Менторинг и коучинг как инструменты развития бизнеса
Грамотно выстроенные коммуникации – главный инструмент руководителя на всех этапах сопровождения бизнеса. Чем профессиональнее и современнее коммуникационные навыки руководителя, тем эффективнее и сплоченнее работает команда, – считает Елена Селезнева, основатель IBCM (International Business School of Coaching and Mentoring) – Международной бизнес-школы коучинга и менторинга.
Елена Селезнева разработала и ведет сертифицированные по международным стандартам программы для всех, кто хочет стать сертифицированным коучем и ментором, кто желает повысить лидерские компетенции, создать эффективную команду и получить реальные результаты.
Программы для женщин-предпринимателей: кейсы из Средней Азии
Елена, ваша бизнес-школа выиграла в тендере Европейского банка реконструкции и развития сопровождение в трех странах программ по менторингу для женщин-предпринимателей. Расскажите подробнее об этом опыте.
Действительно, мы гордимся, что в 2019 году наша школа стала победителем тендера и обошла 15 европейских компаний-конкурентов. Программа осуществлялась в Таджикистане, Казахстане и Киргизии. Забегая вперед, скажу, что теперь мы ведем переговоры о проведении аналогичной программы в Узбекистане и Монголии. Это страны с традиционным укладом, где женщинам всегда отводилась роль домохозяйки. Но мир изменился, и теперь в Средней Азии женщины открывают успешные бизнесы. Наша задача – сопровождать их на пути становления, поддерживать как тренингами, так и работой с менторами.
Можно ли сказать, что менторинг – это что-то вроде наставничества, которое практиковалось в трудовых коллективах еще во времена СССР?
Менторинг – это современное направление, где менти для ментора – не ученик, как в наставничестве, а партнер, способный самостоятельно принимать решения. В менторинге главное – диалоги, в которых совместно обсуждаются оптимальные решения для менти, и это своего рода мозговые штурмы. Поэтому менторинг полезен не только для менти, но и для развития самого ментора. В процессе обучения мы обратили внимание, что ментор иногда оказывает слишком большое давление на своего собеседника, играя роль родителя, или, наоборот, отстраняется и безразлично диктует менти, что делать. В итоге менти не развиваются. Именно поэтому в менторинге основные принципы – партнерство на равных и уважение друг к другу, которые дают возможность в диалогах быстро находить оптимальные решения.
Удивительно, что результатом такого подхода в наших программах стал быстрый рост эффективности бизнеса не только у менти, но и у самих менторов. ЕБРР, который выступал заказчиком, делал замеры до и после программы. Контрольные группы, обучавшиеся по нашим программам, показали лучшие результаты. 90% пар-победителей проекта ЕБРР – наши выпускники.
Чем вам запомнился опыт работы в Средней Азии?
Женщины в этих странах более скромные, они спокойно и с достоинством воспринимают свой успех. Большинство из них совмещает бизнес с воспитанием, как минимум, троих детей. Основные сферы предпринимательства: образование, салоны красоты, ателье, национальные промыслы, медицина, кулинария, туризм.
Меня поразила участница женского форума в Киргизии: стройная красавица, с невероятным внутренним достоинством, естественная и даже немного стеснительная. По ней и не скажешь, что она ведет крупный фармацевтический бизнес (более 1 млн клиентов по всему миру), и супруг работает у нее в компании. А самое поразительное, что в семье подрастает восемь красавиц-дочерей. В перерыве мы с ней разговорились, и она показала фотографию, где она в окружении своих дочек. Ничего прекраснее я не видела! Все вместе они приумножали свою красоту и смотрелись как изысканный букет цветов!
Особая ценность женского предпринимательства заключается в том, что женщины, оставаясь такими прекрасными, развиваются, занимаются своим любимым делом, наслаждаются семьей, создают собственный бизнес, строят экологичные отношения в команде. И при этом находятся в полной гармонии. Образец подражания для мужчин, ищущих в жизни опору и баланс.
Новые знания – не роскошь, а необходимость
Елена, расскажите, как вы пришли к идее создания бизнес-школы.
Изначально собственный бизнес не был моей целью. Я получила филологическое, а затем психологическое образование, закончила аспирантуру по специальности «история психологии». Была преподавателем, вела практику психотерапевта. Работая руководителем HR-направления по развитию персонала в Волго-Вятском банке Сбербанка России, начала серьезно изучать социальную психологию. Это помогло выстроить глубокий практичный цикл сопровождения персонала в территориальном банке с численностью, на тот момент, в 25000 сотрудников.
В 2002 году я обучилась коучингу по международной программе и начала внедрять коучинговые методики в развитие и обучение персонала. Это было прежде всего прорывом в сопровождении руководителей нашего банка. Наш опыт изучался по всей России.
Изучив бизнес- и HR-процессы изнутри, увидев и апробировав эффективность коучинговых технологий, я завершила карьеру в банке и решила открыть бизнес-школу коучинга и менторинга. Школа традиционно работает с руководителями крупных корпораций: ЦБ, СБЕР, ЛУКОЙЛ, РОСАТОМ. А также с целым рядом банков, крупных и средних бизнесов.
Один из самых успешных проектов мы провели в Чувашии, в региональном отделении банка. Мы обучили управленческую команду коучингу, менторингу, и вскоре их подразделение заняло первое место в России по критерию эффективности труда. Кстати, замеры ROI(окупаемость инвестиций) во всех наших реализованных проектах являются обязательными, и этот показатель составляет, в среднем, около 500%.
IBCMсотрудничает с российскими и зарубежными профессиональными коучами и менторами. Большое влияние на создание программ и реализации проектов оказали мои учителя: Дэвид Клаттербак и Леда Турай. Профессия коуча предполагает постоянное обучение. Например, у Дэвида Клаттербака, гуру менторинга и коучинга во всем мире, я учусь постоянно уже 7 лет. Леда Турай в течение 2 лет была моим ментором, благодаря чему я смогла сдать международный экзамен на высшую ступень мастерства в коучинге, стать МСС ICF (в мире сейчас чуть больше 600 таких специалистов, а в России около 20). Все преподаватели нашей школы прошли всевозможные международные программы по коучингу и менторингу. Нас радует, что и наши выпускники, изучив четыре базовых модуля курса «Коучинг как системный взгляд на жизнь и бизнес», не останавливаются на этом, а идут учиться на пятый модуль. В основном это не те, кто хочет работать коучем, а осознанные руководители, которым важно выстраивать свою работу по-новому, на научной основе.
У вас проходят обучение директора нижегородских школ. Почему вы обучаете их бесплатно?
Это наша социальная миссия. Мы начали развивать ее, общаясь с Ольгой Петровой, министром образования Нижегородской области. Директора школ проходят курсы обучения коучинговому подходу. Однако новую систему коммуникаций, которую мы преподаем, сложно построить в прежнем коллективе – неизбежно столкнешься с сопротивлением, отрицанием. Тогда нас поддержали наши коллеги – Ассоциация профессиональных коучей в Нижнем Новгороде. 30 сертифицированных коучей сотрудничают с нами в качестве волонтеров. Они проводят индивидуальные и командные коучинги, тренинги для завучей и учителей, и даже занятия для учеников и их родителей в тех школах, директора которых учатся у нас. Так создается целая система взаимоотношений. Считаю, что именно в школе – начальном звене образования – важно заложить современные методы коммуникаций, сформировать культуру общения и совместной деятельности.
Новые правила коммуникаций
Как вы считаете, почему сейчас так востребованы инструменты коучинга, менторинга?
У современных людей поменялось сознание в связи с огромным потоком информации. Руководитель не может знать детально обо всех бизнес-процессах в команде. Но у каждого сотрудника есть шанс стать автором своего процесса, собирая и управляя информацией, связанной с его деятельностью. Сотрудники знают лучше особенности и нюансы своей работы, поэтому они хотят сами делать выбор, ждут диалогов, чтобы высказать свое мнение и стать причастным к успеху компании. Безынициативные исполнители малоэффективны. Авторитарная система управления, когда все решения принимает босс и настаивает на их беспрекословном исполнении, изживает себя. Так вот, основная задача коучинга в бизнесе – рассказать о современных принципах эффективных коммуникаций, создающим эффект синергии, и обучить развивающим партнерским диалогам между всеми членами команды.
Обучившись по нашим программам, менеджер освоит полный управленческий цикл, связанный с продажами, отношениями с подчиненными и партнерами. Словом, будет эффективным на любом уровне. И если раньше руководитель обвинял в неэффективной работе HR-отдел, который якобы нанимает не тех сотрудников, то после обучения он перестроит свой стиль коммуникаций и увидит, что все прекрасно справляются с работой, не нуждаются в навязчивом контроле и понуканиях.
В этом году мы сделали пилотный запуск курса «Диалог 4D». Он обучает, как задействовать в диалоге мультисенсорные каналы: модуляции голоса, мимику, движения, внешний вид. Курс основан на открытиях современной нейропсихологии. Сначала мы не рассчитывали, что на него придут крутые управленцы, так как обычно они интуитивно применяют многие приемы. Однако среди учеников оказались и те, кто прошел наш сложный курс по коучингу. Они уже оставляют положительные отзывы, извлекают для себя большую пользу. Это еще раз доказывает, что постоянно обновляющиеся знания и умения сейчас решают все – и в жизни, и в бизнесе.