кольцо» – это уже четвертый теплоход, который мы не реконструируем собственными силами, а строим с нуля. Компетенций у нас накоплено достаточно. Последние годы ремонт и достройку судов осуществляет производственная компания «Мета-Ком» генеральным директором которой являюсь я.


Разумеется, теплоходы ПКС-40 типа «Сура» в шесть раз меньше «Золотого кольца», но на них мы не только отработали технологии судостроения, но и убедились в верности своих инновационных решений. Колесный движитель за счет меньшей, по сравнению с винтовым, вибрации обеспечил лучший комфорт для пассажиров. Важно и то, что он очень экономичен: расход горючего на теплоходах типа «Сура» порядка 12-14 кг в час – это близко к уровню легкового автомобиля, при том, что эти теплоходы перевозят до 120 пассажиров. А благодаря широкому использованию автоматики ими управляет минимальная по количеству команда. Большинство разработанных нами инноваций используются и при строительстве «Золотого кольца». А потому он будет не только комфортен для туристов, но и экономичен. К примеру, управлять им будут всего девять человек, в то время как на наших трехпалубных теплоходах с аналогичной пассажировместимостью экипаж составляет 28 человек.


А какие инновации вы внедряете на «Золотом кольце» впервые?

Их много. Сейчас мы боремся за каждый килограмм лишнего веса судна, выбирая инновационные решения и материалы. Цель такой работы – снизить его осадку, чтобы теплоход мог ходить по более мелким рекам. По проекту осадка и так невелика – 1 метр 23 сантиметра. Хочется уменьшить ее еще сантиметра на два-три.


Насколько вам удалось снизить расходы на строительство судов, благодаря их самостоятельной достройке?

На стоимость строительства корпуса судна мы повлиять не можем – его изготавливают на сторонней верфи, бОльшую часть оборудования и материалов нам также приходится закупать по рыночным ценам. А вот цены на работы по достройке нам удалось снизить в два-пять раз. Собственно, это одни из важнейших факторов, позволивший нам резко снизить сроки окупаемости этого бизнес-проекта. Другой важнейший фактор – появление лизинговых программ, субсидируемых государством. Благодаря участию в госпрограмме мы заключили договор с «Машпромлизингом» на финансирование строительства теплохода на 15 лет под 3% годовых. Вроде бы, с европейской точки зрения – это обычный процент и обычный срок. Но в России другие реалии: банки дают более дорогие кредиты на срок до 7-10 лет. А за это время окупить теплоход невозможно. Поэтому, если бы государство не решило поддержать судостроение через льготные лизинговые программы, построить такой теплоход не смогли бы даже мы.

Возврат к списку

Наверх