Краудфандинг набирает обороты

12.02.2018  |  Финансы
Краудфандинг набирает обороты

Набрать деньги на интересный и перспективный проект становится всё проще. Более миллиарда рублей собрали в России авторы интересных культурных, социальных и бизнес-проектов. Деньги люди присылали им по Интернету – примерно по четверти миллиарда в год.

На эти средства более тысячи идей стали реальностью, рассказала эксперт Лиги здоровья нации Ирина Лиленко. По сути, любой из нас может обратиться к интернет-пользователям с просьбой профинансировать свой проект. Дадут или нет – другой вопрос. Это краудфандинг (народное финансирование), явление в России новое, но набирающее обороты, хотя риски у дающих деньги немаленькие.

Уже есть реализованные проекты, которые с помощью краудфандинга дали новую жизнь деревням на Урале. Один из них – создание новой пасеки в деревне Малый Турыш, где мёд производится по особым рецептам – с разными добавками, например, ягодами. Другой пример: в мае прошлого года посредством краудфандинга активно поддержали создание фильма Гарри Бардина «Слушая Бетховена». Фильм уже готов.

250 миллионов рублей россияне тратят на поддержку интересных проектов – от кино до пасеки.

В мире краудфандинг работает около десяти лет, благодаря чему созданы новые производства, а значит рабочие места, количество которых приближается к 300 тысячам. Оборот мирового рынка краудфандинга составляет сейчас примерно 10 миллиардов долларов в год. Россия включилась в этот процесс пять лет назад, но до сих пор многие наши граждане понятия не имеют, что это такое, и путают с благотворительностью.

Что мешает бизнесу в России

Как пояснила Ирина Лиленко, если человек или организация собирает деньги на лечение больного ребенка – это благотворительность. Если кто-то просит их на создание фонда помощи – тоже: человек добровольно отдает свои деньги, ничего не получая взамен.

В случае с краудфандингом тоже собираются деньги на хорошие дела, но тут «жертвователь», а в краудфандинге он называется бэкером (от английского backer – поддерживающий, поручитель, сторонник) обязательно получает вознаграждение.

Например, он дает деньги писателю на издание его книги и взамен получает эту книгу в подарок с автографом, приглашение на закрытый творческий вечер или что-то еще весьма привлекательное. Чем большей суммой человек поддерживает проект, тем больше награда.

«Что станет вознаграждением в каждом проекте, зависит от его направленности и фантазии автора. Предлагать бэкерам взамен вложенных ими денег можно что угодно, кроме алкоголя, сигарет, наркотиков и оружия», – рассказывает Ирина Лиленко. Например, недавно Диана Арбенина с помощью краудфандинга собрала 5,5 миллиона рублей на открытие студии звукозаписи для молодых исполнителей, а бэкерам взамен будут дарить диски, приглашения для участия в разных творческих проектах.

А бэкеры деревни Малый Турыш получили как вознаграждение от одной баночки меда до крупных партий в зависимости от того, сколько денег они вложили в проект. «Краудфандинг – это своего рода предзаказ. Как в советские времена, люди подписывались на разные книги, оплачивая заказ сразу, а потом раз в месяц получали по одному тому.

Так и тут – человек сегодня вложил деньги, а завтра получил вознаграждение. Но стоит уточнить, речь не идет о дивидендах, потому что они выплачиваются на регулярной основе. А отдав деньги в проект, человек получает награду один раз», – говорит Лиленко. Как уже говорилось, собрать деньги на реализацию некоего проекта может каждый, у кого есть хорошая идея. Для этого достаточно зарегистрироваться на одной из краудфандинговых площадок в Интернете (в России их две – Boomstarter и планета.ру), оформить идею как проект и пригласить желающих поддержать его деньгами и получить за это вознаграждение.

«Главное отличие российского и зарубежного краудфандинга в том, что там поддерживают идею – понравилась идея, значит, есть поддержка, а у нас охотнее поддерживают репутацию. Если у автора нет положительной репутации в его аудитории, то и поддержки не будет, – говорит Ирина Лиленко. – К уникальным российским сложностям в краудфандинге можно отнести особое недоверие со стороны российского бэкера. Оно заметно сильнее, чем у бэкера зарубежного. Наш народ добрее и щедрее многих, но и недоверчивее, потому что у нас были различные МММ. Надо много и системно работать, чтобы избавить людей от негативных впечатлений 90-х годов».

Мошенники в российском краудфандинге – явление еще не встречавшееся, утверждает эксперт, именно потому, что он репутационный. А вот безалаберности много. Люди порой не получают обещанного вознаграждения не потому, что их обманули, а потому, что автор проекта просто забыл – поступил безответственно. И он не понимает, что ему уже никогда не вернуться в краудфандинг с такой репутацией.

Но больше всего развитию краудфандинга в нашей стране мешает незнание особенностей технологии. Учебников и пособий на эту тему нет. Единственное место, где можно этому поучиться у настоящих практиков, – это ежегодная конференция по краудфандингу, и в 2018 году она состоится в апреле. Там нет лекций, перед аудиторией выступают люди, которые уже участвовали в «народном финансировании», набили шишки, придумали фишки для бэкеров – люди, которым есть что рассказать новичкам. В любом случае, прежде чем становиться народным инвестором, надо внимательно изучить условия «игры».  


Возврат к списку

Наверх