Нижний Новгород будет оцифрован
В мире появляется все больше цифровых технологий для повышения качества управления инфраструктурой городов. Что из концепции «Умный город» внедряется и будет внедряться в Нижнем Новгороде? Об этом NBрассказал глава города Нижний Новгород Владимир Панов.
Владимир Александрович, какие элементы системы «Умный город» в Нижнем Новгороде уже созданы, а к внедрению каких город приступит в ближайшее время?
Я бы хотел прежде всего сформулировать определение того, что такое «Умный город». Звучит красиво, но что стоит за этим термином? При управлении любым процессом (бизнеса, муниципалитета или региона) мы стараемся применять решения, которые помогают повысить его эффективность. В случае муниципалитета или региона решения должны не только повышать эффективность, но еще и создавать общественное благо и пользу для жителей. Сейчас есть много технологических новинок, которые позволяют повысить эффективность самых разных процессов. Но технологии – это следствие. Для того, чтобы был толк от внедрения концепции «Умного города» или любых других цифровых технологий, должны быть цели, поставленные заказчиком.
И какие цели вы ставите?
Важнейшей задачей сейчас я считаю повышение эффективности работы администрации Нижнего Новгорода и муниципальных служб, а инструментом трансформации их работы – внедрение электронного документооборота. Бумажный документооборот имеет много недостатков. При электронном документообороте можно задавать алгоритмы, выстраивающие дедлайны: в течение какого времени документ должны рассмотреть те или иные сотрудники и подразделения. Можно в режиме реального времени увидеть все, что с ним происходит: какие появляются отзывы, замечания, рекомендации... Вроде бы, простая технология, и большинство бизнесов на нее уже перешли. Но электронный оборот – это следствие, инструмент. Задача – сделать работу администрации более эффективной. Один из экспертов сказал мне, что эффективность внедрения любой технологии «Умный город» можно измерить тем, насколько она изменила поведение сотрудников муниципалитета. А это поведение действительно нужно менять.
Как внедрение электронного документооборота в муниципалитете скажется на нижегородском бизнесе?
Нижегородское предпринимательское сообщество справедливо недовольно уровнем комфортности взаимодействия с администрацией города. Нареканий много. Например, недавно мы решали задачу инвестора, который планировал создать в Нижнем Новгороде речные причалы. Наш город стоит на воде, а причальная структура, мягко говоря, слабая. Инвестор несколько месяцев назад подал заявку и недавно получил отрицательный ответ. На совещании мы выяснили, что отрицательный отзыв на проект дало одно из ведомств из-за слишком большой длины выносов причалов – они помешают судоходству. Если инвестор длину выносов уменьшит, отзыв будет положительным. На вопрос, почему инвестору об этом не сообщили раньше, был дан логичный ответ: «Потому что нас об этом не спрашивали». Такие примеры показывают, что инвесторы теряют время из-за неверно выстроенных процессов взаимодействия различных муниципальных и государственных органов, недостаточной прозрачности этих процессов для предпринимательского сообщества. На базе системы электронного документооборота мы создадим информационную систему, где предприниматели увидят движение своих документов в режиме онлайн, смогут оперативно внести необходимые коррективы, задать вопросы, получить информацию об аукционах и много других сведений…
А какой будет польза для жителей города?
Мы должны дать возможность гражданам сообщать нам через удобную точку входа о любых городских проблемах: некачественный ремонт дорог, проблемы с благоустройством, с освещением, с работой управляющей компанией и т.д. Но мы можем создать красивую цифровую систему и получить, к примеру, тысячу сообщений в день. Администрация Нижнего Новгорода, как она организована сейчас, просто встанет. Одновременно обработать такое количество обращений мы не сможем. А важен результат на выходе: какой мы дадим человеку ответ – формальную отписку или решение его проблемы. Я исповедую в своей работе принцип: нет ничего дешевле правды. Мы должны найти творческое решение проблемы либо назвать вещи своими именами и сказать, как есть. Сейчас внедрение такой платформы невозможно. Мы только начали движение в этом направлении, поэтому предстоит колоссальная перестройка работы всех систем администрации прежде, чем такая система заработает. Правительство Московской области при внедрении подобной информационной системы взаимодействия с жителями «Добродел.ру» перенастраивало работу администрации пять раз.
Не проще ли с помощью системы «Умный город» эффективнее решать типовые городские проблемы, чтобы обращений жителей было меньше?
Мы движемся и в этом направлении. К примеру, очень важный для города вопрос – чистота городских улиц. В городе есть подрядчики, которые выполняют работы по их очистке. И есть очевидная разновекторность интересов. Муниципалитет заинтересован в том, чтобы добиться максимального качества выполнения работ при их минимальной оплате. А интерес коммерческих структур: с минимальными издержками получить максимальное количество денег, предоставив документы, в соответствии с которыми сделано много работы. Если нет надлежащего контроля, то высока вероятность того, что какие-то работы будут показаны как выполненные, а по факту они выполнены с ненадлежащим качеством или не выполнены вообще. Встает вопрос, как их контролировать? Стандартная модель выглядит следующим образом: у каждой единицы техники есть GPS-датчик, который показывает маршрут ее движения. Но убирала машина территорию или просто ездила по этому маршруту, не знает никто, кроме водителя и представителей подрядчика. Есть внешний контроль, когда работы проверяют представители административно-технической инспекции. Но при этом возникают коррупционные риски, да и проверить количество выполненных циклов уборки, если, к примеру, снег идет более суток, учитывая масштабы города и ночное время суток, часто просто невозможно. В этом году мы запускаем систему «Антиснег», благодаря чему можно будет видеть в режиме онлайн работу всей техники по уборке снега в городе. Кроме того, жители смогут оперативно сообщать, в каком конкретном месте дороги и придомовые территории содержатся в ненормативном состоянии.
Мы нашли платформу для контроля уборки тротуаров. Участки тротуаров с определенной точки предварительно фотографируются в нормативном состоянии. Дворнику будет нужно с помощью загруженного в смартфон специального приложения сфотографировать свой участок после уборки, и система автоматически определит: качественно ли он убран. Если программа признает, что участок соответствует нормативному содержанию, значит, работа принимается и осуществляется оплата. Если система не признает состояние участка соответствующим нормативам, то подключится контролирующий сотрудник. Внутри системы будет копиться весь материал, доказывающий выполнение работ. При этом фото невозможно подделать: оно привязано ко времени и месту. Поскольку систему обмануть невозможно, а без выполнения работ не будет оплаты, все начнут работать честно.
Мы планируем начать внедрение данной системы с 2019 года. Но это длительный период. Должна произойти еще и управленческая трансформация, чтобы система начала действовать.
Какие еще городские проблемы будут решаться с помощью цифровых технологий?
Например, управление городским освещением. У нас в городе 67 тыс. светоточек. Из них только 2 тыс. светодиодные. В городе около 1 тыс. шкафов управления. Из них только 50 полностью автоматизированы. Остальные – на ручном управлении. Если лампочка перегорела, об этом кроме человека, который проходит мимо, никто в городе не знает. Возникает давно уже назревшее решение: во-первых, переход на светодиодное освещение, и во-вторых, на централизованное управление, когда появится центральная диспетчерская, которая благодаря современным шкафам управления и программному обеспечению даст возможность получать всю информацию о состоянии системы освещения в режиме онлайн. Это упростит работу по устранению неисправностей с освещением, предупреждением и оперативной ликвидацией аварий, а переход на светодиодное освещение позволит сократить расходы города на оплату электроэнергии минимум в два раза.
Или возьмем, например, общественный транспорт. Сейчас есть системы, которые позволяют считать пассажиров, пользующихся общественным транспортом. Внедрение такой системы решает проблему низовой коррупции и, самое главное, позволяет видеть реальные потоки пассажиров и планировать работу общественного транспорта.
А что делается для горожан, пользующихся личным транспортом? В городе много дорожных пробок.
Мы близки к завершающей стадии переговоров по внедрению в городе «Умных светофоров». В Нижнем Новгороде сейчас чуть боле 500 светофорных объектов. На первом этапе будет внедрен автоматический режим управления ими в зависимости от интенсивности дорожного движения. Специально для Нижнего Новгорода будут написаны алгоритмы, в соответствии с которыми для перераспределения нагрузки на дорожную сеть будет меняться режим работы всех светофоров в городе. Потом мы проверим, насколько в рамках этого проекта удалось повысить среднюю скорость движения транспорта. Кроме того, будут решаться и проблемы безопасности: в сумерки и в темное время суток при появлении пешехода сам светофорный объект и дорога возле него будет дополнительно освещаться направленными световыми лучами. Практически в каждой сфере мы будем применять технологии, которые доказали свою эффективность. Перечень информационных систем и цифровых технологий «Умного города» составлен и утвержден.
Какую из внедряемых систем и технологий вы считаете важнейшей?
HR-портал hr.government-nnov.ru, который мы запустили совместно с Правительством Нижегородской области. Каждый руководитель знает простое правило: нельзя планировать изменение, если ты не знаешь, кто его может осуществить. Поэтому кадровая политика у нас в абсолютном приоритете. Наша важнейшая задача – привлечь людей, у которых есть интерес к работе и искреннее стремление помочь родному городу. HR-портал позволяет каждому человеку зарегистрироваться, выбрать для себя приоритетную сферу, где бы он хотел сделать карьеру, и он попадает в нашу базу данных. У нас обязательно пройдет второй этап, когда мы будем проводить тестирование кандидатов. Но сначала человеку придет сообщение о том, что появилась такая-то вакансия, есть такое-то предложение, и это очень важный инструмент. Уже сейчас мы проводим открытые и закрытые конкурсы через эту систему. Нам очень нужны квалифицированные и мотивированные люди.
Вместе с ними мы сделаем все возможное, чтобы к 800-летию Нижний Новгород стал современным городом, и все цифровые технологии, которые уже доказали свою эффективность, были внедрены у нас в городе. А в чем-то надеемся быть и впереди. К примеру, Нижний Новгород опережает все другие города страны по внедрению «Умных остановок». Мы единственными подписали контракт с компанией «Ростелеком» с объемом инвестиций в 1,4 млрд рублей. После реализации этого проекта на остановках можно будет узнать, когда приедет тот или иной автобус, появится возможность вызвать экстренные службы, посмотреть всю карту движения в городе. На остановках будут камеры, которые, в том числе, обеспечат и безопасность горожан: система опознавания лиц позволит выявить криминальные элементы. Причем, весь функционал «Умных остановок» настраиваемый: в дальнейшем в зависимости от пожеланий жителей и развития технологий он может переписываться. Это важнейший инфраструктурный проект, реализуемый впервые в России. Причем, город не несет на него никаких расходов – он будет полностью профинансирован «Ростелекомом».
Справка NB
Основные направления программы повышения эффективности муниципального управления
Информационные системы, внедряемые в администрации Нижнего Новгорода в настоящее время:
· ИС HR-команда правительства
· Электронный документооборот
· ИС Управление Городским имуществом
· ИС Электронный бюджет
· ИС Работа с обращениями граждан
· ГИС управления муниципалитетом
Проекты цифровизации, запланированные на 2019-2021 гг.:
· Автоматизация проектного офиса
· Автоматизация межведомственного взаимодействия
· Автоматизация функций муниципального контроля
· ИС Централизованных закупок
· Автоматизация контроля за содержанием и уборкой улично-дорожной сети
· BIM
· Цифровизация ритуальных услуг
Справка NB
Информационные системы, запланированные к внедрению в Нижнем Новгороде в 2018-2021 гг.
ИС «Наш нижний» (Городской портал взаимодействия с жителями)
ИС «Антиснег»
ИС «Предприниматель»
ИС «Культурный Нижний»
ИС «Социальные проекты»
ИС «Молодой Нижний»
ИС «Зеленый Нижний»
ИС «Интересный Нижний»
Справка NB
Планы развития системы «Безопасный Нижний Новгород» в 2018-2021 гг.
· Увеличение количества камер видеонаблюдения (Дорожное движение и биометрия)
· Система оповещения
· Контроль качества атмосферного воздуха
· Контроль управления доступом в школы (биометрия)
· Пилотирование биометрии на транспорте
· Тревожные кнопки