Центр цифровизации бизнеса

15.05.2024  |  Технологии
Центр цифровизации бизнеса

В Нижнем Новгороде начал работу Проектный офис по отраслевым решениям ПАО «Ростелеком», перед которым поставлена задача внедрения цифровых решений на российских предприятиях различных отраслей для повышения их конкурентоспособности.

 

Тиражировать накопленный опыт на все отрасли экономики

ПАО «Ростелеком» – одна из крупнейших госкорпораций России – встретилась с теми же вызовами последних лет, что и все предприятия страны. С началом пандемии ей пришлось в срочном порядке организовывать огромное количество удаленных рабочих мест. Дефицит рабочей силы и рост стоимости труда ускорили планомерную работу над повышением эффективности и внедрением системы бережливого производства. С введением странами Запада антироссийских санкций Ростелеком столкнулся с необходимостью замещения импортного оборудования, комплектующих и программного обеспечения. Поскольку же сохранение работоспособности инфраструктуры связи стало важнейшей национальной задачей, оператор получил от государства задание координировать процесс импортозамещения в отрасли телекоммуникаций.


Как рассказал вице-президент, директор Нижегородского филиала ПАО «Ростелеком» Евгений Петров, с большинством поставленных государством задач компания успешно справилась. Ростелеком выполнял собственные разработки, инвестировал в компании, занимающиеся импортозамещением зарубежных решений, создавал совместные предприятия с перспективными производителями и разработчиками. «В результате в течение 2023 года нашей компании удалось решить вопросы, связанные с отсутствием импортного оборудования и программного обеспечения, нарастить темпы строительства и модернизации телекоммуникационной инфраструктуры и вывести на рынок новые цифровые продукты и сервисы для бизнеса», – утверждает Евгений Петров. Ряд образцов импортозамещенной продукции Ростелеком продемонстрировал на конференции ЦИПР в прошлом году, еще больше покажет на ЦИПР 2024 года.


Сейчас перед ПАО «Ростелеком» поставлена задача тиражировать успешный опыт собственной цифровой трансформации, повышения эффективности и импортозамещения на предприятия других отраслей экономики.

 

Комплексный подход по четырем направлениям

У корпорации уже имеется богатый опыт внедрения цифровых технологических решений в различных российских компаниях. Но, как рассказал Евгений Петров, разработки, востребованные, например, за Уралом, не всегда подходят предприятиям европейской части страны. «Чтобы быть ближе к региональным заказчикам, мы пошли по пути формирования Проектного офиса как центра компетенций для решения прикладных задач, – объяснил идею создания нового функционального подразделения Евгений Петров. – На основании потребностей клиентов мы создали отраслевой портрет регионов ПФО и выбрали четыре ключевых направления деятельности нового офиса. Это автоматизация различных инженерных систем и производственных процессов, цифровая трансформация производств, развитие ИТ-инфраструктуры и внедрение человекоцентричных решений».


Автоматизация инженерных систем и производственных процессов включает в себя все что связано с АСУТП, ТОиР, предикативной аналитикой, цифровыми двойниками, энергосервисными мероприятиями, коммерческим учетом и т.п. Цифровая трансформация и внедрение цифровых инструментов Бережливого производства предполагает аудит бизнес-процессов, разработку вариантов оптимизации и стратегии развития с последующей автоматизацией производств. Проекты по развитию ИТ-инфраструктуры могут включать в себя создание корпоративных сетей связи, собственных или облачных вычислительных ресурсов и систем хранения данных, системное ПО, кибербезопасность. А под человекоцентричными решениями подразумеваются цифровые инструменты охраны труда, техники безопасности, физическая охрана периметра и пр.


Сегодня из-за дефицита персонала и роста стоимости рабочей силы интерес бизнеса к инструментам цифровизации и автоматизации заметно возрос. «Но ни цифровизация, ни автоматизация – это не самоцель, а только средство повышения эффективности компаний, – объяснила необходимость комплексного подхода к внедрению технологических решений директор по работе с корпоративным и государственным сегментами макрорегионального филиала «Волга» ПАО «Ростелеком» Екатерина Соболева. – Мы стараемся помогать заказчикам просчитывать экономические модели с точки зрения достижения целевого эффекта от проведения конкретных мероприятий». Предприятия перед внедрением того или иного решения ставят прикладные экономические задачи: повысить эффективность производства на столько-то процентов, снизить трудоемкость, увеличить выпуск продукции, избавиться от потерь…


«Для повышения эффективности производства нужно на каждом этапе правильно выстроить бизнес-процессы, а затем максимально исключить из них человеческий фактор, что невозможно без использования цифровых инструментов», – утверждает Екатерина Соболева. А потому специалисты Ростелекома проводят анализ существующих бизнес-процессов на предприятии заказчика, находят возможности их изменения и совершенствования для снижения потерь. Уже это должно дать компании экономический эффект. Затем подбираются цифровые технологические инструменты автоматизации усовершенствованных процессов, которые дадут кумулятивный эффект роста бизнеса компании-заказчика.


При этом, как рассказал директор проектного офиса по отраслевым решениям региональной дирекции «Волга» ПАО «Ростелеком» Владимир Устюжанинов, для решения таких задач была сформирована специальная команда Проектного офиса. В нее вошли не только специалисты Ростелекома, но и бывшие сотрудники ушедших из России западных интеграторов, которые понимают, как работают зарубежные продукты и имеют опыт внедрения решений на предприятиях разных отраслей. При этом специалисты приволжского Проектного офиса постоянно общаются со своими коллегами из других Федеральных округов страны. Как рассказал Владимир Устюжанинов, в Ростелекоме создан специальный информационный ресурс, на котором фиксируются внедренные или пилотируемые решения. «Можно зайти на этот ресурс, посмотреть, кто внедрял тот или иной продукт, и в случае возникновения потребности выйти на коллег и обменяться опытом», – утверждает Владимир Устюжанинов.

 

Главный вопрос – окупаемость цифровых решений

«Первый вопрос, который ставят перед нами заказчики – каковы гарантии окупаемости внедрения того или иного решения», – говорит Екатерина Соболева. По ее словам, корректность расчетов зависит от объема предоставления данных компанией. «Чем больший объем информации мы имеем, тем точнее можем спрогнозировать, что произойдет на предприятии в результате внедрения новых технологий», – поясняет Екатерина Соболева. В качестве примера она привела заказ на внедрение предикативной аналитики выхода из строя технологического оборудования. В результате реализации этого проекта руководство предприятия будет точно знать, когда остановится тот или иной станок и потребуется его ремонт, и сможет заранее принимать осознанные управленческие решения. «Если предприятие точно знает, сколько стоит каждый день простоя станка, расчет окупаемости внедрения предикативной аналитики выполнить достаточно просто. Если таких вводных нет, точный прогноз невозможен», – объяснила госпожа Соболева.


В любом случае, специалисты Проектного офиса стараются подбирать для клиентов инструменты с наименьшим сроком окупаемости. В качестве примера Владимир Устюжанинов привел находящийся на стадии согласования проект автоматизации обнаружения заторов сырья на транспортере с оповещением персонала на одном из нижегородских предприятий. Из-за не вполне удачной конструкции транспортера, на нем регулярно образуются заторы, сырье начинает падать на расположенное под ним оборудование, а оператор, наблюдающий за транспортером по видео, не всегда успевает оперативно среагировать, из-за чего транспортер (а вместе с ним и все производство) приходится периодически останавливать. Изначально для решения проблемы заказчики сделали запрос на внедрение системы машинного зрения. Но только за разработку такой системы подрядчики запросили от 500 тыс. до 8 млн рублей. Специалисты Проектного офиса предложили установить на транспортере два датчика и небольшой вычислитель с выводом тревожного сигнала на монитор оператора. Такое несложное инженерное решение обойдется заказчику в 250 тыс. рублей и окупится в считанные недели, если не дни.


Для решения типичных задач в Проектных офисах Ростелекома по всей стране накоплен уже достаточно большой портфель типовых решений с понятной эффективностью и сроками окупаемости. Если же задача никем ранее не решалась, Ростелеком готов вместе с предприятиями-клиентами начинать пилотные проекты на условиях совместного или даже полного финансирования за свой счет. «Мы готовы экспериментировать вместе с компаниями различных отраслей, чтобы определить эффект от реализации того или иного проекта, если данное решение может быть масштабировано на других предприятиях страны, – утверждает Екатерина Соболева. – Если эксперимент окажется удачным, заказчик повысит эффективность своего бизнеса. В противном же случае он ничего не теряет – ведь все работы производились за наш счет». В других случаях выбор инструментов финансирования зависит от проекта. Ростелеком готов гибко подходить к структурированию сделок, чтобы помочь наибольшему количеству российских компаний.


Возврат к списку

Наверх