Беспилотный вертолет из Арзамаса
Армейская премьера
На прошедшем с 21 по 26 августа 2018 года Международном военно-техническом форуме «Армия-2018» неподдельный интерес у участников и гостей форума вызвал совместный проект Воронежской военно-воздушной академии имени Н.Е. Жуковского и Ю.А. Гагарина, АО «Арзамасский приборостроительный завод им. П.И. Пландина» и ООО «Арзамасское приборостроительное конструкторское бюро». Они представили беспилотник, оснащенный комплексом ведения радиотехнической разведки, современными средствами радиоэлектронной борьбы, системой видеонаблюдения. Генеральный директор АПЗ Олег Лавричев лично ознакомил с новейшей разработкой министра промышленности и торговли Российской Федерации Дениса Мантурова. В первый, закрытый день выставки, здесь побывал министр обороны Сергей Шойгу, который поставил разработчику задачу – к августу 2019 года представить макетный образец, прошедший все испытания. И уже через неделю после окончания форума «Армия» в Арзамас прибыли представители общей цепи кооперации, от которых зависит эффективность работы комплекса разведки в единой системе, и приняли план мероприятий предстоящих летных испытаний. В настоящий момент комплекс отправлен в МАИ, где проходит подготовку к военно-техническому эксперименту.
Столь оперативная реакция на арзамасскую разработку вполне объяснима. Беспилотная авиация экономически выгоднее для потребителя: ведь цена пилотируемых самолетов и вертолетов постоянно возрастает, увеличивается и стоимость обучения пилотов.
Разработки принципиально новых моделей и конструкций беспилотных летательных аппаратов ведутся постоянно. Несмотря на то, что беспилотники сейчас производят во многих странах и в различных модификациях, на этом рынке еще есть пустующие ниши. «Беспилотник легкого типа, основанный на вертолетной платформе, с возможностью взятия достаточно весомой (35-50 кг) полезной нагрузки, востребован в вооруженных силах РФ для обеспечения устойчивой связи в труднодоступных районах, организации видеонаблюдения, реализации задач радиоэлектронной борьбы (РЭБ), радиоразведки. А поскольку это самостоятельное изделие, оно будет востребовано и на рынке, обеспечивая предприятию загрузку мощностей на перспективу», – прокомментировал Олег Лавричев.
Подъемная сила у БПЛА-ВТ создается аэродинамически, но не за счет крыльев, а за счет вращающихся лопастей несущего винта. Очевидным преимуществом является способность зависать в одной точке и высокая маневренность. Еще одной особенностью БПЛА-ВТ является мобильность: они разборные, умещаются в контейнере объемом порядка около одного кубического метра, что удобно для перевозки любыми транспортными средствами. При этом приведение вертолета из транспортного состояния в рабочее занимает максимум 20 минут.
Союз производства и науки
Идеей разработки и создания БПЛА на Арзамасском приборостроительном заводе «загорелись» еще в начале 2000-х годов. Но развитие эта тема получила лишь несколько лет назад. Благодаря инициативе Олега Лавричева и поддержке акционеров предприятия, были выделены средства на проведение инициативной разработки; специалисты ООО «Арзамасское приборостроительное конструкторское бюро» (дочернего предприятия АПЗ) под руководством Владимира Пименова совместно с Московским авиационным институтом разработали конструкторскую документацию. Ведущие конструкторы и технологи АПЗ отработали техпроцессы…
Окончательно «паззлы сошлись» весной этого года, когда руководство Арзамасского приборостроительного завода встретилось с представителями Военно-воздушной академии им. профессора Н.Е. Жуковского и Ю.А. Гагарина. «В настоящее время существует особая необходимость в беспилотных летательных аппаратах вертолетного типа легкого класса не аэродромного, а наземного базирования, которые могли бы укладываться в транспортировочный ящик, например, в составе существующей военной техники, и оперативно приводиться в рабочее положение штатным экипажем, – рассказывает главный научный сотрудник НИИИ (РЭБ) Военно-воздушной академии, доктор технических наук, Заслуженный изобретатель России Александр Виноградов. – Когда у нас появилось изобретение – однопунктное местное определение источника радиоизлучения, возникла потребность в вертолете, физические размеры которого были бы соизмеримы с размерами полезной нагрузки».
В марте текущего года в Военно-воздушной академии побывала делегация Арзамасского приборостроительного завода, которая взялась за техническое воплощение летательного аппарата. В итоге вертолет был собран за три недели из 1,5 тысячи деталей и успешно взлетел уже 12 августа – в День Военно-воздушных сил. АПЗ взял на себя функцию головного разработчика и исполнителя не только многофункционального вертолета, но и радиоэлектронного комплекса, который будет реализован в ближайшее время в Военно-воздушной академии и внедрен в существующую наземную мобильную технику различного назначения. «Все это стало возможным благодаря сочетанию наших знаний в сфере радиотехники, опыта работы МАИ, производственной мощи АПЗ и инициативности генерального директора Олега Лавричева», – считает Александр Виноградов.
Виктор Сивов, технический директор АПЗ, называет и другие слагаемый успеха: «К решению задачи были привлечены большие группы квалифицированных специалистов. Мы создали специальный сборочный участок. Развитая производственная база и наличие высококвалифицированных специалистов поспособствовали быстрой отработке технологий, кооперации и алгоритмов. Кроме того, этот проект объединяет всех ведущих конструкторов и разработчиков в области малых вертолетных форм, создает кооперацию по осуществлению полного импортозамещения комплектующих.
Не только военные перспективы
Современная роботизированная техника востребована во многих сферах жизнедеятельности человека: сельском хозяйстве, метеорологии, археологии, геологоразведке, нефтегазовой отрасли, силовых структурах, а также при обследовании железных дорог, мостов, высотных объектов, лесных хозяйств, заповедников и во многих-многих других направлениях. А потому уже на форуме «Армия» арзамасским БПЛА заинтересовались представители Рособоронэкспорта, министерств обороны Казахстана, Ирана, а также МЧС, организации связи, почты, банков, которые заинтересованы в доставке посылок небольшими контейнерами. Руководство АПЗ уже провело ряд деловых переговоров.
Освоение производства БПЛА позволит Арзамасскому приборостроительному заводу подняться на принципиально новый уровень: предприятие будет выступать в роли изготовителя конечной продукции, а не комплектующих, как было до настоящего времени. А это открывает серьезные финансовые возможности при заключении контрактов как с государственными заказчиками, так и с гражданскими структурами.
Справка NB
Технические характеристики БПЛА-ВТ АПЗ:
· предельная взлетная масса: 150 кг
· нормальная взлетная масса: 120 кг
· максимальная полезная нагрузка: 50 кг
· максимальная скорость полета: 150 км/ч
· максимальная удаленность на одной заправке: 300 км
· высота полета: 3,5 км
Справка NB
Арзамасский приборостроительный завод им. П.И. Пландина
В последние годы финансово-экономические и производственные результаты АПЗ демонстрируют только положительную тенденцию роста. Ежегодно объём товарного выпуска увеличивается в среднем на 20%, зарплата - на 10-13%. АПЗ ведет активную инвестиционную деятельность. За последние 5 лет на техническое перевооружение, ремонт оборудования, зданий было направлено более 4,5 млрд рублей.
Численность работающих – около 7 тысяч человек.
Генеральный директор – Олег Вениаминович Лавричев.