ТЕЛЕМЕДИЦИНА: ВЧЕРА, СЕГОДНЯ, ЗАВТРА

27.02.2017  |  Технологии
ТЕЛЕМЕДИЦИНА: ВЧЕРА, СЕГОДНЯ, ЗАВТРА

Интернет входит в нашу жизнь настолько быстро, что многие услуги, ради которых надо было покидать дом, оказались у нас под рукой. Не обошла эта участь и рынок медицинских услуг. Уже сейчас не выходя из дома можно записаться к врачу на прием, узнать, как можно получить квалифицированную помощь. Бурными темпами развивается и рынок телемедицины. Теперь проконсультироваться с доктором также можно дистанционно.

 

Телемедицина и развитие рынка онлайн-медицины в России

Существует много терминов, определяющих суть телемедицины, но наиболее точным, пожалуй, является термин, данный Всемирной организацией здравоохранения: «Телемедицина – это предоставление услуг здравоохранения в условиях, когда расстояние является критическим фактором, работниками здравоохранения, использующими информационно-коммуникационные технологии для обмена необходимой информацией в целях диагностики, лечения и профилактики заболеваний и травм, проведения исследований и оценок, а также для непрерывного образования медицинских работников в интересах улучшения здоровья населения и развития местных сообществ».

В России становление телемедицины и медицинских онлайн-услуг началось в 1995 году, в Военно-медицинской академии им. С.М. Кирова (Санкт-Петербург), хотя сами специалисты отмечали, что передача информации на расстояние осуществлялась уже в 1970-е, когда результаты ЭКГ направлялись в специальные консультативные центры. В дальнейшем можно выделить ряд шагов, которые осуществлялись для развития телемедицины в России:

1997 год. Реализация проекта видеоконференций «Москва – регионы России», объединившего Научный центр сердечно-сосудистой хирургии имени Бакулева РАМН, НИИ педиатрии и ряд других центров.

1999 год. Создана московская корпоративная телемедицинская сеть, в которую входят 32 учреждения ЛПУ.

2001 год. Интеграция российских телемедицинских сетей с мировым информационным пространством.

Уже в 2010 году президент России Дмитрий Медведев отметил перспективы развития телемедицины в нашей стране: «Я надеюсь, что, в конечном счете, мы выйдем на такую ситуацию, когда реализация телемедицинских услуг даст возможность даже в самой отдаленной российской больнице или в фельд-шерско-акушерском пункте получать консультацию крупного специалиста, специалиста высокого уровня, потому что это как раз то, чем мы начали заниматься лет пять назад».

С тех пор рынок телемедицины шагнул далеко вперед. На запрос «медицинские онлайн-консультации» в поисковой строке браузера вы получите множество сайтов, предлагающих услуги специалистов разного уровня по различным интересующим вас вопросам, а если написать «запись к врачу онлайн», вам тут же предоставят ссылки на соответствующие сервисы. И вы выберете услугу, в которой нуждаетесь сейчас.

Как организовать свой бизнес в сфере медицинских консультаций?

На сайте «Бизнес реально и виртуально» вам могут предложить следующие шаги: «Для начала нужно зарегистрироваться в качестве частного предпринимателя или, как заведено в нашей стране, в качестве индивидуального. Регистрация проста, но если вы не хотите связываться со всей этой бумажной суетой, вам на помощь всегда придет одна из многочисленных организаций, готовых произвести регистрацию вместо вас за определенную плату, сохранив ваше драгоценное время, тем более что оно вам обязательно понадобится. Дело в том, что организация интернет-консультаций, несмотря на кажущуюся простоту – дело трудоемкое, ведь нужно проделать огромную работу на стадии подготовки бизнеса. Например, одной из основных забот станет создание сайта.

Конечно, можно обратиться в одну из специализированных компаний, однако в них сайты создаются по шаблону, следовательно, придется нанять специалиста, который будет тратить на вас неограниченное время, дабы создать красивый, а главное, удобный сайт, ведь люди будут заходить на него с определенной целью, и нужно, чтобы они сразу же находили то, что им нужно.

Итак, допустим, регистрация успешно завершена, сайт создан – пришло время зарабатывать деньги. Как всё организовать, за что брать плату с клиентов? Попробуем разобрать эти вопросы детально.

Онлайн- консультации: работа в деталях

На примере успешных зарубежных сайтов можно отметить несколько факторов такого рода бизнеса:

• Вам придется нанять квалифицированных врачей, готовых давать консультации. Таких специалистов много, поэтому за кадрами дело не станет.

• Определитесь с родом консультаций, их темами и прочим, ведь для каждого направления понадобится определенный специалист, хотя бывает, что доктор может проконсультировать во многих областях медицины.

• Определитесь со способом оплаты консультаций. Существует два способа: оплата непосредственно перед консультацией врача или покупка абонемента на месяц и более. Вариант с абонементом приведет больше клиентов, однако заработок с каждого из них может существенно сократиться. А кто знает, сколько раз в месяц человек захочет консультироваться?

Вы наверняка переживаете о востребованности интернет-консультаций, ведь легче сходить в поликлинику. У вас нет причин для беспокойства и вот почему. Людям свойственно бояться, и, прежде чем идти к врачу, любой человек с трясущимися
от страха коленками пытается найти хоть какую-то информацию в Интернете и, попав на онлайн-консультацию, стопроцентно заинтересуется ей. Главное – не отчаиваться и не лениться: только с трудолюбием и стремлением к лучшему придет
и развитие, и хороший заработок».

Перспективы интернет-консультаций в медицине и на рынке медицинских услуг

Давайте разберемся, насколько хорошо организованы онлайн-консультации у врача в современной России, и оценим перспективы этого направления. Поясняет специалист портала CNews Юлия Граванова: «У России есть определенная специфика, которая накладывает отпечаток на развитие рынка телемедицины. Активное развитие и распространение технологий телемедицины в странах Европы и Северной Америки обусловлено, прежде всего, наличием целевых правительственных программ, составной частью которых являются и концепции финансирования. Ни для кого не секрет, что стоимость современных мобильных и стационарных телемедицинских комплексов велика, и далеко не каждое медицинское учреждение может позволить себе их приобретение. Именно поэтому в концепцию финансирования проектов телемедицины наряду с лечебно-профилактическими учреждениями входят страховые компании, банки и другие финансовые организации, а также компании-разработчики оборудования для телемедицинских проектов». Другими словами, любое медицинское учреждение, решив приобрести аппаратуру для телемедицинских проектов, точно знает, какими возможностями для этого располагает и из каких источников будет осуществляться финансирование.

Однако в России с самого начала складывается совершенно иная ситуация – даже несмотря на включение телемедицины в список национальных приоритетов, до сих пор отсутствует связная концепция ее развития. Более того, на текущий момент на государственном уровне нет четкого понимания, за счет каких средств будет финансироваться развитие телемедицинских технологий. Очевидно, что только за счет госбюджета и средств ОМС достичь желаемого уровня невозможно, для активного развития телемедицины в России необходимо привлечение сторонних участников – банков и финансовых организаций, страховых компаний, разработчиков и поставщиков телемедицинских технологий, что предполагает наличие соответствующего юридического базиса, который позволил бы распределить права и обязанности сторон, участвующих в проектах телемедицины, рассчитать степень рискованности проектов внедрения телемедицинских технологий.

 Сдерживающим фактором развития также является невозможность полного использования потенциала телемедицины в рамках действующего законодательства, которое не предусматривает вариантов лечения без непосредственного контакта врача и пациента. В такой ситуации телемедицинские системы могут использоваться только для консультаций больных, обучения и повышения квалификации медицинских работников.

Неразвитость правового поля обусловливает и наличие целого ряда других проблем, препятствующих активному внедрению телемедицинских технологий в российскую врачебную практику. К ним  следует отнести размытость правового статуса телемедицинской службы, фактическое отсутствие нормативной базы, регламентирующей деятельность телемедицинских подразделений и определяющей качество телемедицинских услуг, прежде всего врачебных консультаций. Микаэл Дашян, автор доклада «Правовые аспекты оказания телемедицинских услуг», в качестве основных правовых коллизий в сфере телемедицины называет неопределенность юрисдикции и правового статуса Интернета, в том числе в сфере оказания медицинских услуг, спорную ситуацию вокруг лицензирования и сертификации, необходимость правового регулирования вопроса обеспечения медицинской тайны в проектах телемедицины.

Для преодоления этих и ряда других барьеров и гармоничного развития телемедицинских технологий в России необходимо создание генерального плана развития телемедицины на государственном уровне, который позволил бы осветить такие моменты, как область применения телемедицины и ее ограничения, бизнес-модели реализации телемедицины, методы обеспечения информационной безопасности телемедицины, подходы к ее правовому обеспечению, к стандартизации телемедицинских технологий, типовые варианты решений по построению телемедицинских сетей и систем, решения
по подготовке специалистов для обслуживания телемедицины».

Таким образом, можно сказать, что в ряде случаев организация врачебных онлайн-консультаций – это дело, где ответственность за качество услуг ложится на организатора консультации в сети. И потому при выборе сервиса, предоставляющего услуги, например, терапевта, который через веб-камеру постарается поставить вам диагноз, нужно быть уверенным в качестве работы сервиса и профессионализме специалиста.

Тем не менее сфера медицинских консультаций в режиме онлайн доказывает свою полезность, она может использоваться для трансляции хирургических операций, когда опытный хирург может наглядно продемонстрировать молодым специалистам основы проведения оперативного вмешательства; телеобучения будущих врачей; консультирования в режиме реального времени, что особенно важно при работе с пациентами из отдаленных населенных пунктов; постановке  верного диагноза без лишней поездки, например, из Якутии на Урал. Системы дистанционного мониторинга позволяют специалистам наблюдать за состоянием здоровья пациента, страдающего хроническим заболеванием, или за здоровьем людей, работающих в особо опасных условиях.

Несмотря на существующие недостатки, телемедицина и онлайн-консультации врачей доказывают свою необходимость. Их совершенствование – лишь вопрос времени.  


Возврат к списку

Наверх